В области социально-коммуникативного развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
- развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;
- развития коммуникативной и социальной компетентности;
- развития игровой деятельности;
- обеспечения развития у слепого ребенка компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных сред в их многообразии.
Социально ‑ коммуникативное развитие детей с нарушением зрения с учетом их особых потребностей предполагает приобретение ими определенных умений, знаний и опыта.
Для социально-коммуникативного развития незрячим детям важно знать:
- имена, фамилии детей группы, собственное имя, отчество, фамилию, имена, отчества, фамилию родителей; иметь элементарные знания о своем имени (как и в каких ситуациях оно может звучать);
- элементарные правила организации вербального общения;
- названия базовых эмоций;
- точные правила игр и требования к безопасному передвижению и действиям в совместных играх;
- детские стихи, другие художественные произведения, в которых описываются эмоциональные состояния героев, эмоциональное отношение к происходящему;
- о возможных опасных ситуациях в быту, в разных видах деятельности, на улице, связанных с наличием препятствий в предметно-пространственной среде;
- препятствия, встречающиеся в предметно-пространственной организации помещений, на улице, способы их преодоления;
- возможное поведение взрослого, предупреждающего об опасности;
- ориентиры (тактильные, слуховые, зрительные, предметные), обеспечивающие регуляцию и контроль движений, действий, ориентировку, их местоположение;
|
- источники и характер звуков, имеющих сигнальное значение;
- предметы одежды, их назначение, возможную принадлежность, детали, застежки;
- предметы мебели, их назначение, части и детали, способы безопасного использования;
- предметы посуды, их назначение, части и детали, способы безопасного использования;
- компенсаторные способы расстановки, раскладывания предметов быта, игр, занятий на ограниченной площади для безопасного и успешного их использования (одна рука ощущает край, другой ставлю предмет на удаленном расстоянии от края, от другого предмета).
Для социально-коммуникативного развития слепым детям важно уметь:
- обращаться по имени, имени и отчеству; изменять знакомые имена для обращения в определенной ситуации: приветствие, поздравление, сопереживание, и др.; уметь читать и писать свое имя, имена родителей;
- придерживаться последовательности правил организации вербального общения;
- по установке (вербальной, визуальной) показывать, менять мимику, позу, жесты; выражать (показывать) базовые эмоции;
- обращаться к взрослому за помощью в ситуации чувства опасности, страха и др.;
- следовать правилам игры, вести роль, уметь быть ведущим колонны;
- расставлять мелкие предметы быта для занятий, для игры на ограниченной площади, используя компенсаторные способы выполнения действия;
- рассказывать о способах безопасного преодоления препятствий, безопасного использования орудий труда, предметов быта, рассказать об ориентире (что он обозначает, из чего сделан, способ использования) и др.
Для социально-коммуникативного развития слепым детям важно владеть следующим:
|
- опытом обращения по имени к другим в соответствии с обстановкой, опытом восприятия собственного имени в разных формах и ситуациях общения с взрослыми и детьми;
- первичными представлениями о социальных эталонах, информационно-опознавательных признаках;
- опытом восприятия рельефных изображений человека;
- опытом коммуникативного общения с использованием культурно-фиксированных жестов;
- опытом совместного выполнения трудовых операций, конструирования, рассматривания объектов, опытом делового общения с взрослым;
- опытом прямого взаимодействия со сверстниками;
- опытом участия в театрализованных играх, играх-драматизациях;
- способностью к самовыражению в группе;
- умениями соблюдения дистанции при передвижении в колонне, преодоления известных препятствий, остановки по слову взрослого, использования ориентиров в передвижении;
- опытом оценки и ориентации в пространстве до начала передвижения или действия в нем;
- опытом уверенного свободного передвижения в знакомом пространстве с ориентацией в его предметно-пространственной организации;
- опытом ходьбы по пересеченной местности, с преодолением препятствий, умением сохранять равновесие, устойчивость позы;
- пониманием обращения взрослого, предупреждающего об опасности.
Программные коррекционно-компенсаторные задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с развитием у слепого ребенка компенсаторно-адаптивных механизмов освоения новых социальных и предметных сред и удовлетворением особых образовательных потребностей по направлениям педагогической деятельности
|
Развитие социальных представлений, коммуникативно-языкового и моторно-поведенческого потенциала общения слепого реб е нка
Развитие невербальных средств общения
Организация и вовлечение слепого ребенка в эмоционально насыщенные ситуации общения, взаимодействия, совместной деятельности с взрослым, сверстниками, побуждающие ребенка проявлять чувства и эмоции и, тем самым, присваивать опыт их выражения. Обогащение опыта восприятия слепым ребенком экспрессий (их способов) партнеров по общению (ближайшего окружения) в ситуациях различных видов деятельности.
Взрослые стремятся в общении с ребенком предельно четко, но насыщенно и эмоционально выразительно проявлять свое отношение к происходящему, используя просодическую сторону речи, моторно-экспрессивные, в сочетании с вербальными, выражения положительных эмоций (смех, междометия, восклицания соответствующего порядка) и отрицательных эмоций (хныканье, имитация плача, междометия, восклицания соответствующего порядка).
Развитие социальных эталонов (представлений о мимике, пантомимике, позах): знакомить с базовыми эмоциями (интерес, горе, радость, удивление, страх, и др.), развивать элементарные умения, обогащать опыт их произвольного воспроизведения (по просьбе взрослого) c помощью мимики, позы, жестов. Знакомство и разучивание ребенком детских стихов, других художественных произведений, в которых ярко описываются эмоциональные состояния героев, эмоциональное отношение к происходящему, эмоционально-моторное поведение. Развитие умений и обогащение опыта рассматривания сюжетных, сюжетно-иллюстративных рельефных рисунков, изображающих человека с формированием элементарных представлений об информационно-опознавательных признаках эмоций (настроение), социальной принадлежности человека. Развитие интереса к рассматриванию тактильных книг, к обсуждению воспринятого.
Расширение опыта эмоциональных переживаний, эмоционально-моторного поведения посредством создания в Организации музыкальной среды, аудио среды, актуальной и востребованной слепым ребенком.
Развитие вербальных средств общения
Формирование звуковой культуры речи, языковой компетентности общения как средства компенсации сенсорной недостаточности в восприятии партнера по общению, развитие грамматической, просодической сторон речи.
Обеспечение коммуникативной адаптации, развитие навыков взаимодействия.
Формирование знаний и умений придерживаться правил общения, востребованных в ситуации трудности или невозможности зрительного отражения:
1. Обратиться по имени к предполагаемому партнеру общения и по локализации голоса уточнить его местоположение относительно себя.
2. Развернуться и/или повернуть лицо в его сторону, стараться держаться прямо (если человек находится на расстоянии, подойти к нему).
3. Громким голосом и внятно обратиться к партнеру: сказать (изложить) суть сообщения.
4. Обратить внимание на голосовые, речевые проявления партнера, отражающие его отношение к ситуации общения.
5. Дождаться вербального ответа партнера, продолжить общение.
Формирование знаний точных правил подвижных игр и требований к безопасному передвижению и действиям в совместных играх и опыта их выполнения.
Расширение и уточнение представлений о социуме ДОО, обогащение опыта установления отношений с окружающими (сверстниками и др.), расширение социальных контактов (организация общения с детьми других возрастных групп, знакомство с трудом взрослых).
Формирование умений и навыков выполнения практических действий, операций разных видов детской совместной деятельности, формирование представлений о совместном характере действий, обогащение опыта их выполнения представлений; опыта обращения по имени к другим в соответствии с обстановкой, опытом восприятия собственного имени в разных формах и ситуациях общения с взрослыми и детьми.
Развитие навыков взаимодействия с каждым членом детской группы.
Развитие знаний о социальных сторонах жизнедеятельности человека
Уточнение общих представлений о семье и ее членах, обогащение представлений (общих) о внешнем облике родителей, братьев и сестер, бабушки, дедушки в соответствии с возрастом.
Развитие знаний о возможных местах проживания семьи (человека): город, деревня. Дом, квартира как жилье человека: общие представления о предметных объектах и их пространственном расположении, организации пространства помещений (входная дверь, прихожая, кухня, коридор, комнаты, окна, ванная и туалетные комнаты. Домашние предметы и вещи, необходимые для жизни членов семьи. Формирование первичных умений моделирования пространств.
Расширение знаний о деятельности человека с формированием элементарных представлений о внешнем виде, использовании им предметов или орудий, об основных действиях человека, выполняющего ту или иную деятельность: труд (работа), учеба, отдых, бытовая деятельность. Развитие представлений о занятиях детей. Обогащение опыта сюжетных игр с куклой, моделирующих деятельность человека.
Развитие представлений об объектах живой (животные дома) и неживой (комнатные растения) природы, наполняющих пространства жизни человека, о роли и деятельности человека для них.
Развитие у ребенка образа «Я» как субъекта общения
Развитие умений рассказать о себе, своем ближайшем окружении. Формирование потребности и умений быть опрятным, аккуратным, правильно одетым, выполнять культурно-гигиенические нормы.
Развитие интереса к выразительности речи собственной и других. Развитие просодической стороны речи, формирование элементарных представлений об интонации человеческого голоса. Обогащение опыта слушания аудиозаписей литературных произведений (чтение артистами) с обсуждением интонационной стороны высказываний героев. Развитие опыта участия в театрализованных играх (инсценировках).
Развитие первичных представлений о роли слуха, обоняния, осязания, зрения (при наличии остаточного зрения), речи в общении и взаимодействии с другими людьми. Развитие опыта быть ведущим колонны, обогащение опыта участника подвижных игр, совместного выполнения трудовых операций, предметных игр с взрослым, сверстником.
Развитие опыта взаимодействия с окружающими с правильным и точным выполнением действий общения, предметно-практических действий, опыта адекватного моторного поведения в ситуациях общения, умения организовывать свое поведение в соответствии с действиями партнера. Обогащение опыта самовыражения в театрализованных играх, инсценировках.
Обогащение опыта восприятия собственного имени в разных формах (ситуациях общения с взрослыми и детьми), опыта обращения по имени, имени и отчеству к ближайшему окружению.
Формирование умения писать и читать свое имя (с использованием колодки шеститочия).