Социальное творчество как основа раскрытия потенциала личности младшего школьника




 

С самого раннего возраста любой ребенок начинает учиться быть собой и стремится к одобрению окружающих. От этого и зависит сможет ли он дальше развиваться и реализует ли свой потенциал?

Само слово «потенциал» подразумевает под собой нечто, заложенное в человеке изначально. Его развитие, во многом, зависит от взрослых людей: смогут ли они разглядеть те или иные способности в ребенке, отнесутся ли они с пониманием к тому, что подарено ему природой.

Личностный потенциал ребенка складывается из нескольких основных компонентов, каждый из которых, в свою очередь, может быть рассмотрен как отдельная форма потенциала.

Первый компонент личностного потенциала ребенка – интеллектуальный потенциал – определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность, и которая складывается из знаний о внешнем мире. Ее получение зависит от природного ума, образованности и практического опыта. С этим потенциалом связана познавательная деятельность человека.

Следующий компонент личностного потенциала ребенка, коммуникативный потенциал, представляет собой систему свойств, умений и способностей, обеспечивающих ребенку успешность общения и взаимопонимания с другими людьми, способности к овладению коммуникативными качествами.

Третий компонент личностного потенциала ребенка – творческий компонент – определяется умениями, навыками и способностями к созидательному и продуктивному действию, творчеству.

Четвертый компонент личностного потенциала ребенка – эмоционально-волевой потенциал – включает систему эмоций, чувств, эмоциональных состояний, эмоциональных и волевых качеств. Развитие эмоционально-волевой регуляции связано с формированием мотивационно-смысловой сферы, мировоззрения и убеждений человека, а также способности к волевым усилиям.

Пятый компонент личностного потенциала ребенка - мотивационно-ценностный потенциал включает систему целей, ценностей и ценностных ориентаций, социально-психологических установок личности. «Мотивационно-ценностный потенциал является важнейшим компонентом личностного потенциала, наиболее тесно связан с нравственным потенциалом и составляет единый ценностно-нравственный компонент структуры личности».

Раскрытие личностного потенциала можно смело назвать одной из целей в жизни каждого человека. Как педагогам, так и родителям важно создавать условия для развития личностного потенциала ребенка.

Одним из способов раскрытия и развития потенциала личности ребенка является привлечение его к социальному творчеству (социально-преобразовательной деятельности), например, социальным акциям, проектам, волонтерской деятельности и т. п. Следует отметить, что социально-преобразовательная деятельность наиболее полно развивает все компоненты личностного потенциала детей. Например, участвуя в социальном проекте «Покорми птиц зимой», дети знакомятся с видами птиц, остающихся на зимовку, особенностями их поведения и питания (развивается интеллектуальный потенциал), взаимодействуя друг с другом, родителями и учителем общими усилиями создают кормушки (развивается коммуникативный и творческий потенциал). В результате выполнения коллективной работы и наблюдения полученных результатов также развиваются эмоционально-волевой и мотивационно-ценностный потенциалы.

Основной задачей социально полезной деятельности учеников является формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом, развитие организационных и коммуникативных компетенций, механизмов эмоционально-волевого регулирования поведения, основ личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

Социальная деятельность в нашей школе предусматривает участие ребят в мероприятиях по различным направлениям. Отметим некоторые из них.

Первое направление – экологическое – носит название «Мы в ответе за нашу планету». Оно включает в себя организацию субботников, формирование экологических десантов, изучение экологической обстановки в микрорайоне «Волокно», формирование правовой и экологической культуры, конкурсы рисунков и плакатов, уборка и озеленение прилегающей территории школы. Наши ребята принимали участие в акции « Образцовый школьный двор», в ходе которой вышли на уборку территории школьного двора. Дети собирали мусор, белили деревья и клумбы. Также ученики принимали участие в таких экологических мероприятиях, как «Помоги птицам», «Живи, Земля!», «Право жить». Последнее заключалось в том, что дети собирали и сдавали макулатуру, а все вырученные средства были переданы в благотворительное общество помощи бездомным животным «Хвост трубой».

В ходе этих мероприятий у детей развивалась познавательная мотивация и интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, а также такое важное духовно-нравственное качество личности, как сопереживание. Мы старались закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем, и о котором нужно заботиться общими усилиями.

Второе направление – патриотическое – называется «Нам жить и помнить!» и включает оно в себя помощь ветеранам Великой Отечественной войны и пожилым, одиноким людям. Были проведены акции: «Дорогие, мои, старики!», «Новогодний подарок одиноким людям», «Ветеран живет рядом». Принимая участие в них, дети приобрели опыт бескорыстного оказания помощи другим, отзывчивого и внимательного отношения к пожилым людям. Эти мероприятия способствовали развитию у детей высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности.

Одним из условий развития личности является здоровье, его осознанное восприятие как обязательная составляющая гармоничного развития человека.

Третье направление работы – «Спорт и здоровый образ жизни!» – предполагает участие школьников в различных социально-значимых проектах и акциях, таких как «Мы за здоровый образ жизни», «Мы выбираем спорт», «Береги здоровье смолоду», «Будем питаться правильно».

Основной результат работы данного направления – формирование более ответственной, здоровой личности.

«Доброе сердце – добрые дела!» – это четвертое направление, главная цель которого – развитие внутреннего стремления школьников делать добро во благо других людей.

В рамках этого направления был проведен конкурс рисунков «Я рисую добро!», в ходе которого младшие школьники составляли различные композиции, выражая в своих творческих работах то, как они представляют себе добро, тепло и нежность.

Также была проведена игра «День добрых слов и пожеланий». Ученики изготовили своими руками из картона и цветной бумаги сердечко. Затем этот подарок был вручен первоклассникам школы с теплыми и искренними пожеланиями доброго дня и хорошего настроения.

Ребята принимали участие в благотворительной ярмарке и акции «Белый цветок».

Участие в таких мероприятиях позволило школьникам приобрести опыт бескорыстного оказания помощи другим, отзывчивого и внимательного отношения друг к другу и окружающим.

В данном направлении было проведено еще одно яркое мероприятие «Доброе дело от чистого сердца». Мастер-класс к этому занятию был подготовлен учениками четвертых классов в рамках проекта с одноименным названием.

Личностный потенциал человека развивается в течение всей его жизни, а начальная школа является первой ступенью в развитии качеств активной, самостоятельной, инициативной, ответственной, творческой личности, проявляющей себя в социально-значимых видах деятельности. На данном этапе важно правильно задать вектор развития личности маленького индивида, заложить основу для формирования у ребенка мотивации к самосовершенствованию и раскрытию собственного потенциала, что несомненно является для нас, учителей начальных классов, одной из важнейших задач учебного процесса.

Литература

1. Данелюк А.Я. Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
[Текст] / А.Я. ДанелюкА.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: «Просвещение», 2009. – 29 с.

2. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика [Текст] / А.Ж. Аверина, Л.А. Александрова, И.А. Васильев, Т.О. Гордеева, А.И. Гусев, О.Е. Дергачева, Г.В. Иванченко, Е.Р. Калитеевская, М.В. Курганская, А.А. Лебедева, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, О.В. Митина, Е.Н. Осин, А.В. Плотникова, Е.И. Рассказова, А.Х. Фам, С.А. Шапкин. – М.: Смысл, 2011. –
680 с.

3. Сорокоумова Г.В. Изучение личностного потенциала педагогов: учебное пособие по курсу «Психология личности». [Текст] / Г.В. Сорокоумова. – Новгород: НФ УРАО, 2010. – 280 с.

 

НэляСергеевна, Ковалева

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

руководитель МО учителей начальных классов

МБОУ «Школа №54» города Курска,

Почетный работник воспитания и просвещения РФ;

Марина Константиновна Болотина,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ «Школа №54» города Курска,

Почетный работник общего образования РФ;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: