Формирование позитивного отношения младшего школьника к базовым ценностям общества и социальной реальности через организацию коллективных творческих дел




Воспитание – одна из основных категорий педагогики, отра­жающая целенаправленный, сознательно контролируемый про­цесс и результат формирования личности.

Согласно ФГОС НОО важнейшей составляющей образовательного процесса современной школы является эффективная организация внеурочной деятельности.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность,осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы НОО ООП.

Сегодня уже не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Задачу социализации можно трактовать по-разному. Наиболее принципиальное различие связано с по­ниманием социализации либо как адаптации к существую­щим социальным условиям, либо как обеспечения возмож­ности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума. Основным содержанием второго понимания социализации является перевод ребёнка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей,вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и от­дельных его институтов, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социального творчества.

Социальное творчество — высшая форма социальной дея­тельности, созидательный процесс, направленный на преоб­разование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия. Социальное творчество школьников — это добровольное посильное участие детей в улучшении,совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, склады­вающейся в окружающем их социуме.

Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, об­щественностью.
Достижение в социально преобразующей добровольческой деятельнос-ти воспитательных результатов первого уров­ня (приобретение школьника-ми социальных знаний, понима­ния социальной реальности и повседневной жизни) обеспе­чивается формой социальной пробы.

В контексте социального творчества социальная проба — это инициативное участие ребёнка в социально значимых делах, организованных взрослыми. Разумеется, при одном условии — юный человек сам, добровольно захочет принять в нём участие. Взрослый, педагог не могут принудить, навязать ребёнку участие в деле, у них есть возмож­ность только мотивировать ребёнка. При этом приоритет остаётся за методами морального мотивирования, экономическое стимулирование существенно ограничено.

На достижение в социальном творчестве детей воспитательных результатов второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности) нацелена фор­ма коллективного творческого дела (КТД).

Перед учителями начальных классов нашей школы стал вопрос: «Как организовать внеурочную деятельность для всех детей, чтобы каждый был занят интересным делом?». В таком поиске произошло обращение к форме, отражающей интересы и потребности педагогов, детей и их родителей. Организаторская, творческая деятельность нашла свое целостное воплощение в разработанной И.П. Ивановым методике коллективных творческих дел.

Учителя начальной школы Атрепьева Л.М., Ванина Н.В., Зверева И.Н., Шиколенко И.П. реализуют программы внеурочной деятельности «Школа добрых дел», «Природа и мы», «Рукодельница», «Этика», «Мастерская чудес», организуя коллективные творческие дела. Проекты «Здравствуйте!», «Вальс цветов», «Литературная гостиная», «Старты надежд» разработаны с использованием методики КТД.

КТД - это взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь. Мотивом деятельности детей в КТД является их стремление к самоутверждению, самовыражению.

Современные семьи стали небольшими, в них воспитываютсяпо 1-2 ребенка, что способствует формированию индивидуализма, ведет к потере общения между людьми. Хотя дети часто объединяются в группы по интересам, зачастую это сводится только к совместным виртуальным играм на компьютерах и гаджетах. Дискуссии, обсуждение проблем, деловые споры в таких группах не культивируются и не приживаются. Таким образом, именно школа, учитель, тщательно организуя коллективные творческие дела, решают вопрос социализации и снижения дефицита общения учащихся.

Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят разным категориям детей включиться в полноценный процесс образования и воспитания. Необходимо, чтобы любой ребенок был нужен, нашел себя в деле.

Следует заметить, что КТД играет ведущую роль в развитии определенных звеньев гражданского отношения к жизни, к определенным видам деятельности социальных объединений. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественно-ценного опыта. Это доказывает необходимость использования КТД во внеурочной деятельности.

В КТД идут два важных процесса одновременно – формирование классного коллектива и формирование личности школьника.

В коллективной творческой деятельности любой школьник может заявить о себе, продемонстрировать ответственность, исполнительность, инициатив-ность, общительность, организованность, авторитет, а значит, свои лидерские качества.В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность пе-дагогики общей заботы.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественной, познавательной или художественно-эстетической, спортивной или досуговой.

Образовательной формой, которая, с одной стороны, учит детей находить достойное место своим инициативам в слож­но организованном, динамично изменяющемся социуме, и,с другой стороны, устойчиво обеспечивает дости-жение в соци­альном творчестве школьников воспитательных результа­тов третьего уровня (получение детьми опыта самостоя­тельного общественного действия), является социально-образовательный проект.

В рамках сетевого взаимодействия учителей начальных классов образо-

вательных учреждений города Курска учителями начальных классов нашей школы был проведен Фестиваль социально-творческих проектов «Подари праздник».

Целью проведения Фестиваля являлось формирование позитивного отношения младшего школьника к базовым ценностям общества и социальной реальности через организацию коллективных творческих дел.

В Фестивале приняли участие дети из школ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13»(проект «Здравствуйте!»), МБОУ«СОШ №32 с углубленным изучением отд. Предметов им. прп.Серафима Саровского» (проекты «Природный памятник города Курска», «История моей семьи», «История развития игрушки в Курской области»), МБОУ «Прогимназия «Радуга» (проекты «Дарим тепло своей души в день Светлой Пасхи», «В гостях у сказки»).

Представленные проекты были подготовлены участниками Фестиваля по разным направлениям внеурочной деятельности.

У нас задача так проста:

Дарить тепло от сердца к сердцу.

И в своё сердце поскорей

Мы празднику откроем дверцу!

Сердце каждого из нас открыто для искренних и добрых людей, благородных поступков и щедрых подарков, интересных идей и творческих проектов.

Цель Фестиваля социально-значимых проектов «Подари праздник!» - помочь детям понять истину: «Что значит дарить праздник?».КТД «Парад воплощенных идей» - итоговое мероприятие Фестиваля-позволило участникам в процессе коллективной творческой деятельности приобрести навыки общения, совместной социально значимой работы, разделить успех и ответственность с другими, узнать много нового.

Самое главное – участники Фестиваля почувствовали, что реализация проектов в несколько раз интереснее, когда ВСЕ ВСЁ делают вместе.

Литература

1.Воспитание. Учебно-методическое пособие для учителей и воспитателей/ М. П. Осипова, М. А. Бесова и др.; Под ред. М.П.Осиповой. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000 –2004, 1,2,3,4 кл.

2.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Серия Стандарты второго поколения. -М.: Просвещение, 2010

3.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: