Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе с использованием электронных образовательных продуктов во внеурочное время в соответствии с ФГОС НОО




 

Метод проектов в системе образования не нов, он возник еще в период пересмотра взглядов на систему общего образования в начале ХХ в., когда встала проблема обучения детей, которые в силу своих способностей, интересов, занятости не могли усвоить необходимый учебный минимум. В России одним из источников метода проектов можно считать появившийся в тот же период интерес к личности каждого ученика. При этом метод проектов рассматривался не только как средство развития творческой инициативы и самостоятельности в обучении, а прежде всего как «инструмент установления непосредственной связи между приобретаемыми знаниями и умениями».

В практике использования метода проектов тогда были определены его основные признаки: «наличие увлекающего детей общественно-практического дела, сочетание познания и действия, целеустремленность, комплексность, самодеятельность, активность, исследовательские приемы работы, коллективный труд, законченность работы».

В настоящее время метод проектной деятельности широко используется на всех уровнях образования. Так, по запросу в информационной базе e-LIBRARY по ключевым словам «проектная деятельность» найдено 18069 публикаций, по ключевым словам «проектная деятельность в начальной школе» найдено 491 публикация из 28420571общего количества публикаций. Для начального звена общего образования метод приобретает особую актуальность, так как в современном информационном обществе нужны не столько знания, сколько умения добывать их и применять во всевозможных ситуациях. Именно это является главной задачей, сформулированной в ФГОС НОО «формирование положительной мотивации учащихся, на самостоятельное овладение знаниями, на творческий подход в обучении». Среди планируемых результатов проектной деятельности можно выделить метапредметные и личностные компоненты (педагогическая и воспитательная составляющие).

Хотим обратить внимание на овладение умениями работать с информацией, которое происходит в процессе выбора источника для получения информации для проекта; анализа текстовой, изобразительной, звуковой информации в соответствии с целью проектной работы; подбора иллюстративного материала к тексту выступления; соблюдения правил предоставления информации, цитирования источников информации, размещения материалов.

В гимназии работа над проектами активно используется во внеурочной деятельности, в том числе в рамках сетевого взаимодействия. Участию в проектной деятельности способствует высокий уровень учебной мотивации, необходимый для достижения успеха в учебе и раскрытия своего творческого потенциала, умения достаточно хорошо анализировать различную информацию, делать содержательные выводы, обобщения и самостоятельно выстраивать алгоритм решения учебных задач. Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков (социальные, коммуникативные, мыслительные).

В настоящее время цифровизация - модус развития различных сфер деятельности, в том числе и педагогической деятельности. Происходит формирование цифровой образовательной среды, как открытой совокупности информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Одновременно в оборот входит понятие «электронная образовательная среда» (ЭОС), котораяподразумевает инфрмационно-коммуникационную инфраструктуру, включающую совокупность программно-аппаратных средств для обеспечения эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Формирование и развитие ЭОС определяется рядом факторов, включая нормативно-правовой, технологический, операционный и информационный.

Педагогическое сообщество ориентировано на максимальное включение в учебную деятельность дистанционных образовательных технологий (ДОТ), внедрение на всех уровнях электронного обучения, организацию работы инновационных педагогических площадок. При этом, как показывает опыт общения с коллегами, нет четкости формулировок и единообразия в понимании и применении такой важной составляющей современного образовательного процесса, как электронный образовательный ресурс (ЭОР).

В рамках сетевого взаимодействия была предпринята попытка применения электронных образовательных продуктов на проектной площадке по внеурочной деятельности младших школьников «Празднование Пасхи в России и Великобритании» в рамках сетевого взаимодействия учителей начальных классов образовательных учреждений города Курска.

В рамках проектной площадки была сформирована программа, в которую были включены: презентация инсталяции «атрибуты Пасхи»; музыкальные композиции; презентации проектов, выполненных учениками по теме «Сходства и различия празднования Пасхи в России и Великобритании»; демонстрация фрагментов видеофильмов «Традиции празднования Пасхи в России», «Традиции празднования Пасхи в Великобритании», «Традиции празднования Пасхи в различных странах»;викторина в интерактивном режиме с испоьзованием ЭОР «Что ты узнал о пасхальных традициях России и Великобритании?»; презентация традиционных пасхальных игр англоязычных стран; демонстрация электронных образовательных продуктов, выполненных с использованием программы Ispring по теме проектной площадки (Интерактивность:Книга, Вопрос-Ответ, Тест).

Именно на последнем аспекте (демонстрация электронных образовательных продуктов, выполненных с использованием программы Ispring) хотелось бы остановиться.

Использование ЭОР способствует формированию познавательной активности школьников – одной из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики, поскольку в процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе. Способствует переходу от репродуктивно-подражательной познавательной к творческой активности.

Программные продукты iSpring представляют собой набор инструментов для быстрой разработки электронных образовательных ресурсов.

Расширенный пакет iSpringSuite 7 включает следующие возможности: создание профессиональных Flash-презентаций и учебных курсов в среде PowerPoint (iSpringPro); разработка интерактивных тестов, опросов и анкет (iSpringQuizMaker); создание интерактивностей для увеличения иллюстративных возможностей электронных курсов (iSpringKinetics). Программа позволяет использовать видео и фотоматериалы, усиливающие интерактивные эффекты познавательной активности.

Нами активно используются следующие интерактивности: «Книга» (для размещения образовательной информации), «Каталог» (возможно использовать для создания списка правил, списка терминов), «Вопрос-ответ» (возможно для размещения структурированного обучающего материала, например, вопрос и информация по этому вопросу), «Временная шкала» (возможно это иерархическая информация).

В рамках проектной площадки представлена интерактивность «Книга», создающая иллюзию «настоящей» книги, позволяющая перелистывать страницы, размещать образовательную информацию, использовать для изучения нового материала, повторения изученного и размещать на сайте учителя. В ней были представлены материалы по истории празднования, традициям, символам Пасхи, в сравнительном анализе России и Великобритании.

В интерактивности «Вопрос-ответ» размещены вопросы и информация по вопросам как в печатном, так и с применением видео и фотоматериалов.

Данные материалы не только могут демонстрироваться в аудитории, но и размещаться на сайте школы, учителя для возможности использования в самостоятельной подготовке по темам отсутствующими на уроке или мероприятиями детьми.

Обязательным структурным элементом ЭОР должны быть задания оценивающие, контролирующие и корректирующие процесс достижения результатов обучения. Причем, желательно, чтобы задания были разными по уровню сложности, по характеру, по форме подачи.

С помощью модуля iSpringQuiz, содержащего 23 типа вопросов с оценкой и анкетного типа, предоставляется возможность создавать сценарии с разветвленной структурой. Можно планировать переходы в зависимости от правильного или неправильного ответа, ограничивать количество попыток и время прохождения, благодаря наличию редактора слайда, коллекции персонажей, возможностям ветвлений по результатам ответов предоставляется очень много сочетаний для проектирования игры. Например, можно симулировать диалог, сопоставлять понятия и иллюстрации и многое другое.

Применение электронных образовательных ресурсов повышает вовлеченность в процесс обучения, усиливает интерактивный эффект передачи знания, повышает познавательную активность школьников.

Литература

1. Комаровский Б.Б. Русская педагогическая терминология. М.: Просвещение, 1967.- 200с.

2. Меандров Г. Метод проектов в начальной школе. В помощь комплексно-проектной работе. Метод.пособие для педагогов. Уральская обл. опытная станция соцвоса им. В.И. Ленина / под ред. Пумпянского, Калгановой. Свердловск; М.: Госиздат, Уральское обл. отделение, 1931. 179с.

3. Моренко И.М., Кузнецова А.А. Отношение к академической оценке детей младшего школьного возраста// Коллекция гуманитарных исследований 2017.- № 2 (5).- С. 50-57.

4. На путях к методу проектов. / Под ред. Б. Игнатьева, М. Крупениной. — М.: Работник просвещения, 1930.- 260с.

5.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: