Активизация познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность




Всё другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении - в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познаёт, - он чувствует радость и обретает человеческую гордость.

В.А.Сухомлинский

Главная цель внеурочной деятельности - формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и связной речи, интереса к родному языку и воспитание потребности изучать школьные предметы.
Уже в первом классе познавательная деятельность формируется таким образом, чтобы ученики могли попробовать себя в разных сферах внеурочной деятельности. Таким образом, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою познавательную активность, реализовывать свои личностные качества.

Формирование познавательной активности младших школьников – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики, поскольку в процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе. Отличительными чертами познавательной активности является оригинальность мышления, умение находить нестандартные, непохожие на другие решения.

Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Развитие познавательной активности личности в обучении требует в нашем информационном мире принципиального переосмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации познавательной активности обучаемых является не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание таких условий, которые позволят развить у учащегося разные стороны активности: интеллектуальную, личностную, социальную.Познавательная активность заставляет искать и находить решение проблем в окружающей ребенка действительности, которые, на первый взгляд, кажутся неразрешимыми.

В начальной школе нашего образовательного учреждения целенаправленно ведется работа по интеллектуально-познавательному творческому направлению. Интеллектуально-творческая деятельность имеет разные формы. Это участие младших школьников в различных «предметных неделях», предметных и внепредметных очных и заочных олимпиадах (от школьных до всероссийских). Это составление своих творческих заданий для различных конкурсов, участие в проектной деятельности, написание работ к научно-практическим конференциям школьников и т. д.. Думается, что привлечение младших школьников к различным конкурсам по интеллектуально-познавательному творческому направлению является одним из условий формирования личности обучающегося, фактором повышения качества образовательного процесса в учреждении.

В рамках сетевого взаимодействия учителя начальной школы, спланировали проведение различных интеллектуальных игр, олимпиад, познавательных праздников, ктд, отборочных классных мини-конференций. В школе создана творческая группа учителей начальных классов, являющихся организаторами и координаторами интеллектуально-познавательного направления внеурочной деятельности в начальной школе. Цель создания творческой группы — создание творческого сообщества, разработка единой системы привлечения младших школьников к интеллектуально-творческой деятельности и активного участия в ней, повышение качества образовательного процесса. Учителя начальных классов ведут деятельность по организации и проведению собственных конкурсов, проектов, участие в разработке олимпиад, подготовке групп к сетевым проектам.

В образовательном учреждении работает научное общество учащихся «Эверест». Внеурочная познавательная деятельность младших школьников организована в форме кружка познавательной направленности. Кружок образован для занятий с одаренными детьми начальной школы. Работа была начата с учениками, которые готовили работы для научно-практической конференции учащихся школы «Шаг в будущее». Занятия в кружке проводятся в форме экскурсий, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований, а также групповые занятия различной тематики. А интеллектуальные игры, заочные конкурсы, познавательные экскурсии, очные интеллектуально-творческие турниры позволяют глубже изучить материал, привлечь младших школьников к познавательной деятельности, помогают формированию разносторонне развитой высоконравственной личности. Школьникам оказывается адресная помощь в разработке темы и рецензирование детских работ, индивидуальная работа с учащимися по выбранной теме исследования.

Важным фактором активизации познавательной деятельности является поощрение. Поэтому при проведении совместных мероприятий мы старались поощрять детей во время выполнения заданий (баллы, жетоны, значки отличника, грамоты, дипломы).

Интерес к познавательной деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у детей хорошо развиты познавательные способности. Педагоги на занятиях стараются построить такое образовательное пространство, в котором каждый ученик школы может самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и ситуаций. Важно, что школьник должен не только воспроизводить предметные знания в стандартных учебных ситуациях, но и уметь использовать их при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Таким образом, в результате успешного применения поощрений развивается интерес к познавательной деятельности; постепенно увеличивается объем работы на занятии как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности; усиливается стремление к творчеству, дети ждут новых заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологических климат: дети не бояться ошибок, помогают друг другу.

При развитии познавательных способностей младших школьников лучше организовывать самостоятельную деятельность учащихся в поиске ответов на поставленные проблемные вопросы. Некоторые задания или вопросы изначально должны подразумевать отказ учителя от роли проводника и единственного источника знаний. В качестве источников информации могут быть использованы как детские энциклопедии или другая познавательная литература, заранее приготовленная учителем, так и ресурсы сети Интернет.

На своих занятиях по внеурочной деятельности педагоги школы активно применяют игры. Именно там раскрываются более широкие возможности для проведения игр, которые способствуют более гармоничной, менее болезненной адаптации ребёнка в современном обществе. Наиболее часто применимы сюжетно-ролевые игры, в которых условия игры схожи с условиями жизни в обществе. Это могут быть игры «Хочу быть учителем», «Играем в профессии», «Отправляемся путешествовать…», «Знаем правила движения», «Играем в сказки» и т.д.

Для развития познавательного интереса у учащихся используем разнообразный занимательный материал: загадки, пословицы, ребусы, кроссворды, задачи в стихах, головоломки, задания на сообразительность, логику. Дети с удовольствием решают эти творческие задания. Расширяется кругозор, развивается и обогащается речь детей.

Готовясь к занятиям, стараемся пробудить в них активное зрительное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяю на уроке.

В такой игровой форме проведения ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения данные учителем, а учитель, таким образом, стимулирует логическое мышление ученика. Задания помогают формированию целостного представления об окружающем мире, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание. В результате чего у детей появляется интерес к различным предметам.

Таким образом, систематическое использование заданий на развитие познавательных способностей младших школьников повышает уровень развития интеллекта учащихся, развивает память, внимание, мышление, восприятие, расширяет кругозор. Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, необходимо вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ему поверить в себя, в свои силы.

 

Литература

 

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение. – 2011- 224 с.

2. Дубровина И. В. Младший школьник // Развитие познавательных способностей. – 2007. – М.: Просвещение. – С. 180.

3. Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся // Управление начальной школой.- 2011 - №3.-С.4-22.

4. Криволапова Н. А. – Внеурочная деятельность // Программа развития познавательных способностей учащихся. – 2012. – М.: Просвещение. – С. 46.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: