Художественно-эстетическое развитие. развития у детей интереса к эстетической стороне действительности




В области художественно-эстетического развития ребенка основной задачей образовательной деятельности является создание условий для:

- развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;

- развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;

- приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла;

- развития у слепого ребенка компенсаторно-адаптивных механизмов самовыражения и самопрезентации.

Программные коррекционно-компенсаторные задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Развитие у слепого ребенка компенсаторно-адаптивных механизмов самовыражения и самопрезентации; освоение новых социальных и предметных сред через приобщение к общечеловеческим ценностям; развитие склонности к наблюдению (восприятию) окружающего; формирование положительного отношения к миру, к себе; удовлетворение особых образовательных потребностей по направлениям педагогической деятельности.

Обогащение чувственного опыта и предметно-эстетическое развитие

Развитие чувства формы, чувства линии

Обогащение опыта пассивного и активного осязания объемных геометрических тел с актуализацией эмоционального переживания целостности и единства признаков воспринимаемого.

Расширение опыта физического контакта с объемными формами (геометрические тела) пальцевым захватом, ладонно-пальцевым способом обхвата одной или двумя руками с оценкой:

- ощущения круглой формы – шар, цилиндр;

- бесконечности линии сферы – шар и шаровидные элементы объектов;

- ощущения протяженности круглой объемной формы с прерыванием с двух сторон – цилиндр, конус;

- ощущения объемных форм с изменением площади (сужение, расширение) объема – конус, ощущаемый упором вершины в ладонь с расширением пальцев во вне; ощущаемый упором основания конуса в ладонь с соединением пальцев в обхвате вершины; форма яйца, ощущаемая упором вершины в ладонь и соединением пальцев в обхвате другой вершины;

- ощущения единства плоскостей объемной фигуры с их разграничениями – куб, параллелепипед, призма.

Расширение опыта физического контакта с объемными формами (геометрические тела) ладонно-пальцевым способом обхвата одной или двумя руками с движением пальцев по граням с оценкой ограничения протяженностей: куб, параллелепипед, призма.

Игры «Чудесный мешочек», «Вкладыши», «Передай, не урони», «Соберем бусы», игры-задания «Найди такой же», «Сортировка», «Группировка», «Нарядим елочку».

Развитие представлений о разнообразии форм рукотворных предметов (предметов быта): формы чайных чашек, формы спинок стульев, формы ручек предметов мебели. Побуждение к эмоциональному переживанию в постижении и оценке выразительности формы предмета.

Обогащение опыта осязания рельефно-объемных изображений (тактильные книги, тактильные картинки).

Развитие чувства фактуры

Обогащение опыта тактильного отражения фактур поверхностей объектов (природных и рукотворных): гладкие, шероховатые, рельефные. Естественные (природные) – фактуры природных материалов, предлагаемых детям для художественно-творческой деятельности: коры деревьев, листьев, камней, глины. Искусственные (производственные) – фактуры материалов, предлагаемых детям для художественно-творческой деятельности и эстетического развития: тканей, нитей, дерева, керамики, стекла, бумаги. Развитие способности тактильно ориентироваться в предметах окружения, творческой деятельности, развивать интерес к тактильному рассматриванию фактурных поверхностей: фактурные картинки, фактурные элементы-украшения предметов (елочные игрушки, предметы одежды, предметы быта). Развитие эстетических переживаний тактильных ощущений в художественно-творческой предметной деятельности.

Обогащение опыта восприятия барельефных изображений объектов простой формы.

Развитие умения создавать барельефные изображения с использованием глины (прикладывание комочков глины к рельефному изображению с постепенным наращиванием объема, делая изображение выпуклым).

Развитие чувства материала

Расширять знания о предметах быта и знакомить с предметами прикладного искусства из разных материалов – дерево, керамика, текстиль, фарфор, металл, стекло.

Развивать опыт восприятия объемных объектов одной формы (шарики, кубики, призмы и др.), но выполненных из разных материалов (дерево, металл, пластик, ткань).

Повышение тактильной чувствительности и развитие восприятия рельефных изображений

Знакомить детей с предметами прикладного искусства, предметами окружения с элементами прикладного искусства выполненных техникой узелкового плетения (макраме), бисероплетения, кружевоплетения, вышивания, вязания, шитья, нитяной графикой.

Развивать способности к тактильной локализации (выделение единичного из множества) выпуклых деталей, умение пальцами прослеживать стежки, швы, элементы плетения (нити, веревки, шпагат), выполнять тонко организованные без сильного надавливания движения ощупывания изделий с анализом элементов узора.

Знакомить детей с предметами прикладного искусства, предметами окружения с элементами прикладного искусства выполненных техникой резьбы по дереву, тиснения по бересте. Развитие способности тактильным, осязательным способом различать, узнавать элементы геометрической выемчатой резьбы (треугольник, треугольник с зубчиком, кубик, соты, ромб), умений рассматривать узоры как целое из элементов.

Обогащение опыта формирования эстетического облика предмета восприятия – стройность формы, фактурная выразительность, величина, пропорциональность, цветовая яркость. Развитие способности воспринимать ритмичную стройность предметов, ритмичное сочетание частей посредством выделения свойств (форма, строение, величина, фактура), их ритмического чередования с актуализацией эмоционального отношения (радостное волнение от яркости и выразительности отражаемого) и формированием целостности образа предмета с проявлением эстетического чувства к предмету, его облику.

Расширять опыт наблюдения предметов и явлений окружающей действительности с эмоциональной оценкой конструктивной стройности предметов, выразительности форм в их разнообразии, особенностей рельефа, фактуры, их сочетаемости, повторности элементов.

Знакомить детей с ритмичной стройностью, ритмичным сочетанием частей объектов живой природы: ветви дерева, листья уличных и комнатных растений. Знакомить с предметами, имеющими обтекаемую форму (глиняные, керамические, стеклянные, фарфоровые фигурки, вазы), обращая внимание на гармоничность и цельность форм предметов. Обогащать восприятие рельефных узорчатых (ритмично оформленных) предметов из дерева, опыт их использования в игре (предметной, ролевой). Развивать словарь детей, обогащая его существительными; определениями: гладкий, узорчатый, теплый, красивый, легкий, изящный.

Развитие слухового восприятия

Обогащение акустического облика: явлений природы при наблюдении – шуршание листьев, скрип снега, капель, звуки дождя, пение птиц; ситуаций творческой продуктивной деятельности – звуки материалов, звуки движения, звуки действия, слова, фразы; просодической стороны слышимой и произносимой речи – мелодия речи, рифмы, выразительность, темп, интонация; мелодий – колыбельная, марш, танцевальная; восприятия художественных текстов: сказки, поэзия, фольклор, песенки, считалки с актуализацией эмоционального переживания слышимого.

Развитие способностей ребенка с остаточным зрением использовать (эпизодически подключать) его в художественно-эстетической деятельности для обогащения впечатлений и опыта переживаний с восприятием яркостей поверхностей, движений окружающих, форм и структуры предметов.

Формирование моторно-поведенческого и речевого потенциала слепого ребенка в художественно-эстетической деятельности:

- Развитие слуходвигательной координации. Обогащение и расширение опыта выполнения движений разной сложности и разными частями тела под музыку и музыкальные ритмы: ходьба, полуприседания и приседания, движения руками, кистями, пальцами, артикуляционного и голосового аппарата, действия – хлопки, постукивания (ладонью, палкой, в ударные музыкальные игрушки), потряхивание (шумовые игрушки); участие в музыкально-дидактических играх, играх с пением, в хороводах.

- Расширение объема и запаса движений, двигательных умений, повышение двигательной активности, совершенствование формы движений, коррекция, развитие выразительности и пластичности движений. Развитие чувства красоты движения, его гармонии и целостности в процессе выполнения музыкально-ритмических упражнений.

- Развитие ритмической способности – умения определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе движения, способность усваивать заданный ритм и воспроизводить его в движении: умения двигаться в соответствии с характером музыки, сохранять темп движения, умение останавливаться по сигналу и сохранять равновесие.

- Развитие умений и навыков пространственной ориентировки в организации и осуществлении собственной художественной деятельности: ориентировка на микроплоскости – продуктивная творческая деятельность, знакомство с художественными объектами; ориентировка в пространстве (музыкальный зал, групповая) – музыкально-ритмические, танцевальные упражнения.

- Развитие мелкой моторики рук, тонко координированных движений пальцев и кисти. Совершенствование представлений о кисти, знание названий пальцев и умение их дифференцировать. Формирование умений правильного захвата предметов, орудий действий, выполнять точные движения и действия.

Повышение речевого потенциала

Совершенствование артикуляции, звукопроизношения. Развитие и обогащение словаря. Развитие связной речи, ее образности, точности с усилением эмоциональной насыщенности. Вовлечение в словесные игры, в театрализованные игры. Обогащение опыта проговаривания скороговорок, чтения стихов, пения c изменением силы голоса (звучания): нормально – громко, нормально – тихо, тихо – нормально – громко;
с изменением темпа речи: умеренно – быстро, умеренно – медленно, медленно –умеренно –быстро, быстро – умеренно – медленно; с проявлением логического ударения.

Формирование основ организации собственной творческой деятельности

Развитие способности к самоорганизации движений с повышением их слаженности и четкости: обогащение опыта игр с ударными, шумовыми, духовыми игрушками, приобщение к музыкально-ритмической деятельности.

Расширение опыта слушания музыки, песенок, музыкальных спектаклей, инсценировок. Побуждение к воспроизведению (напевание, пение, проговаривание) услышанного.

Упражнения в ритмодекламациях, скороговорках, речевых играх, считалках. Приобщение к речевому творческому самовыражению. Вовлечение в музыкально-инструментальную деятельность и певческую деятельность.

Обучение элементарным навыкам лепки, простым умениям создания барельефов, выполнения аппликаций с использованием яркого фактурного материала, конструирования. Приобщение к истокам ручного труда: изготовление простых поделок из плотной бумаги путем складывания по рельефным линиям, из коробок с использованием дополнительных элементов, простейших поделок из природного материала.


Расширение знаний о сферах человеческой деятельности, развитие интереса к предметному наполнению разных видов творческой деятельности человека

Знакомить детей с деятельностью людей творческих профессий: писатель сочиняет сказки, рассказы, записывает их, чтобы люди читали, узнавали новое, интересное; поэт сочиняет стихи (подбирает слова, рифмы), записывает их, чтобы люди читали, веселились, переживали; скульптор ваяет, лепит фигуры людей, животных, люди их рассматривают, им они нравятся или нет; музыканты сочиняют музыку, играют на музыкальных инструментах. Люди слушают музыку, поют, танцуют под нее. Знакомить детей с литературными произведениями о творческих профессиях, о творчестве человека, о переживаниях человека, связанных с восприятием творений.

Развивать умения и обогащать опыт рассказывания о профессиях.

Знакомить детей c музыкальными инcтрументами: как называются, как выглядят, как звучат. Расширять опыт слушания музыкальных произведений, в которых звучно, мелодично звучит инструмент.

Вовлекать детей в словесные игры «Рифмовочка» и т. п. Расширять опыт участия в ролевых играх «Артист», «Оркестр», «Музей скульптур».

Формирование основ понимания красивого и некрасивого в бытовой, познавательной, речевой деятельности

Развитие понимания красивого через воспитание позитивного отношения:

- к чистоте окружающей действительности. Чистый воздух: легко дышать, хорошее настроение, появляется бодрость (хочется играть). Чистые предметы личной гигиены приятно пахнут, приятны для тела. Чистую игрушку, предмет приятно держать в руках (и наоборот).

- к сохранности (целостности) предметов окружения. Предметы без повреждений – это красиво, и наоборот: игрушка со сломанной (оторванной) деталью, одежда с дыркой, повреждение (изъян) на предмете мебели и т. п. – это некрасиво.

Обогащать опыт восприятия природы, ее явлений и объектов, развивать чувствительность к прекрасному в природе. Развивать внимание детей к приятным (чувство удовольствия) тактильным, обонятельным, слуховым, зрительным (дети с остаточным зрением) впечатлениям от теплого и ласкового солнца, приятного дуновения ветра, шороха и шелеста листвы, ее зелени (желтизны), аромата цветов, листвы деревьев, многоголосья птиц.

Развитие доступного понимания красоты речи (слышимой и воспроизводимой самим): четкость, внятность, достаточная громкость, правильность с точки зрения общепринятых норм произношения, выразительность. Обогащение опыта слушания литературных произведений в исполнении мастеров художественного чтения. Развитие опыта участия в играх – упражнениях в отчетливом и правильном произношении звуков и звукосочетаний, правильном дыхании, в звучности, громкости голоса, в воспроизведении речевого ритма.

Развитие образа «Я».

Обогащение опыта самовыражения, самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах.

Развитие личностной и специальной готовности к обучению в школе

Развитие готовности к освоению шрифта Брайля: повышение тактильной чувствительности кожи пальцев, развитие мышечной силы кисти и пальцев, подвижности суставов; развитие моторики с освоением двигательных программ, связанных с межпальцевым (большой, указательный, средний) захватом предмета, орудийным действием накалывания, ориентировочно-поисковым движением наконечником орудия действия на рельефно ограниченной микроплоскости, тонко организованных ориентировочных движений и действий пальцами и кистью; формирование навыков пространственной ориентировки на плоскости в поле деятельности рук. Развитие содружественных движений двумя руками, развитие реципрокной координации рук: разные движения одновременно разноименными руками.

Формирование представлений о разнообразии материалов физических объектов, способах их познания, использования в практической деятельности. Расширение знаний о предметах и объектах неживой природы.

Формирование основ ручного труда как готовности к освоению области «Технология».

Повышение речевого потенциала: развитие умения понимать и выполнять инструкции; развитие способности к саморегуляции; развитие умения и обогащение опыта описания (рассказывания) содержания деятельности, последовательности действий, результата практической деятельности, своих впечатлений от выполненной деятельности; развитие компенсаторной функции речи – вербальной организации и координации совместных действий с другими; обогащение словарного запаса; развитие выразительности речи.

Воспитание практических чувств: радость от процесса деятельности, от проявления умений; огорчение от неуспеха и желание повторить попытку, с тем, чтобы достичь результата. Развитие интеллектуальных чувств: интереса к созданию новых предметных сред в предметно-художественной деятельности, любознательности. Воспитание начал нравственного отношения к природе, продуктам человеческой деятельности, к себе – ответственность за свое поведение в коллективных видах художественно-эстетической деятельности. Развитие навыков произвольного поведения, воспитание активности и самостоятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: