Оксана Евгеньевна Клейменова,




учитель-логопед высшей квалификационной

категории МБОУ "Средняя общеобразовательная

школа № 30" города Курска

Мастер- класс "Особенности работы над пословицами во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

Русские пословицы имеют значение при первоначальном

учении отечественному языку, во-первых, по своей форме,

во-вторых, по своему содержанию.

К. Д. Ушинский.

 

Цель: познакомить коллег с методикой работы над пословицами во внеурочной деятельности.

Задачи:

1.На примере данного занятия повысить мотивацию педагогов к применению данной технологии в своей практике, воспитание единомышленников.

2.Побудить педагогов использовать малые жанры фольклора в педагогической деятельности как нравственное воспитание подрастающего поколения.

3. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер- класса между собой.
Оборудование: экран, конверты с пословицами и словами, ребусы, лото посло-виц, лабиринты с пословицами, деформированные пословицы.

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к русскому языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание не только на уроках чтения, русского языка, но и во внеклассной работе. Дети учатся собирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать смысл пословиц, понимать их обобщающий характер. Изучение мудрых, образных народных афоризмов обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная и интересная работа с пословицами прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Необходимо помнить, что пословицы воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, уважение к народу, создающему эти сокровища, и гордость за него. Данные методы и приёмы широко используются во внеурочной деятельности при работе над курсом "Лукошко народной мудрости" и были использованы на одном из этапов игры "Дружба- главное чудо на свете". Ведь лучше запоминается то, что воздействует не только на ум, но и на чувства. В этом отношении идеальными примерами являются пословицы, для которых характерна меткость, краткость и образность языка.

Развитие речи - процесс сложный, творческий. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Вашему вниманию привожу обширный практический материал. Постараюсь Вас познакомить с некоторыми приёмами работы над пословицами, которые я использую на внеурочных занятиях.

Практическая часть.

При проведении мастер -класса присутствующие делятся на две команды. На каждом этапе определяется победитель.

1)Каждой команде предоставляется возможность поговорить о том, что же такое пословица. Пословица- это поэтическое, широко употребляемое в речи устойчивое, с переносным значением выражение, которое обобщает социально- исторический опыт народа, носит поучительный характер. Пословица- это суждение, в котором содержится какой-то определённый вывод, обобщение. Затем команды работают с парными картинками. Находят среди них о дружбе (лото пословиц).Л. Н. Толстой, прекрасно понимая специфику пословиц и поговорок как жанра устного народного творчества, настоятельно рекомендовал педагогам использовать при работе с ними иллюстрации. Использование в работе с пословицами и поговорками картинок и иллюстрации подсказывается также и особенностями наглядно-образного мышления младших школьников. К одной картинке, изображающей начало, подбирается, из ряда пословиц, её окончание. Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и осознаётся её обобщённость и многозначность. Кроме того, использование иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей, развивает образы мышления, творческое воображение.

2)Не менее интересна работа с изменёнными пословицами.

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чьё-то место заняла?

Выигрывает та команда, которая быстрей отгадает и запишет правильную пословицу. Путь к постижению смысла - анализ его в единстве с формой, поэтому мы получаем иной результат, если сначала обращаем внимание детей на эту форму, учим осмысливать каждое слово, сравнивая его с возможными вариантами, выясняя, какой оттенок смысла вносит другое слово, как характеризует это человека или явление действительности.

Кочешь дружбы — будь другом.(хочешь)

С добрым дружись, а рукавых(лукавых) берегись.

Дружбу водить — так себя не чадить(щадить).

Был бы друг, а бремя (время)будет.

Маленькая дружба лучше большой жжоры (ссоры).
3)Предлагается для участников мастер-класса игра " Кто быстрей?"

Перед вами сло-го-ви-ца

В ней пословица таится.

Отправляясь в путь-дорогу,

Делай шаг от слога к слогу.

Всю пословицу прочти,

Не запутайся в пути.

Восстановление текста пословицы из отдельных частей, на которые она разделена. При этом могут применяться различные по форме фигуры, которые надо соединить так, чтобы была возможность прочесть написанное. Соединение слов осуществляется по стрелкам или слова написаны на отдельных картонных прямоугольниках, соединённых в виде бус. Несколько бус могут быть перепутаны между собой.

Ещё одна игра- викторина " Пословицы и поговорки". Из каждой пословицы выбирается по слову и составляется новая. Опора на мышление как основание развития речи предполагает собой непрерывное внимание к содержательной стороне речи. Накапливая жизненный опыт, наблюдая и сравнивая, жизненные явления и ситуации, учащиеся переходят к анализу явлений, а затем соответственно к их обобщению.

От иной похвалы хоть в землю уйди.

Лежебоке и солнце не в пору всходит.

Не солома красит гумно, а зерно.

Человека встречают по одёжке, а провожают по уму.

Где охота и труд, там и поля цветут.

(Землю солнце красит, а человека труд)

Рефлексия.

На мой взгляд, данная работа имеет новые цели, т.к. ФГОС нового поколения требуют формирование личностных и коммуникативных УУД, а именно: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Мы имеем возможность выбрать те материалы и методические средства, которые отвечают условиям работы на внеурочных занятиях. Ведь средства языка, усвоенные по образцам, становятся инструментом творческой деятельности школьника в речи, диалоге, рассказе и других самостоятельных формах. Заметьте, коллеги, пословицы как нельзя лучше способствуют решению вышеназванных задач.

Вот прошёл мой мастер-класс.

Попрошу, коллеги, вас:

Чтоб урок пошёл всем впрок,

Подвести простой итог!

Если мастер-класс полезен,

Или просто интересен,

Поднимите синий круг!

Круг зелёный -непонятно

И приёмы все невнятны!

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем поднимать!

А теперь круги подняли,

Всему залу показали!

Так итог мы подвели.

Литература

1.Акименко В.М. Сердце отдаю детям. Развивающие технологии в логопедии. -Ростов н/Д.:Феникс,2011.

2.Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи млад­ших школьников. В 3-х ч. Ч. 2: Предложение. Текст: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008.

3.Глозман Ж.М. (ред.) Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе.- Москва: ТЦ Сфера,2006.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: