учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ Прогимназия «Радуга»
города Курска,
финалист регионального конкурса педагогического мастерства "Мой лучший урок"
Презентация проектной работы по краеведению
"Путешествие по улице Пионеров г. Курска "
В рамках внеурочной деятельности «Я курянин» (1 класс)
Паспорт проекта
Название проекта: | «Путешествие по улице Пионеров г. Курска» |
Руководитель проекта: | Ширяева Виктория Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Прогимназия «Радуга» г.Курска |
Участники проектавозраст учащихся, на которых рассчитан проект: | учащиеся 1 «А» класса,7-8 лет |
Учебный предмет, направление внеурочной деятельности, наименование детского объединения | Внеурочная деятельность. Духовно-нравственное направление. Детское объединение «Я-курянин» |
Консультанты: | руководитель проекта, школьный библиотекарь, учителя-предметники, родители. |
Тип проекта: | исследовательский, творческий. |
Форма проекта: | творческий отчет каждой группы, демонстрация материалов в виде презентации, представление готового продукта в виде печатного издания. |
Время работы над проектом: | 3 месяца |
Форма организации детей: | групповая (для учащихся одного класса) |
Цель проекта: | Формирование знаний об истории, культуре, памятниках города Курска посредством краеведческой деятельности. |
Задачи проекта: | Ø развивать интерес к изучению родного края; Ø воспитывать любовь и привязанность к родному краю; Ø пробуждать интерес к родной культуре; Ø расширять и обогатить знания учащихся через изучениеродного края; Øмотивировать учащихся к групповой деятельности; Øразвивать способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. |
Вопросы проекта: | Ø Что мы знаем об истории нашей прогимназии? ØЧто мы знаем об истории улицы, на которой расположена прогимназия и учителях, которые здесь работают? |
Этапы работы над проектом: | 1. Подготовка: определение темы и целей проекта. 2. Планирование: Ø определение источников информации; определение способов её сбора и анализа; Ø определение способа представления результатов (формы отчета); Ø установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. 3. Исследование: Ø сбор информации; Ø решение промежуточных задач. 4. Основные инструменты: · работа с информационными источниками, консультации, · наблюдения. 5. Анализ и обобщение: Ø анализ информации, Ø оформление в виде презентации, подготовка макета и печатного продукта Ø формулировка выводов. 6. Представление проекта: выступление перед одноклассниками, на параллели перед учащимися, перед родителями. 7. Оценка результата и процесса: анализ выполнения проекта; причины успехов и неудач. |
Организационные формы работы над проектом: | Ø групповое обсуждение, выбор темы исследования и разработка этапов работы над проектом; Ø деление на группы; самостоятельная работа обучающихся; Ø консультации с экспертами (педагогами, библиотекарем.) Ø консультации с руководителем проекта; Ø помощь родителей; Ø представление промежуточных результатов, корректировка деятельности и материалов, подготовка готового макета. |
Описание деятельности учащихся по решению задач: | деление детей на группы (по желанию), обсуждение, как будем искать информацию и в какой форме будем ее предоставлять. Организованы группы: 1 группа «Фотокорреспонденты», 2 группа «Журналисты», 3 группа «Историки», 4группа «Редакторы», 5 группа «Родители». Каждая группа получила задания. |
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: | компьютер, проектор. |
Описание продукта, полученного в результате реализации проекта: | Подготовлена презентация, макет и печатный сборник «Путеводитель по улице Пионеров г. Курска». Путеводитель содержит информацию об улице Пионеров и ее истории, о зданиях, расположенных на улице, об истории МБОУ «Прогимназия «Радуга» и сотрудниках прогимназии. В путеводитель вошло много красочных иллюстраций и фотографий, взятых с различных сайтов и сделанных учащимися. |
Презентация проекта: | Проект, презентация и путеводитель были представлены на научной конференции МБОУ «Прогимназия «Радуга» в мае 2019 г. |
Результаты | В результате работы над проектом учащиеся приобретают навыки работы с различными источниками информации, взаимодействуют со взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями), защищают проект. Так же оценивают свою работу в группе и работу группы в целом, работу других групп, оценивают конечный продукт. |
Описание страниц, созданного в результате работы над проектом продукта "Путеводитель по улице Пионеров города Курска"
Страница 1
Современный Курск – это красивый город с тысячелетней историей, которая отобразилась в разных уголках города, на его улицах. Улица Пионеров тихий, красивый и уютный уголок в центре города…
Улица Пионеров расположена в южной стороне Центрального округа. Большая часть её транспортного пути односторонняя, направленная к ул. Гайдара.
Страница 2
Протяжённость улицы с юга на север составляет 0,8 километра, с запада на восток – 1,5 км. Географические координаты улицы Пионеров можно считать 51°43'05'' с.ш. и 36°10'39'' в.д.
Страница 3
Улица появилась на карте города благодаря Генеральному плану застройки города Курска, подписанном самой Екатериной II в 1782 году. И носила она тогда название Троицкая. C 5 ноября 1918 года улица стала носить имя Фридриха Адлера – австрийского революционера. Улицей Пионеров она стала называться с 29 сентября 1932 года.
Страница 4
На улице Пионеров расположены частные жилые дома старой застройки, жилые многоэтажные дома современной застройки, а также разные старинные здания и современные организации:
-Свято – Троицкий храм и Иконописная мастерская (ул. Пионеров, 4);
-Курский государственный областной музей археологии (ул. Пионеров, 6);-Средняя общеобразовательная школа № 17 (ул. Пионеров, 84);
-Курский областной центр туризма (ул. Пионеров, 84а);
-МБОУ «Прогимназия «Радуга» (ул. Пионеров 53, 65).
Страница 5
Свято – Троицкий храм и Иконописная мастерская, (ул. Пионеров, 4).
Из обнаруженной грамоты царя Михаила Фёдоровича от 17 июля 1612 года известно, что Троицкий монастырь, на месте которого ныне располагается Свято-Троицкий (Нижний) храм с приходом, построен по указу Бориса Годунова.
Указ последовал в 1597 г., монастырь был построен к 1608 г., а в 1612 г. его уже разорили войска польского гетмана Жолкевского (по другим данным, монастырь разорён литовцами, расположившими свои войска в том самом месте, где сейчас находится Литовская улица). Это произошло после передачи по вкладной записи Закурной слободы, принадлежащей монастырю, Курскому Богородицкому монастырю.
К Троицкому монастырю была еще приписана слобода Очаковская, которая быстро слилась с городом, и название её утратилось.
В 1634 г. польское войско вновь разоряет Троицкий монастырь. После этого, судя по документам 1634 г., в которых речь идет уже не о монастыре, а только о Троицкой церкви, монастырь уже не смог вернуть себе прежний статус. Современные учёные пришли к выводу, что строения эти относятся не к XVII, а к первой половине XVIII века.
Впоследствии в одном из документов ЦГИА, относящемуся к 1734 году, было обнаружено следующее сообщение о дате начала строительства каменной церкви Святой Троицы на месте обветшавшей деревянной – это 1733 г.
В "Описании курского наместничества" С. Ларионова приводится другая дата строительства каменной церкви – 1742 г. Другие источники называют годом освящения Нижне – Троицкого храма – 1740 г.
Страница 6
Курский государственный областной музей археологии (ул. Пионеров, 6)
Музей был основан в начале XX века по инициативе курского губернатора Гордеева. Николай II его идею поддержал и выделил денежные средства на начало обустройства экспозиций. К этому моменту уже имелась внушительная коллекция экспонатов, которых содержались во временном хранилище. Сейчас в музейном комплексе действует несколько постоянных выставок: история изучения курских древностей, область в I-VII вв., народные традиции в современных костюмах. Здесь хранится то, что находили во время археологических раскопок на территории региона – это и предметы одежды, и быта, и посуда, и даже бивни мамонта. Заведение ежегодно организовывает археологические экспедиции и является участником всероссийской акции "Ночь в музее".
Это здание долгие годы было известно, как дом воевод Ромодановских. Но как показали современные исследования архивных документов, князья Ромодановские никакого отношения к нему не имеют. Первым достоверно известным владельцем (с 1792 г.) был видный купец I-й гильдии Семён Иванович Хлопонин. В 1810 году его сын Дмитрий Семёнович продал дом купцу П.М. Ветчинкину.
Страница 7
МБОУ «Прогимназия «Радуга», здание детского сада (ул. Пионеров, 53), здание начальной школы (ул. Пионеров, 65).
Что такое «Радуга»?
Это семь цветов.
Что такое «Радуга»?
Это разноцветье снов.
Искрится и сверкает
Стекляшками дождя,
И манит, и сверкает,
И в даль зовет меня.
Наша школа «Радуга», –
Похожей больше – нет!
И учит нас, и радует –
Вот и весь секрет.
Уютная, красивая,
Тепло всем детям в ней.
А детство в ней – счастливое!
И полный круг друзей!
Идите к нам за радугой,
За разноцветьем снов…
Все двери вам открыты,
И правит здесь – Любовь!
Наши заповеди:
-Здесь наш Дом и Храм Науки!
Не место лени здесь и скуке!
-Вера, Любовь, Доброта и Терпение –
Основа всей жизни, подмога в учении.
-Творец, родителя, учителя, друзья –
Надежда, помощь и опора для тебя.
Наши традиции:
-День Знаний,
-День Учителя,
-Мы теперь ученики,
Осенние посиделки,
Новогодние праздники,
Рождественские вечера,
Масляничные гулянья,
День Мужества,
День красоты,
Музыкальная гостиная,
Пасхальный перезвон,
День памяти,
Выпускные праздники.
Страница 7
Из истории МБОУ «Прогимназия «Радуга».
-31 августа 1992 год открыта Муниципальная школа – лицей художественного развития детей «Радуга».
-С 13 июня 1998 года образовательное учреждение носит название – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа - лицей «Радуга» с углубленным изучением предметов гуманитарного и общеэстетического цикла».
-С 20 июня 2000 года образовательная организация называется – Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия «Радуга».
-С 30 ноября 2011 года школа называется – Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия «Радуга».
-С 18 декабря 2015 года и по сей день – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Прогимназия «Радуга».
Страница 8
С 2017 года руководит прогимназией Травина Анна Алексеевна.Почетный работник общего образования Российской Федерации, победитель муниципального и регионального этапов конкурса «Учитель года – 2010», победитель муниципальной премии «Признание» в области образования в номинации «Педагогическое мастерство учителя», победитель конкурса «Лучшие учителя России» в рамках приоритетного проекта «Образование – 2014», победитель регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя». Педагогический стаж 28 лет.
Страница 9
Прогимназия славится дружным и творческим педагогическим коллективом. В прогимназии много педагогов, которые работают в прогимназии много лет.
Корреспонденты из 1А класса задали директору, учителям и педагогам, которые работают в прогимназии много лет вопрос: «За что вы любите нашу прогимназию «Радуга»?”. И вот что они ответили...
Страница 10
Директор Травина А.А., педагогический стаж – 28 лет: «В нашей прогимназии самые талантливые дети, хорошие родители и самый творческий коллектив.»
Морозова Н.П., учитель начальных классов, стаж работы в прогимназии – 16 лет: «В нашей прогимназии учатся самые умные и способные дети. А учат их- самые лучшие учителя.»
Субботина Т.В., учитель начальных классов, стаж работы в прогимназии – 21 год: «Я люблю наш общий дом за доброжелательную атмосферу, уют и красоту.»
Чернышева Е.А., учитель начальных классов, стаж работы в прогимназии – 18 лет: «Наша прогимназия может гордиться яркими, творческими педагогами и успешными выпускниками.»
Страница 10
Михалкина Н.Г., учитель музыки, стаж работы в прогимназии – 21 год: «В прогимназии царит необыкновенный дух творчества и доброты, поэтому мы добиваемся успехов во многих начинаниях.»
Вершинина Н.В., учитель начальных классов, стаж работы в прогимназии – 24 года: «Именно в нашей прогимназии работают самые преданные своей профессии педагоги. Именно к нам приходят учиться самые творческие и неповторимые ученики.»
Федосова Е.Н., учитель начальных классов, стаж работы в прогимназии – 20 лет: «Наша прогимназия для меня второй дом. Поэтому наш коллектив и мои ученики - это моя семья. Я всех очень люблю.»
Сумарокова С.С., заведующая библиотекой, стаж работы в прогимназии – 19 лет: «Я люблю свою работу и каждый день с радостью прихожу сюда. Здесь меня ждет коллектив единомышленников и лучшие на свете читатели - наши ученики.»
Страница 11
В создании «Путеводителя по улице Пионеров города Курска» участвовали учащиеся 1 А класса МБОУ «Прогимназия «Радуга».
Литература и интернет источники
1. «Я - курянин». Гладилина М.И. Учебная книга для учителей, учеников и их родителей / Под редакцией Т.А. Брежневой – Курск: ООО «Цифра», 2013
2. https://mapdata.ru/kurskaya-oblast/kursk/ulica-pionerov/
3. https://kartologia.ru/karta/kursk/ulitsa-pionerov
4. https://lions-guides.ru/Kursk-oblast/guides/Kursk
Марина Вильгельмовна Шнайдер, учитель начальных классов, заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53» города Курска Ирина Владимировна Николаенко, учитель начальных классов первой квалификационной категории, руководитель МО учителей начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53» города Курска Ольга Николаевна Долженкова, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53» города Курска |
Мастер-класс
«Фотозона «Осенняя Фантазия»»
Цель: формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности;
Задачи:
- развитие творческих способностей, эстетического вкуса, интереса к познанию нового и пониманию прекрасного;
- создание условий для реализации творческих способностей педагогов, родителей, учащихся, повышения их социальной активности, развития идеи единства природы и человека;
- практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности;
- организация культурного досуга во время праздничных мероприятий.
Ход мастер-класса
1. Актуализация трудовой (производственной) проблемы
Все мы с нетерпением ждем праздники, потому что они приносят не только радость и веселье, но и веру в лучшее будущее. Создание фотозоны на празднике — это возможность сделать незабываемые кадры и поднять настроение. Любой человек как самостоятельно, так и в компании друзей может сделать фото на память. Фотографирование – популярное увлечение современного общества, а социальные сети – настоящая фотохроника нашей жизни.
Эта традиция в нашей школе, создавать специально подготовленный и задекорированный фон, на котором производится фотосъемка участников торжественных событий, зародилась несколько лет назад.
Фотозона к празднику может быть оформлена самыми разнообразными способами и любом стиле. Каких-либо общепринятых, установленных канонов здесь нет, поэтому снимки получаются интересными и памятными.
Использование фотозоны на школьных мероприятиях позволит сделать праздники более яркими и необычными. Фотозона является элементом декора, дает дополнительную возможность раскрыть концепцию мероприятия и усилить праздничную атмосферу.
Важным преимуществом фотозоны являются:
· компактность – для размещения достаточно площадки размером 2 кв.м.;
· интерактивность – посетители принимают непосредственное участие в празднике, растет уровень вовлеченности аудитории;
· мобильность – для установки и обслуживания фотозоны достаточно двух-трех человек;
· привлекательность – фотозона притягивает внимание, тем самым позволяет сделать акцент и на выставочной зоне;
· информативность – во время подготовки к участию в фотосессии, в зависимости от тематики фотозоны, даются сведения об истории праздника, исторической эпохе, жизни города и т.д.;
· повышение узнаваемости – использование фотозоны на мероприятиях разного масштаба позволяет увеличить уровень осведомленности жизни и работы школы.
2. Формирование темы и цели мастер-класса
Тема мастер-класса посвящена празднику Осени
Осень – это особенная пора, когда знаешь, что уж должно быть холодно и пасмурно, а природа радует теплыми деньками и преподносит сюрпризы в виде солнечных лучей. Деревья одеваются в золото и становятся настоящим украшением земли. Именно в это время ощущается порыв запечатлеть не только эту красоту, но и себя на её фоне.
Но что делать, если дожди, не прекращаясь, льют за окном, а пасмурные дни вызывают уныние? Заниматься повышением настроения самостоятельно! Для того, чтобы осень с ее дарами приносила только положительные эмоции, создайте фотозону с осенней тематикой и наслаждайтесь вместе с друзьями и знакомыми приятной и позитивной фотосессией.
Чтобы ваши фотографии выделялись и были особенными, попробуйте сделать своими руками особенную фотозону.
3. Групповая работа «Фотозона «Осенняя Фантазия»»
Участники мастер-класса работают с природным материалом - осенние листья, веточки деревьев, цветы.
При создании фотозоны вам понадобится креативность в выборе образа. Традиционными осенними цветами являются оранжевый, желтый и коричневый, но это не касается одежды. При выборе своего стиля можно руководствоваться современными тенденциями, личными предпочтениями или тематическими нарядами.
Вполне естественно, что при оформлении зоны для осенней фотосессии используются листья и ветки. Красивые букеты из веток различных деревьев можно дополнить характерными для осени цветами астры, хризантемы и других. Ветки рябины очень красиво смотрятся в осенней композиции.
Природа балует нас своими дарами, поэтому не воспользоваться ими было бы ошибкой. Надо отметить, что благодаря именно цветам и фруктам, кадры становятся ярче и красивее.
Обычно в качестве фона используются легкие ткани, которые драпируются без проблем, ложась в послушные волны, также можно использовать бумагу. В качестве дополнительного декора используются бумажные цветы, шарики, ленты. Можно своими руками сделать «деревья». Для этого нужно насобирать сухих веток в лесу, в парке и т.д., покрасить их и прикрепить к ним листву. Листья можно вырезать из бумаги или воспользоваться гербарием. Красивые композиции из веток и цветов также украсят стенд фотозоны.
И пусть осень золотая продлится дольше на ваших фотоснимках!
4. Практическая часть
Сегодня мы предлагаем сделать фоторамку «Осенняя фантазия» в технике коллаж. Такой способ запечатлеть себя набирает всё большую популярность. И это оправдано! Смотрится креативно, оригинально и просто…
(Практическое обучение технике коллаж, используя презентацию)
Изготовление рамки
Рамку вырезаем из упаковочного картона, размер рамки выбран произвольно. «Обтягиваем» рамку зелёной гофрированной бумагой. Составляем осеннюю композицию: ветки берёзы с листьями из цветной бумаги, перевёрнутый зонт с кистями рябины, плоды шиповника и боярышника, осенние листья.
Поскольку работа объёмная, то она будет состоять из нескольких этапов. (Деление участников мастер-класса на 3 фокус - группы.).
Изготовление объёмных композиций на плоскости в технике бумагопластика.
1 фокус-группа
Изготовление березовых листьев.
2 фокус-группа
Изготовление плодов шиповника, боярышника.
3 фокус-группа
Изготовление зонтика.
Коллективное создание фоторамки.
Бумага дала возможность каждому участнику проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
5. Подведение итога.
Предложение участникам мастер-класса принять участие в фотосессии.
6. Рефлексия.
«Рефлексивный круг»
Все участники мастер-класса садятся в круг.
Ведущий задает алгоритм рефлексии:
- расскажите о своем эмоциональном состоянии в начале мастер-класса и в конце;
- что нового вы узнали, чему научились;
- в чем были затруднения;
- как вы оцениваете свое участие на мероприятии.
Затем все участники мастер–класса поочередно высказываются в соответствии с заданным алгоритмом. Ведущий мастер-класса своим обобщением завершает рефлексивный круг анкетированием.
«Анкетирование»
Участникам мастер-класса раздаются заранее разработанные анкеты с вопросами и вариантами ответов.
Участникам предлагается оценить проведенный мастер-класс, заполнив небольшую анкету.
1. Оцените, пожалуйста, мероприятие, в работе которого Вы участвовали по 5-бальной шкале по каждой позиции «5» - высшая оценка, «1» - низшая.
• Актуальность мастер-класса
• Интерес к данному мероприятию
• Уровень организации мероприятия
2. Следует ли, по вашему мнению, проводить подобные мастер-классы регулярно?
• Пожалуй, да
• Пожалуй, нет
• Затрудняюсь ответить
Мы будем благодарны за Ваши замечания и предложения по поводу организации мероприятия.
Спасибо за внимание!
Литература
1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. -М.: Эксмо, 2005.- 64с.
2. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с.
3. Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань». - М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.
4. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2002, 120с.