Социально-предметное развитие




Обеспечение слепому ребенку социально–предметной адаптации в образовательной среде ДОО, накопление им знаний, полимодальных представлений и опыта практического взаимодействия с предметными объектами образовательного пространства, формирование умений и навыков их использования:

- Бытовые объекты мест жизнедеятельности детей: предметы мебели групповой, спальни, раздевалки, кабинетов специалистов; предметы умывальной и туалетной комнат; предметы посуды (столовые, кухонные), предметы и объекты кухни, моечной. Содержание знаний: предметы частого использования ребенком – знать название целого, частей, деталей, назначение; остальные предметы – название и назначение; знать и понимать назначение воды; знать название помещений; знать названия одежды и обуви. Содержание умений и навыков: сесть, встать со … и рядом с …, отодвинуть, задвинуть, подвинуть стул; выдвинуть и задвинуть ящик стола, поставить (положить) и т. п. что-либо на столешницу, показать ее края; открывать и плотно закрывать дверцы шкафов, тумбочек с правильным захватом ручки; застелить (положить подушку, разложить одеяло, покрывало) постель; повесить на …, снять одежду с крючка, положить, взять с полки; узнавать и называть предметы собственной одежды, различать и узнавать отдельные предметы одежды других; снять с крючка полотенце, вытереть им лицо, руки; открывать и закрывать кран, подставлять руки для умывания, емкость под струю воды, уметь выливать из емкости набранную воду; брать, правильно захватывать и использовать по назначению (выполнять орудийное действие) предметы посуды (чашку, ложку, вилку), брать двумя руками, удерживать в правильном положении и ставить на поверхность перед собой тарелки (глубокая, мелкая, блюдце); надеть, снять одежду, обуть, снять обувь. Владеть основными культурно-гигиеническими умениями и навыками, элементарными умениями самообслуживания.

- Предметные объекты, организующие помещение (замкнутое пространство): пол, стены, окна, подоконник, дверь и дверные проемы, порог, потолок; напольные покрытия (околодверные коврики, ковровая дорожка, палас и т.п.); предметные объекты, организующие связь между пространствами – лестничные пролеты: ступени, площадка, ограждение, перила. Содержание знаний: знать названия, представлять, как выглядят, из чего сделаны. Содержание умений: идти вдоль стены с легким касанием; открыть, закрыть дверь; умения и навыки подниматься и спускаться по лестнице.

- Продукты питания. Содержание знаний: названия основных продуктов рациона питания в ДОО (из чего приготовлено). Содержание умений: по запаху, вкусу, внешнему виду (ребенок с остаточным зрением) и другим свойствам узнавать блюдо, определять продукты, откусывать и прожевывать твердую пищу, отличать сладкое, кислое, соленое, малосоленое, различать и узнавать напитки по вкусу и консистенции; рассказать (сообщить основные сведения) о хорошо знакомом продукте. Владеть умениями и навыками самостоятельного приема пищи.

- Предметы и объекты, обеспечивающие индивидуально-личностные проявления слепого ребенка посредством предметно-практических действий в игровой деятельности (игрушки, игровая атрибутика), в познавательной деятельности, в двигательной деятельности, в продуктивной деятельности, в тифлографике, трудовой деятельности. Содержание знаний: знать название предмета, его частей и деталей, их назначение для деятельности; способ использования, его название; основные признаки, по которым предмет легко опознаваем. Содержание умений и навыков: действия с дидактической игрушкой, с сюжетной игрушкой; умение брать предмет двумя (одной) рукой; умения действовать двумя руками: одна рука выполняет либо фиксирующую, либо ориентировочную функцию (предмет зафиксирован), другая – операциональную функцию, обе руки выполняют операциональную функцию, действуя двумя подвижными частями предмета; умения перелистывать страницы книги; умения заполнять емкости предметами разной величины, перекладывать из одной в другую, наливать, выливать воду, умение ставить, раскладывать предметы рядом друг с другом; движения руками с удерживанием предметов (погремушки, колокольчики и др.) с выполнением действия (физические упражнения); орудийные действия: ножницами, грифелем, губкой, салфеткой и др.

Развитие трудовых действий и деятельности

Формирование точных умений и способов выполнения практических действий – трудовых операций в соответствии с видом труда; формирование компенсаторных способов выполнения предметно-практических действий на основе рече-слухо-двигательной координации и с актуализацией слуховых, тактильных, мышечно-двигательных, слуховых, зрительных ощущений и восприятий, обеспечивающих ориентацию на рабочем поле, стабильность предметной среды, осмысленность действий; формирование представлений об орудиях труда их назначении и практических способах использования. Формирование умений выполнять точные движения руками, кистями, пальцами, востребованные в выполнении трудовой операции, c уточнением их пространственного положения и положения тела (поза).

Формирование знаний и представлений:

- о собственной трудовой деятельности, видах труда: «Что такое самообслуживание?», «Что значит труд в природе, труд в быту?»; знания и умение придерживаться алгоритма трудовых операций для достижения результата; освоение опыта ориентировочно-поисковых, регулирующих и контролирующих движений и действий, необходимых для выполнения цепочки действий, востребованных на этапе подготовки к выполнению деятельности, на основном этапе (труд), на этапе оценки результата труда;

- труде взрослых: знакомить ребенка с видами труда работников ДОО с освоением опыта посильного участия в труде, с их значением для жизни человека (детей в детском саду); об орудиях труда, основных трудовых операциях, о внешнем облике (специальная одежда) трудящегося.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду - способствовать повышению самооценки, развитию мотива достижения; уважительного отношения к труду взрослых.

 

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в предметно-пространственной среде образовательной организации

Формирование и развитие предметно-пространственных представлений об организации (обустройстве) пространств мест жизнедеятельности в ДОО, умений и навыков их осваивать в соответствии с назначением. Содержание знаний и представлений: знать названия помещений (групповая, спальня, умывальная, раздевалка, коридор, лестница, музыкальный зал, физкультурный зал, сенсорная комната и др.); знать и понимать назначение помещения, соотнося его с собственной деятельностью в нем; знать и представлять предметно-объектное наполнение помещения («В групповой есть игровой уголок, в нем можно играть в …», «В раздевалке есть шкафчики для одежды, мой шкафчик первый, на его двери круг, есть скамейка, я сижу на ней, когда надеваю/снимаю одежду, надеваю /снимаю обувь» и т. п.; знать и представлять предметно-пространственную организацию помещения (точка отсчета – сам ребенок, стоящий у входа в помещение); знать и понимать пространственные термины: «впереди», «справа/слева», «далеко/близко», «рядом с…», «между» и т. п.; знать и представлять ориентиры (естественные – предметы, граничащие с предметами другой зоны, специально созданные – смена напольного покрытия) границ между зонами пространств, в которых ребенок выполняет разные виды деятельности: место игрушек, игрой уголок, зона физических упражнений, зона лепки, книжный уголок и др.; знать и представлять месторасположение зоны предметных объектов, организующих пространство помещения; знать опасные ситуации (можно наткнуться, ушибиться, споткнуться, упасть), связанные с передвижением в помещении; представлять, что может выступить предметным препятствием (ожидаемым: предметы мебели, находящиеся на своих местах, порог, дверь, лестница; неожиданными: сдвинутый с места стул, стол, полуоткрытая дверь, игрушки и атрибуты на полу и др.) свободного передвижения. Содержание умений и навыков: уметь при ходьбе преодолевать препятствия: перешагивать невысокий предмет, встретившийся на пути; уметь обходить стул (как препятствие); уметь подниматься и спускаться по лестнице; уметь подстраивать шаг под установку «длинный (короткий) шаг», «перешагивай высокое», «перешагивай длинным шагом» и т. п.

Развитие опыта самостоятельного передвижения, ориентировочно-поисковой деятельности в пространстве помещений ДОО для организации собственной деятельности и движений для преодолением ожидаемых препятствий.

Развитие знаний о возможных опасных ситуациях в быту, в разных видах деятельности, на улице, связанных с наличием препятствий в предметно-пространственной среде. Формирование вербальных умений и навыков обращения к взрослому за помощью в ситуации чувства опасности, боязни и др. Обогащение опыта рассказывания о способах безопасного преодоления естественных препятствий, безопасного использования предметов быта, об ориентире (что он обозначает, из чего сделан, способ использования) и др.

Развитие умений ходьбы в колонне, опыта остановки по сигналу взрослого, передвижения в пространстве и выполнения действий с использованием ориентиров; опыта ходьбы по пересеченной местности с преодолением естественных препятствий, сохранения равновесия, устойчивости позы. Иметь общие представления о предназначении трости (детская трость), ее частях и деталях, развитие первичного опыта передвижения в пространстве с тростью.

Обогащение опыта реагирования на новое (привнесение нового объекта, изменение предметно-пространственных отношений) в знакомой ситуации. Формирование первичных представлений о звуках и цвете объектов, имеющих сигнальное значение для поведения в пространстве: сигналы для безопасности пешеходов, сигналы, издаваемые транспортом.

Развитие личностной готовности к обучению в школе.

Воспитание положительного отношения к формированию культурно-гигиенических навыков, потребности в самообслуживании как будущего ученика. Формирование первичных представлений о школе как предметно-пространственной среде обучающихся. Развитие знаний и представлений об учебном классе, его предметно-пространственной организации: парта ученика, расстановка парт в классе; стол учителя, его местоположение относительно входа, ученических парт; шкафы, стеллажи для учебников и учебных пособий. Развитие умений и навыков передвижения в пространстве, моделирующем учебный класс, формирование навыков моторного поведения будущего ученика за партой: подойти к парте с нужной стороны, отодвинуть стул так, чтобы удобно было сесть за парту, сесть на стул (регуляция и координация движений в ограниченном предметами пространстве) правильно, без излишнего шума, встать со стула и выйти из-за парты. Развитие интереса и обогащение представлений о поведении учеников в учебном классе, в школе: прослушивание литературных произведений, рассказов взрослых. Формирование игрового умения моделировать предметно-пространственную среду учебного класса. Развитие общих предметно-пространственных представлений об организации и назначении помещений школы.

Формирование общих представлений о школьных принадлежностях, предметах, необходимых ученику.

Формирование первичных представлений о школьном социуме, о внешнем облике ученика. Расширение опыта слушания тематических литературных произведений, опыта режиссерских игр. Развитие представлений и первичных навыков вербальной коммуникации, делового общения в системе координат «учитель-ученик», «ученик-учитель», «ученик-ученик»: обогащение опыта слухового, моторного поведения, умения организовывать свое поведение по установке взрослого («положить книгу на парту перед собой», «выслушать вопрос и дать на него ответ» и др.), просьбе сверстника («передай, пожалуйста, книгу» и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: