Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы, способствующими формированию экологических навыков во внеурочное время в начальной школе.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию экологических навыков в начальной школе.
Задачи:
-познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми
установками; показать практическую значимость использования данных приёмов по формированию экологических навыков в начальной школе;
-убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности.
Материально-техническое и методическое обеспечение: мультимедийные средства, видео ролик, карточки, энциклопедии, листы белой бумаги, ручки.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании экологических навыков в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приёмы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход мастер- класса
1.Оргмомент.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет интересным, полезным, а главное принесет много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведенной работой. Я желаю нам успеха.
2.Мотивация к мастер-классу.
- Давайте посмотрим видеоролик, (включается видеоролик).
- О чем пойдет речь на нашем мастер-классе?
-Почему же мы так часто слышим слово «экология»?
-А как вы понимаете слово «экология»?
Прием «Ассоциативный куст».
Составление ассоциативного куста к слову «экология».
Экология — наука, раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой. Да, в природе, всё взаимосвязано. И если эта взаимосвязь нарушается, то в природе возникают серьёзные проблемы.
|
3.Работа по теме.
- Правильно ли мы говорим, когда звучит такое выражение «Плохая экология?» (Нет, неправильно, экология – это наука и плохой или хорошей она быть не может.)
- А что чаще всего мы подразумеваем, когда произносим это слово?
(Загрязнение окружающей среды (воздуха, воды, почвы), уничтожение пахотных земель, вырубка лесов, истребление растений, животных и других живых организмов, грубое вмешательство человека в природу.)
- Достижения нашего века, по справедливости считающегося веком научно - технической революции, привели нас к «роковой иллюзии, что с помощью наших машин мы, наконец, избавились от давления природных условий». Эта мысль принадлежит Барри Коммонеру, видному американскому биологу, который в 70-х годах прошлого века сформулировал 4 закона экологии:
1.Все связано со всем.
В природе все взаимосвязано, любое действие человека приводит к последствиям, часто непредвиденным. И хотя эти изменения не всегда заметны на первый взгляд, они, положительные и негативные, обязательно повлияют на человека, который является частью природы.
2.Все должно куда-то деваться.
Любые загрязнения (отходы, тепло, радиация и т.д.) вернутся к человеку обратно согласно первому закону, поэтому необходимы безотходные, экологически чистые технологии производства и утилизация бытовых отходов.
3.Природа знает лучше.
Природа разумна сама по себе. Вмешательство человека часто нарушает ее механизмы. Поэтому нужно не завоевывать природу, а по возможности адаптироваться к ней.
|
4.Ничего не дается даром или за все надо платить.
Это закон рационального природопользования. Экономия средств на охрану природы возвращается болезнями, бедствиями, ухудшением условий жизни не только ныне живущих, но и их потомков. Пренебрежение этим законом приводит также и к значительным материальным затратам (на восстановление природных ресурсов, очистку океана и т.п.)
Сейчас я приглашаю к работе в группах.
Попробуйте распределить эти ситуации, согласно экологических законов, по которым живет природа.
1.
· Осушили болото, чтобы построить жилой дом – обмелела река.
· Распахали степь – исчезли дрофы, многие грызуны, хищные птицы
· В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.
2.
- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Листья сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни у людей. Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город для компостирования.
- Водоемы загрязняются пестицидами и минеральными удобрениями, которые попадают с полей вместе со струями дождевой воды. Попадая в водоемы, пестициды накапливаются в планктоне (разнородные, в основном мелкие организмы), рыбе, а по цепочке питания попадают в организм человека, действуя отрицательно как на отдельные органы, так и на организм в целом.
3.
|
- Завоз в Австралию в 1859 г. 24 кроликов, которые через десятки лет дали многомиллионное потомство, привел к национальному бедствию. Размножившиеся кролики стали конкурировать за пищу с многими животными. Поселяясь на пастбищах и уничтожая растительность, они принесли огромный ущерб овцеводству. Борьба с кроликами потребовала огромных усилий и длительного времени.
- В 1928 году в нашу страну была завезена из Северной Америки ондатра. Она быстро размножилась, вытеснила русскую выхухоль, потому что у нее в наших условиях не было естественных врагов.
4.
· В нашей стране для сохранения редких и исчезающих видов организуют заповедники, заказники, животных расселяют в районы их былого распространения, подкармливают, создают укрытия и искусственные гнездовья, охраняют от хищников и болезней. При очень низкой численности животных разводят в неволе (питомниках и зоопарках), а затем выпускают в подходящие для них условия.
1. Вам нужно на основе стихотворения составить все возможные пищевые цепочки.
Свирепый волк с кормящею волчат волчицею -
Гроза невинных стад;
Орел, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца должна,
Кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице – сове средь ночи темной
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживленный,
Вползая вверх, цветок съедает сонный.
-Сегодня мы говорим о законах экологии. Но самое страшное, что за несоблюдение этих законов придётся платить и будущим поколениям. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.
-Уважаемые коллеги, сейчас я хочу обратиться к вам и провести такой мини-опросик:
- Поднимите правую руку, кто себя считает культурным человеком.
- Поднимите левую руку, кто уже посадил хотя бы одно дерево.
- Поднимите правую руку, кто сейчас помогает птицам. Что вы для этого делаете? Молодцы!
- А кто из вас всегда убирает за собой в природе после пикника? (Давайте поаплодируем себе)
- А кто из вас никогда не бросил фантик на землю? Молодцы!
- А кто хотя бы один раз поднял такой брошенный фантик? (Аплодисменты)
- Закончите предложения, которые нам помогут по-другому взглянуть на некоторые экологические проблемы.
- Пишите на обеих сторонах бумаги, используйте больше материал, который…
- Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно…
- Не покупайте больше, чем можете…
- Одежду, которую ты не носишь, можно…
- Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически…
- Почини и исправь вещь вместо того, чтобы…
- Узнай, где поблизости есть пункт по приёму макулатуры, и…
- Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут…
- Я предлагаю вам взять маленький листок бумаги. По команде все закрывают глаза. В процессе выполнения задания задавать вопросы нельзя, только выполнять команды. Согните два раза ваш листок. А теперь поочередно у вашего листка отрывайте уголки. Достаточно, спасибо. А теперь откройте глаза, поднимите свои листочки. Посмотрите, они у всех получились разные или одинаковые уголки!
Для достижения единой цели – мы должны одинаково понимать, что делать, вырабатывать общие правила, способствующие формированию экологической культуры в обществе.
Литература
1. Бабакова Т.А., «Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками»
// Начальная школа. – 1993г. - № 9.
2. Данилова М., «Занимательная экология» // Воспитание школьников. – 2005г. - № 5 3. Зверев И.Д., «Охрана природы и экологическое воспитание» // Воспитание школьников. – 1985г. - № 6.