учитель начальных классов
МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Формирование познавательных УУД
Как условие успешного развития ребенка в рамках внеурочной деятельности
В соответствии с ФГОС НОО
Мы живем в эпоху нано технологий,
И каждый год дает нам новый старт,
То освоение журналов электронных,
А ныне новый наш образовательный стандарт.
Александр Асмолов
Что должно стать главным результатом обучения в школе? Как построить систему обучения, чтобы выпускник мог легко адаптироваться в реальном мире? Главный ответ на многие из этих вопросов – применение универсальных учебных действий в реальной жизни. Кто может их применить? Только тот ученик, который ими овладеет. Главное условие для успешного формирования УУД – включение учащихся в активную внеурочную деятельность.
Наша школа,опираясь на потребность и готовность школьников к овладению универсальными учебными действиями, организует внеурочную деятельность так, чтобы можно было максимально развить или формировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, обеспечить воспитание свободной личности.
Внеурочная деятельность для младших школьников – это возможность научиться тому, чему не может научить обычный урок: ориентация в реальном мире, проба своих сил, поиск себя. Мы, учителя начальных классов, всегда помним, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Именно поэтому малышам необходимы разнообразные формы организации внеурочной деятельности, которая значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессового состояния, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективной реализации познавательных потребностей.
|
Чтоб был удачным в жизни старт,
Чтоб человечек рос успешным,
Зажжем в нем творческий азарт
И к знаниям любовь, конечно.
В нашей школе создан парк «Мир творчества», в котором есть следующие направления:
- «Аллея славы»;
- «Деревянное зодчество»;
- «Мир кино»;
- «Выставочная панорама детского творчества».
Мною разработана программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Известные люди нашего края». Она обеспечивает формирование познавательных УУД через метод проектов, который предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать знания из разных предметных областей, использовать различные режимы работы учащихся, организацию обучения в сотрудничестве.
Использование проектной деятельности позволяет ребятам научиться отбирать нужный материал для экскурсий по «Аллее славы», самим находить новые формы представления материала, воплощать их в инсценировках на площадке «Деревянное зодчество». Работаем мы и над наполнением раздела нашего парка «Мир кино»: пробуем свои силы в создании короткометражных фильмов. Ребята сами определяют в каком направлении им работать. Моя задача -поддержать и направить.
Как же я это делаю?
- не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а организую
процесс так, чтобы они добывали это знание в собственнойпознавательной
|
деятельности;
- учитываю возрастные психологические особенности развития детей;
- создаю доброжелательную атмосферу;
- формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и
адекватному принятию решения в ситуации выбора;
- создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой
деятельности;
-обучаю работе с дополнительной литературой, словарями, энциклопедиями, справочниками.
Продуктом нашей совместной деятельности с коллегами из МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43 им. Г.К. Жукова» города Курска являются альбомы по временам года и памятным датам с рисунками и стихами наших детей, инсценировки по мотивам русских народных сказок, создание видеотеки школьной жизни.
На мой взгляд, именно в проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт – опыт формирования познавательных УУД: общеучебных, логических, постановки и решения проблем.
Вопрос заключается лишь в правильном подборе методов и приёмов формирования познавательных УУД, адекватных возрастным особенностям младшего школьника.
Литература и интернет-источник
1. Дусовицкий А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя/А.К. Дусовицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н.Толмачева, З.И.Шелкунова-2-е изд.-М.: Вита-Пресс, 2010
2. https://www.infourok.ru/