Мастер-класс «Судьба природы – наша судьба»




Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы, способствующими формированию экологических навыков во внеурочное время в начальной школе.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию экологических навыков в начальной школе.

Задачи:

-познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми

установками; показать практическую значимость использования данных приёмов по формированию экологических навыков в начальной школе;

-убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности.

Материально-техническое и методическое обеспечение: мультимедийные средства, видео ролик, карточки, энциклопедии, листы белой бумаги, ручки.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании экологических навыков в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приёмы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход мастер- класса

1.Оргмомент.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет интересным, полезным, а главное принесет много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведенной работой. Я желаю нам успеха.

2.Мотивация к мастер-классу.

- Давайте посмотрим видеоролик, (включается видеоролик).

- О чем пойдет речь на нашем мастер-классе?

-Почему же мы так часто слышим слово «экология»?

-А как вы понимаете слово «экология»?

Прием «Ассоциативный куст».

Составление ассоциативного куста к слову «экология».

Экология — наука, раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой. Да, в природе, всё взаимосвязано. И если эта взаимосвязь нарушается, то в природе возникают серьёзные проблемы.

3.Работа по теме.

- Правильно ли мы говорим, когда звучит такое выражение «Плохая экология?» (Нет, неправильно, экология – это наука и плохой или хорошей она быть не может.)

- А что чаще всего мы подразумеваем, когда произносим это слово?

(Загрязнение окружающей среды (воздуха, воды, почвы), уничтожение пахотных земель, вырубка лесов, истребление растений, животных и других живых организмов, грубое вмешательство человека в природу.)

- Достижения нашего века, по справедливости считающе­гося веком научно - технической ре­волюции, привели нас к «роковой иллюзии, что с помощью наших ма­шин мы, наконец, избавились от дав­ления природных условий». Эта мысль принадлежит Барри Коммонеру, видному американскому био­логу, который в 70-х годах прошлого века сформулировал 4 закона экологии:

1.Все связано со всем.
В природе все взаимосвязано, любое действие человека приводит к последствиям, часто непредвиденным. И хотя эти изменения не всегда заметны на первый взгляд, они, положительные и негативные, обязательно повлияют на человека, который является частью природы.

2.Все должно куда-то деваться.

Любые загрязнения (отходы, тепло, радиация и т.д.) вернутся к человеку обратно согласно первому закону, поэтому необходимы безотходные, экологически чистые технологии производства и утилизация бытовых отходов.

3.Природа знает лучше.
Природа разумна сама по себе. Вмешательство человека часто нарушает ее механизмы. Поэтому нужно не завоевывать природу, а по возможности адаптироваться к ней.

4.Ничего не дается даром или за все надо платить.
Это закон рационального природопользования. Экономия средств на охрану природы возвращается болезнями, бедствиями, ухудшением условий жизни не только ныне живущих, но и их потомков. Пренебрежение этим законом приводит также и к значительным материальным затратам (на восстановление природных ресурсов, очистку океана и т.п.)

Сейчас я приглашаю к работе в группах.

Попробуйте распределить эти ситуации, согласно экологических законов, по которым живет природа.

1.

· Осушили болото, чтобы построить жилой дом – обмелела река.

· Распахали степь – исчезли дрофы, многие грызуны, хищные птицы

· В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

2.

  • Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Листья сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни у людей. Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город для компостирования.
  • Водоемы загрязняются пестицидами и минеральными удобрениями, которые попадают с полей вместе со струями дождевой воды. Попадая в водоемы, пестициды накапливаются в планктоне (разнородные, в основном мелкие организмы), рыбе, а по цепочке питания попадают в организм человека, действуя отрицательно как на отдельные органы, так и на организм в целом.

3.

  • Завоз в Австралию в 1859 г. 24 кроликов, которые через десятки лет дали многомиллионное потомство, привел к национальному бедствию. Размножившиеся кролики стали конкурировать за пищу с многими животными. Поселяясь на пастбищах и уничтожая растительность, они принесли огромный ущерб овцеводству. Борьба с кроликами потребовала огромных усилий и длительного времени.
  • В 1928 году в нашу страну была завезена из Северной Америки ондатра. Она быстро размножилась, вытеснила русскую выхухоль, потому что у нее в наших условиях не было естественных врагов.

4.

· В нашей стране для сохранения редких и исчезающих видов организуют заповедники, заказники, животных расселяют в районы их былого распространения, подкармливают, создают укрытия и искусственные гнездовья, охраняют от хищников и болезней. При очень низкой численности животных разводят в неволе (питомниках и зоопарках), а затем выпускают в подходящие для них условия.

1. Вам нужно на основе стихотворения составить все возможные пищевые цепочки.

Свирепый волк с кормящею волчат волчицею -

Гроза невинных стад;

Орел, стремясь из-под небес стрелою,

Грозит голубке смертью злою;

Голубка ж, как овца должна,

Кормясь, губить ростки и семена.

Охотнице – сове средь ночи темной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька.

Светляк же, ночи светоч оживленный,

Вползая вверх, цветок съедает сонный.

-Сегодня мы говорим о законах экологии. Но самое страшное, что за несоблюдение этих законов придётся платить и будущим поколениям. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

-Уважаемые коллеги, сейчас я хочу обратиться к вам и провести такой мини-опросик:

  • Поднимите правую руку, кто себя считает культурным человеком.
  • Поднимите левую руку, кто уже посадил хотя бы одно дерево.
  • Поднимите правую руку, кто сейчас помогает птицам. Что вы для этого делаете? Молодцы!
  • А кто из вас всегда убирает за собой в природе после пикника? (Давайте поаплодируем себе)
  • А кто из вас никогда не бросил фантик на землю? Молодцы!
  • А кто хотя бы один раз поднял такой брошенный фантик? (Аплодисменты)

- Закончите предложения, которые нам помогут по-другому взглянуть на некоторые экологические проблемы.

  • Пишите на обеих сторонах бумаги, используйте больше материал, который…
  • Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно…
  • Не покупайте больше, чем можете…
  • Одежду, которую ты не носишь, можно…
  • Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически…
  • Почини и исправь вещь вместо того, чтобы…
  • Узнай, где поблизости есть пункт по приёму макулатуры, и…
  • Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут…

- Я предлагаю вам взять маленький листок бумаги. По команде все закрывают глаза. В процессе выполнения задания задавать вопросы нельзя, только выполнять команды. Согните два раза ваш листок. А теперь поочередно у вашего листка отрывайте уголки. Достаточно, спасибо. А теперь откройте глаза, поднимите свои листочки. Посмотрите, они у всех получились разные или одинаковые уголки!

Для достижения единой цели – мы должны одинаково понимать, что делать, вырабатывать общие правила, способствующие формированию экологической культуры в обществе.

Литература

1. Бабакова Т.А., «Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками»

// Начальная школа. – 1993г. - № 9.

2. Данилова М., «Занимательная экология» // Воспитание школьников. – 2005г. - № 5 3. Зверев И.Д., «Охрана природы и экологическое воспитание» // Воспитание школьников. – 1985г. - № 6.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: