Сегодня тема сохранения здоровья приобретает всё большую популярность, что связано с ухудшением экологической ситуации, увеличением ряда техногенных факторов, неблагоприятной социальной обстановки. Воспитание здорового поколения является одной из приоритетных задач школы XXI века. В рамках реализации данного аспекта возникает необходимость в организации образовательного процесса таким образом, чтобы обеспечить системную работу по сохранению здоровья учащихся. В современных условиях необходимо искать новые пути обучения подрастающего поколения основам профилактики и формирования здорового образа жизни. Ребенок должен сам быть заинтересован в получении информации. Современные реалии диктуют совершенно новые подходы к обучению и формированию у подрастающего поколения потребности к ведению здорового образа жизни. Детям крайне важно как они получают информацию. Вместо того, что бы подтолкнуть ребенка к ведению здорового образа жизни, мотивировать его, дать импульс, мы часто вызываем апатию к данному вопросу.Обучение должно приобрести личностный смысл, быть живым источником общения, где ученик не только слушатель, но и активный участник процесса, только тогда профилактические мероприятия могут дать положительный эффект.
Древняя китайская пословица гласит «Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и, может быть, я запомню, но вовлеки меня, и я пойму». В вопросах профилактики и мотивирования подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни, данный принцип должен стать постулатом.
Мудрость русского народа гласит: «Здоровье – всему голова». Трудно с этим не согласиться. Ни для кого не секрет, что здоровье детей в наше время резко ухудшилось. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, актуальная задача современного образования.
Данная задача многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов, через внедрение системы знаний о человеке, о его здоровье, способах его формирования и сохранения.
Главная цель всей работы по здоровьесбережению – воспитать потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья.
Здоровьесбережение – система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков в сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.
Формирование навыков здорового образа жизни должно происходить и на уроках, и на внеурочных занятиях.
Сегодня я хочу остановиться на особенностях формирования здорового образа жизни в рамках внеурочной деятельности, которая является логическим и необходимым продолжением урочного процесса. Поэтому внеурочная деятельность должна быть некой альтернативой для ребенка, не перегружать его дополнительными умственными нагрузками, а способствовать улучшению усвоения основного учебного процесса, учитывать интересы учащихся и развивать индивидуальные способности.
Внеурочная деятельность – одна из эффективных форм организации и увеличения их двигательной активности младших школьников.
Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому именно начальная школа должна формировать культуру здоровья. Эта работа требует нетрадиционных подходов.
Одним из блоков ООП НОО является спортивно-оздоровительное направление. Оно включает в себя различные формы внеурочной деятельности:
· организация и проведение спортивных соревнований;
· проведение экскурсий, походов;
· проведение внеклассных мероприятий;
· проведение классных часов на темы здоровьесбережения;
· исследовательская и проектная деятельность;
· программа внеурочной деятельности «Планета здоровья»;
· работа с родителями.
Проведение спортивных конкурсов, соревнований. В течение года учащиеся и их родители участвуют в спортивных соревнованиях, таких как «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Олимпийские игры». Несколько раз в год обязательно организуется общешкольный «День здоровья».
В спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях стараемся задействовать как можно больше детей и их родителей. Чередование этих мероприятий с учебными занятиями обеспечивает высокий уровень двигательной активности, способствует снижению утомления учащихся и повышению эффективности учебной работы. Эти мероприятия повышают работоспособность, улучшают самочувствие, регулируют процесс развития детей и делают его гармоничным.
Организация и проведение экскурсий, походов, целевых прогулок. Одним из самых важных направлений в воспитании здоровых детей является организация экскурсий. Виды проводимых экскурсий различны. Это и экскурсии в природу, в музей, на выставки, в библиотеку, в театры. Проведение таких экскурсий повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему миру. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на состояние его физического и психического здоровья.
Проведение классных часов на темы здоровьесбережения.
Систематически проводятся классные часы и беседы, в рамках которых обсуждаются следующие темы: «Как вырасти здоровым?», «Правила гигиены», «Спорт – моя жизнь!», «Что полезно для здоровья?», «Курить – здоровью вредить» и другие.
Организация и проведение внеклассных мероприятий.
Каждый год обязательно проводятся праздники, такие как «В гостях у доктора Айболита», «Здравствуй, друг наш Мойдодыр!», «Путешествие в город Будьте здоровы». При подготовке к данным мероприятиям ребята знакомятся с правилами личной гигиены, на материале художественных, фольклорных и музыкальных произведений, в которых прививаются навыки здорового образа жизни.
Организация проектной и исследовательской деятельности. В течение года в рамках занятий внеурочной деятельности ребята под руководством учителя работают над проектами и проводят исследования по разным темам. Например, работа над темой «Народная мудрость о здоровье» позволяет учащимся узнать, что пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости, основа, фундамент воспитания, формирования основ здорового образа жизни; результатом проекта становится «Копилка народной мудрости» - сборник пословиц и поговорок о здоровье, проиллюстрированный детьми; кроме этого, ребята обязательно пишут сочинения «Как я понял данную пословицу о здоровье».
Проведение занятий по программе внеурочной деятельности «Планета здоровья». Работа с детьми в рамках этой программы строится на основе личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, творческий подход при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям учащихся, наполнены игровыми моментами. Играя, дети легко и с интересом овладевают навыками управления своим здоровьем, учатся понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни и здоровья. Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические задания, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения. В рамках занятий проходит и создание проектов. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье.
Организуется работа с родителями, целью которой является формирование основ здорового образа жизни в каждой семье. Проводятся индивидуальные и групповые беседы с родителями, направленные на формирование знаний о необходимости положительной эмоциональной атмосферы в семье, о влиянии и преодолении вредных привычек, о необходимости соблюдения строго определенного режима дня. На данные беседы обязательно приглашаются разные специалисты: педагог-психолог, врач-терапевт, невролог, аллерголог.
Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности. Наибольшей эффективностипо формированию здорового образа жизни можно достичь лишь тогда, когда мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Таким образом, основной задачей педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, является подготовка ребёнка к самостоятельной жизни. Учитель должен помочь каждому учащемуся стать нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.
В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Жаном Жаком Руссо хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Литература
1. Байбородова, Л.В. Воспитательный процесс в современной школе. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009.
2. Визитей Н.Н Образ жизни. Спорт. Личность. -М: Инфра-М, 2010 г.
3. Виноградов П.А., Душанин А.П. Основы физической культуры и здорового образа жизни. -М: Инфра-М, 2010г.
4. Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Основы здорового образа жизни; Академия - Москва, 2013.