Освоение слепым ребенком востребованных в орудийной деятельности положений тела и его отдельных частей в статических упражнениях
Положение тела:
- сидя;
- прямое (прямостояние).
Положения головы:
- прямое положение (лицо вперед).
Положение рук:
- руки вперед и согнуты в локтях.
Положение пальцев кистей рук:
- кисть сжата в кулак с захватом орудия действия, большой и указательный пальцы удерживают орудие действия (предмет, имеющий протяженность для захвата, выступающий продолжением руки);
- положение кисти с приспособлением руки к свойствам предмета-орудия;
- положение кисти, не выполняющей орудийное действие, свободное или обеспечивающее захват для удержания предмета, на который воздействуют орудием.
Формирование двигательных умений
- Захватывать орудие кистью, сжатой в кулак.
- Приспособление руки к свойствам предметов.
- Движение кистью: вокруг фронтальной оси – ладонное и тыльное сгибание.
- Брать предмет-орудие одной рукой.
- Движения руки от плеча, от локтя, кисти, ротация с ориентацией на способ действия с предметом-орудием.
- Мелкие и точные движения кистью и пальцами.
- Совместные, но разнонаправленные движения рук.
- Выпускать предмет.
- Ставить, класть предмет на определенное место.
- Захват губами дудочки, умение дуть в нее.
Развитие чувственно-двигательной основы коммуникативной деятельности – невербальных средств общения
Освоение слепым ребенком востребованных в коммуникативной деятельности положений тела и его отдельных частей в статических упражнениях
Положение тела:
- прямое (прямостояние);
- полуповорот.
Положение головы:
- прямое положение (лицо вперед).
Положение рук:
|
- прямое, свободное положение;
- рука вперед (прямые руки находятся на уровне плеч, положения кисти, отражающие жесты прощания, приглашения, приветствия).
Положение ладоней:
- ладони внутрь (приветствие);
- ладонь книзу (прощание);
- ладонь кверху (приглашение, просьба).
Положение пальцев кистей рук:
- кисть поднята вверх - запрет (кисть отведена вверх);
- кисть сжата в кулак, указательный палец прямой вверх (нельзя);
- кисть расслаблена.
Положение частей лица:
- положение губ: губы в улыбке, губы широко разомкнуты, губы сомкнуты; губы искривлены и их уголки оттянуты назад (радость); приоткрытый рот имеет округленную форму; нижняя губа выпячена;
- положение щек: обычное положение, щеки надуты;
Формирование двигательных умений:
- Зажмуривание: опустить брови и поднять щеки.
- Поднять брови и опустить щеки.
- Поднимать, опускать (открывать, закрывать глаза) верхние веки (в случае возможности).
- Открыть рот широко, приоткрыть рот, выпятить нижнюю губу, сжимать губы, вытянуть губы, показать и убрать язык, шлепание губами.
- Надуть щеки.
- Помахать (приветствие, прощание, отрицание).
- Выставить руку вперед, ладонь прямо (запрет).
- Выставить руку вперед, ладонь прямо, пальцы полусогнуты; опустить и поднять кисть («Пока»).
- Движения четырех пальцев (большой палец противопоставлен остальным) с соединением с ладонью и обратно: ладонь вниз - прощание; ладонь кверху – просьба дать предмет, приблизиться.
Программа «Развитие двигательной сферы»
Реализуется специалистом в области ЛФК или адаптивной физкультуры.
Цели: развитие двигательных возможностей слепого ребенка, координационных способностей, функции равновесия, способности произвольно выполнять двигательные задания, повышение двигательной активности, профилактика навязчивых движений и недостатков развития движений, обусловленных слепотой.
|
Достижения слепого ребенка:
- освоение ребенком собственного тела, формирование «схемы тела»: опыт дифференциации движений частями тела, умения по просьбе выполнить движение частью тела, показать названную часть, ребенок должен знать, что у него есть руки и ноги, голова, живот, спина; освоение умений произвольно менять положение тела;
- развитие слухо-двигательной координации: способность двигаться на звук, поворачиваться в сторону звука; рече-слухо-двигательной координации: умение выполнять движение, двигательное действие по просьбе или на основе саморегуляции;
- развитие чувства ритма как формы организации движения;
- освоение произвольных движений;
- освоение опыта движений телом и его частями в разных направлениях: вперед-назад, вверх-вниз, в стороны;
- развитие готовности к освоению ползанья на четвереньках и освоение движения, освоение ходьбы;
- выполнение движений под музыку: проявление способности выполнять движения в соответствии с темпом музыки; проявление эмоционально-двигательной отзывчивости на музыку разного характера.