«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский
Развитие познавательных УУД у учащихся – одна из актуальных проблем обучения в начальной школе. Актуальность выбранной темы обусловлена введением в начальных классах ФГОС НОО.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и даёт возможность в полной мере реализовать требования ФГОС НОО.
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным и творческим развитием. Для этого очень важно создать в начальной школе условия для полноценного развития детей, сформировать у них устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач.
Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения.
Деятельность – основа учебного процесса. Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех видов человеческой деятельности (предметной, игровой, продуктивной, трудовой). Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению.
В ФГОС НОО говорится, что познавательные УУД включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Для активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие способы:
· применение игровых форм, методов и приёмов обучения;
· применение проблемно-задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций);
· систематическое использование различных дидактических средств: тестовые задания, дидактические карточки, проблемные вопросы, терминологические кроссворды и др.;
· использование методов мотивации и стимулирования учащихся.
Приёмы развития познавательной активности учащихся:
· создание ситуации, в которой ученик должен обосновывать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, факты, использовать приобретенные знания и опыт;
· создание ситуации, побуждающей ученика задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять неясное, глубже осмысливать знания;
· оказание помощи товарищам при затруднениях, объяснение неясного;
· выполнение заданий-максимумов, рассчитанных на чтение дополнительной литературы, научных источников и другой поисковой деятельности;
· создание ситуации свободного выбора заданий, преимущественно поисковых и творческих;
· создание ситуаций обмена информацией между учащимися.
Активизация познавательной деятельности учащихся успешно реализуется через внеурочную деятельность.
В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Используются такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие. Различают такие виды внеурочной деятельности: познавательная, игровая, трудовая, досугово-развлекательная, спортивно- оздоровительная, туристско-краеведческая, художественное творчество, социальное творчество, проблемно-ценностное общение.
В рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций города Курска и ДНР по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности была разработана модель организации внеурочной деятельности. Развитие познавательных УУД у учащихся становится возможным при правильно организованной внеурочной деятельности. Понимая важность этого, мы привлекаем учащихся к участию в различных формах внеурочной деятельности.
Формы внеурочной деятельности в школах:
· экскурсии;
· кружки и секции;
· олимпиады;
· круглые столы;
· соревнования;
· общественно-полезная деятельность и проекты;
· детские праздники и творческие дела.
Внеурочная работа в школе, в детском коллективе очень существенна. Она способствует ещё большему сближению детей между собой, детей с учителем. Создаются ещё более благоприятные условия для того, чтобы учебное заведение стало вторым родным домом для учащихся, чтобы у них росла любовь и привязанность к школе, малой родине, Отечеству в целом.
Литература
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
2. Ермакова О.Б. Внеурочная деятельность в первых классах начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС / О.Б. Ермакова // Педагогические технологии. - 2012. - №2. - С. 3-8.
3. Колосова М.В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности / М.В. Колосова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2015. №2. - С. 69-75.