Программа коррекционной работы тифлопедагога




Коррекция и развитие ориентировочно-поисковых действий и умений

Формирование умений поисковых движений и действий:

- поисковые движения рук: развитие слухо-двигательной координации в выполнении игровых заданий «упал – подними», «найди и возьми»; развитие тактильно-двигательной координации в выполнении игровых заданий «Я дотронусь, ты схвати (одной, двумя руками)», «Дотронься каждым пальцем»;

- ориентировочно-поисковые движения пальцев: развитие подвижности пальцев; развитие умений и обогащение опыта пальцевого захвата мелких предметов (игрушек), деталей предметов; развитие умений и обогащение опыта прослеживающих движений пальцами по рельефу, развитие умений последовательного обведения рельефного контура; развитие умений и обогащение опыта поиска и локализации деталей и частей предмета, выпуклых точек на плоскости указательным пальцем;

- ориентировочные действия рук: формирование умений и навыков обследования плоскости – рабочей зоны – в целях получения информации о ее предметно-пространственной организации для дальнейшего осуществления предметной деятельности; формирование пространственных представлений о ближней, дальней границах, левой, правой сторонах, средней линии плоскости, центра, практических умений их выделять (показывать), ставить, раскладывать предметы в этих пространственных точках;

- ориентировочно-поисковые движения туловища и головы: обогащение опыта поворота головы, головы и туловища на звук с его пространственной локализацией.

Развитие сенсорных способностей:

- к пространственной локализации звуков, ароматов, световых стимулов (дети с остаточным зрением) и выполнение ориентировочно-поисковых действий, движений приближения к их источнику;

- к тактильной локализации фактурного элемента на многофактурном поле.

Обогащение опыта тактильной локализации предмета из множества с дифференциацией признаков: материал; величина, фактура, форма. Формирование умений выполнять задания «отбери только…», «разложи на группы».

Развитие умений выполнять действия соотнесения: «положить на, в», «наложения», «совмещения», «раскладывания в ряд, по кругу».

Формирование моторных программ: «взять с и положить на, в, под», «достать из, с, из-под», «убрать в»; игровых действий: «игра в барабан», «игра с трещоткой», «игра на пианино»; «рассыпь – собери».

Развитие умений, обогащение опыта выполнения действий пальцами рук с мелкими предметами: «продвижение» мелкого предмета (шарик, бусинка, пуговица
и т. п.), помещенного внутрь соединенной ткани (простроченной так, чтобы образовалась дорожка-лабиринт), «проталкивание», «перемещение» мелкого предмета указательным пальцем; умений пальцами (двумя, тремя, щепотью) захватывать, удерживать, пересыпать крупы, горох, фасоль.

Формирование представлений и развитие умений занимать и удерживать основные положения пальцев кистей рук (предплечья и кисти находятся на твердой поверхности, на весу). Обычное положение кисти: четыре пальца выпрямлены и сомкнуты и являются продолжением предплечья руки, большой палец прижат к ладони. Кисть сжата в кулак: четыре пальца согнуты и плотно прижаты к ладони, а согнутый большой палец прижат к указательному. Кисть, сжатая в кулак, является продолжением предплечья руки. Кисть свободна: кисть держать свободно, без напряжения, пальцы расслаблены. Кисть расслаблена: кисть свободно висит книзу. Кисть поднята вверх: кисть отведена вверх, пальцы в обычном положении. Кисть опущена вниз: кисть отведена вниз, пальцы в обычном положении. Пальцы врозь: прямые пальцы максимально разведены и силой удерживаются в этом положении. Пальцы согнуты: пальцы сгибаются во всех суставах, как бы удерживая теннисный мяч. Пальцы сцеплены: разведенные врозь пальцы одной руки проходят до предела между разведенными пальцами другой руки, пальцы прижимаются к тыльной стороне кисти, большие пальцы прижимаются к указательным.

Формирование умений и навыков пространственной ориентировки

Формирование «схемы тела»: знание частей тела, умение их назвать и показать, умение дифференцировать парные органы; формирование детальных представлений о верхних и нижних конечностях. Формирование пространственных представлений о возможных положениях кисти, пальцев, развитие двигательного опыта в принятии заданного положения, умений и опыта действий двумя и одной рукой с мячом (бросать мяч двумя руками вниз, перекладывать мяч из руки в руку, катание мяча с отталкиванием его ладонями (кисть опущена вниз), толкание набивного мяча раскрытыми ладонями (кисть опущена вниз, поднята вверх).

Формирование пространственных представлений и ориентировочных умений в статичном положении относительно себя определять (показывать, называть, поворачиваться, брать предмет, передвигаться): впереди/сзади, перед/за, слева/справа, над/под, рядом, около. Развитие способности дифференцировать правое и левое.

Развитие первичных умений пространственной ориентировки с использованием карты-обозрения и карты-пути в знакомых пространствах (кабинет, групповая, участок).


Развитие восприятия пространства

Развитие способности создавать концепцию отражаемого пространства на полисенсорной основе с актуализацией и обогащением проприоцептивных ощущений его трехмерности.

Развитие слухового пространственного восприятия

Формирование умений (указать, повернуться, обозначить место) в локализации звука, издаваемого предметом/объектом над головой, у стоп ног, перед лицом, за головой, сбоку (левая/правая сторона); развитие способности дифференцировать два (и более) звука с определением и указанием места звучания каждого с постепенным приближением его параметров (громкость, высота, продолжительность); обогащение опыта оценки протяженности, глубины пространства; развитие опыта передвижения с пересечением свободного пространства на голос человека, предметный звук; формирование умений двигаться в пространстве по инструкции взрослого: «Подойди ко мне», «Иди вперед», «Поверни направо (налево)», «Развернись и иди назад».

Обогащение двигательного опыта освоения пространств помещений и участка: ходьба с комментариями по периметру, пересечения пространства (из одной точки в разных направлениях; из разных точек к одному объекту), движение в пространстве с предвестником трости, с тростью.

Развитие умений поиска и подбирания предметов:

- c развитием слухо-двигательных связей (рука или руки направляются точно в сторону звука от упавшего предмета), слухо-осязательных связей (единый двигательно-мышечный и слуховой образ предмета);

- без ориентировки на звук.

Формирование двигательных умений преодоления препятствий: перешагивание порогов, ходьба по лестнице, подъем–спуск с невысокого препятствия, ходьба по наклонной плоскости, обойти препятствие (стол, стул).

Формирование практических умений пространственной ориентировки в местах жизнедеятельности в ДОО (помещения): освоение предметно-пространственной организации групповой, спальной, туалетной комнат, раздевалки; развитие опыта свободного передвижения в знакомых помещениях с выполнением ориентировочно-поисковой деятельности. Развитие способности к осмыслению пространственной организации помещений в ДОО.

Формирование умений и навыков пространственной ориентировке на плоскости листа. Развитие умений ориентироваться в тактильной книге: способности к локализации частей (обложка, листы), умений перелистывать страницы, умений выполнять ориентировочно-поисковые движения и опознавательные действия для восприятия рельефных изображений.

Формирование навыков пространственной ориентировки на листе бумаги: умения выделять (показывать, называть) стороны, углы (вершины), центр плоскости листа разной площади, протяженности; умения класть лист с ориентировкой на угольную выемку (перед собой); умения выкладывать на лист бумаги предметы в заданном порядке; умения воспроизводить рельефные линии (наклеивание бечевки, нитки, накалывание грифелем или его заменителем) в заданном месте на плоскости разных форм.

Формирование представлений о колодке шеститочия с развитием связи «целое – детали», умения ориентироваться в пространственном, порядковом расположении выемок на поверхности колодки. Формирование умений и навыков вставлять штыри в выемки (действия соотнесения) с ориентацией в шеститочии (по образцу, словесной установке взрослого, c воспроизведением свободных комбинаций и комбинаций букв).

Развитие и коррекция способов познавательной деятельности, формирование сенсорно-перцептивных умений и навыков

Ознакомление с предметами мест жизнедеятельности в ДОО, развитие способности узнавать их при соприкосновении, обследовании, по названию, называть материал, из которого выполнен предмет, выделять и называть детали, понимать его назначение.

Развитие моторного компонента предметно-познавательной деятельности: опыта схватывания и отпускания предметов; обогащение опыта захвата предметов разной формы и величины; формирование культурных способов захвата предметов с учетом их назначения, формирование программ действий с предметами по их назначению: с игрушками, предметами обихода, объектами познавательной деятельности.

Развитие орудийных действий; формирование действий предметно-пространственной организации «рабочего поля»: умения взять предмет из определенного места, положить предмет на определенное место, расположить объект перед собой, расположить предметы в ряд (горизонтальный, вертикальный). Развитие рече-слухо-двигательной координации с освоением опыта выполнения инструкций одноступенчатых: «Возьми», «Удерживай», «Положи», «Открой»; двухступенчатых: «Возьми книгу и открой ее», «Выбери нужные фигуры и разложи их в ряд»; трехступенчатых: «Из игрушек выбери пирамидку, сначала разбери ее, а затем собери», «Рассмотри предмет и скажи, чего не хватает, найди недостающую деталь, дополни предмет». Развитие моторики рук, кистей, пальцев: формы движений и действий, силы, ловкости, выносливости.

Развитие способности организовывать обследовательские движения кисти и пальцев в системе координат «рука в руке», «рука на руке». Учить понимать и действовать по инструкции взрослого.

Формирование представлений о тактильных признаках (гладкие, ребристые, шершавые, холодные, теплые); о различных материалах (дерево, бумага, резина, пластик, ткань, кожа, металл), о текстурах. Развитие тактильных, двигательных, осязательных умений их выделения, обследования, опознания. Развитие различительной способности, способности к тонкой дифференциации тактильных ощущений. Знакомить и расширять знания о предметном рукотворном мире, разнообразии материалов, из которых создаются предметы. Формировать первичные представления о функциональном назначении материалов в создании предметов окружения. Знакомить с предметами и объектами неживой природы, развивать осязательные умения и обогащать опыт тактильных ощущений восприятия их физических характеристик.

Формирование эталона «Форма». Формировать представления об объемных геометрических телах, учить их обследованию с выделением признаков отличия. Развивать форменное восприятие, способность в предметах ближайшего окружения выделять объемную форму, приравнивая ее к эталону формы. Формировать представления о плоскостных геометрических фигурах, умения их двуручного обследования. Развивать умения осязательным способом выделять форму отдельных плоскостей объемных объектов, соотнося ее с эталоном. Формировать умения соотносить геометрические тела и фигуры по форме. Развивать умения конструирования из геометрических тел, фигур (по образцу, по установке). Формировать первичные представления о многообразии форм объектов неживой природы (листья растений, плоды).

Формирование сенсорного эталона «Величина». Знакомить с предметами ближайшего окружения разной величины, характеризуя ее относительно себя: маленький – умещается в ладонях, большой – обхватываю руками. Формировать представления о том, что один и тот же предмет может быть разной величины: большой–маленький, большой–средний–маленький, большой–меньше–еще меньше–маленький.

Учить соотносить по величине предметы одежды и величинные характеристики частей тела: рукавички маленькие, велики, как раз; шапка мала, велика, как раз; платье, рубашка, свитер (с длинным рукавом) велики, малы; предметы мебели: стул, стол – детские, для взрослых.

Учить понимать, что все предметы окружающей действительности отличаются величиной в зависимости от их предназначения (игрушки, книжки, предметы посуды, мебели, одежды, транспорт, постройки).

Формировать эталон «величина»: большой – средний – маленький. Формировать первичные представления о протяженности: «высокий/низкий», «длинный/короткий», «толстый/тонкий», «широкий/узкий»; действия сравнения предметов по высоте: ладони обеих рук на верхней точке предмета, одна ладонь остается на предмете, другая в том же пространственном положении (кисть вниз) перемещается в пространстве к другому предмету и при соприкосновении с ним внешней стороной кисти и ориентацией на его высоту (кисть поднимается, если ощущается протяженность), кладется на верхнюю точку, сравниваются ощущения (мышечные) двух рук с определением, какая выше, какая ниже.

Развитие предметности и осмысленности слухового восприятия, восприятия звуков и шумов окружения с формированием предметно-объектной отнесенности звуков: понимание звуков движения, действий, свойств материалов, звуков, отражающих физическое строение предмета; понимание ситуации в пространстве. Знакомить со звуками и шумами живой и неживой природы, расширяя картину мира. Развитие способности к дифференциации звуков по громкости, высоте, чистоте/зашумленности звучания; обогащение опыта восприятия и опознания предметов окружения по их звучанию.

Развитие способности к использованию обоняния как источника информации о предметах, явлениях: развитие обонятельной чувствительности, формирование первичных представлений о запахах, их предметно-объектной отнесенности (источники); формирование целостной картины мира с актуализацией использования обоняния для познания и ориентировки в действительности (улица, помещение).

Развитие умений выполнять ознакомительные действия, обогащение умений и навыков ощупывания предмета, прослеживающих движений пальцев. Развитие познавательных действий: способов выделения свойств и признаков, включение освоенных способов в решение познавательных задач, формирование двигательно-мышечных образов обследовательских действий, развитие активности и осмысленности исследовательских движений рук.

Формирование навыков обследования предметов с построением целостного образа на основе полимодального извлечения информации и освоения структуры.

Развитие образов восприятия предметов, формирование связи
«целое – часть», умений их устанавливать. Формирование алгоритма осязательного обследования объемного предмета двуручным способом (координированные движения двух рук):

Первый этап. Первичные ориентировочные действия (действия ощупывания) по предмету с выделением точки (край) начала целенаправленного восприятия и фиксацией пальцев на нем (обхватывающее положение кистей). Уточнение материала и/или фактуры, цвета. Выполнение прослеживающих движений кистей рук (разомкнутые пальцы и ладони слегка касаются поверхности) по поверхности предмета с отражением его протяженности, объемности, конструкции в одну и в другую стороны и точным обозначением (называнием) предмета.

Второй этап. Выделение и детальное обследование основных частей с их обозначением и установлением логических и пространственных связей между целым и частью, между частями. Уточнение особенностей формы, величины.

Третий этап. Выделение мелких деталей на крупных частях предмета (одна рука тактильно локализует крупную часть, пальцы другой выполняют ориентировочно-познавательные действия) с обозначением и установлением логических и пространственных связей между целым и частью, между частями и точным их обозначением, уточнением назначения. Уточнение особенностей форм, величины, фактуры.

Четвертый этап. Повторное целостное восприятие протяженности и структуры предмета. Оценка ощущений.

Формирование алгоритма обследования предмета с развитием представлений: целостного полимодального образа и его осмысления, развитием родовидовых связей. Учить познавать предмет с опорой на алгоритм:

- Знакомство (или опознание) объекта на основе осязания и осмысления структуры образа (основных частей). Определение особенностей формы, величины, пространственных характеристик частей и деталей, других чувственно воспринимаемых особенностей. Обозначение предмета. Отнесение его к родовой группе предметов.

- Восприятие, определение, материала, из которого состоит предмет, осмысление их логических связей с уточнением назначения предмета.

- Восприятие звуковых свойств предмета, звуков действий с ним как опознавательных признаков.

- Актуализация тактильных ощущений с характеристикой поверхности, температуры, целостности поверхностей частей и деталей предмета с определением опознавательных, уточнением отличительных признаков предмета.

- Актуализация обонятельных впечатлений с определением опознавательных, уточнением отличительных признаков предмета.

- Обобщение чувственного познания предмета с категоризацией образа.

- Определение назначения предмета. Раскрытие действий и способов использования предмета, действий с его частями.

Обогащение чувств: различение на ощупь бумаги и ткани, разных видов бумаги, разных видов тканей; восприятие жидкостей разной консистенции руками; различение вибраций, развитие их осмысленности. Развитие опыта объединения восприятий разных модальностей.

Развитие первичных умений создавать концепцию пространства общения

Развитие представлений, расширение знаний о внешнем облике человека (пол, возраст, занятия). Совершенствование схемы тела. Формирование представлений о мимических и пантомимических выражениях базовых эмоций, развитие умений их воспроизводить, расширение знаний о социальных ситуациях проявления их человеком. Развитие мимической подвижности лица: надувание/втягивание щек, вытягивание/растягивание губ, поднимание/опускание бровей, гримасы. Формирование первичных представлений об акустическом облике.

Формирование первичных представлений о пространственной организации ситуации общения в зависимости от его цели, развитие представлений о жестах, позах человека (естественная, ситуативная: рабочая, эмоциональная). Развитие представлений о положениях и движениях тела, головы, рук для принятия позы. Развитие ритуальных действий общения. Развитие первичных представлений об информативности смеха.

Развитие пространственной ориентировки на слух в ситуации общения в группе субъектов общения.

Подготовка к освоению рельефно-точечного шрифта, письму и чтению по системе Брайля.

Развитие праксиса рук:

- статического (умение выполнять позы);

- динамического со способностью к переключению с одного действия на другое, выполнения цепочки действий;

- конструктивного (умений выкладывать, копировать из палочек фигуры).

Формирование представлений о кисти, пальцах, умений их дифференцировать (называть, показывать). Развитие мелкой моторики рук, мышечной силы кистей и пальцев.

Развитие тактильных ощущений подушечек пальцев, повышение тактильной чувствительности к различению рельефных точек, их комбинаций. Развитие умений, обогащение опыта прослеживания рельефных линий разных форм.

Формирование образов букв, умений их воспроизведения на колодке шеститочия.

Формирование представлений о приборе Брайля, умений ориентироваться в нем, правильно располагать, вставлять бумагу, фиксировать ее, выполнять действия грифелем.

Развитие остаточного зрения

Первый уровень. Актуализация врожденных зрительных реакций и их автоматизация. Обогащение опыта реагирования на визуальные стимулы разной модальности, специально привнесенные и находящиеся в поле зрения ребенка. Повышение подвижности глаз с использованием приема циклодукции. Выработка содружественных движений глаз и головы при реакции на зрительный стимул, находящийся на границе поля зрения и за его пределами: горизонталь, вертикаль.

Развитие контрастной чувствительности в реагировании на меняющиеся контрасты: обогащение опыта фиксации светлого пятна на темном фоне и темного пятна на светлом фоне. Обогащение опыта эмоционального реагирования на стимулы разной модальности.

Обеспечение возникновения зрительно–моторной координации в системе «глаз –рука»: способствовать зрительной фиксации объекта захваченного рукой (руками). Обогащение опыта реагирования на изменение местоположения стимула в микропространстве «чуть шире поля взора». Обогащение опыта зрительных ориентировочных действий при отражении двух стимулов, расположенных в поле взора на расстоянии друг от друга. Обогащение опыта фиксации и слежения за световым стимулом, движущимся в глубину: приближение, отдаление.

Обогащение опыта реагирования на изменение цвета стимула. Обогащать опыт фиксации предметов из разного положения: в положении лежа на спине, животе, боку; сидя, стоя. Обогащение опыта восприятия лиц, опыта имитации их мимических движений.

Активизация зрительных реакций: зрачковой реакции, защитной реакции, поворот глаз и головы к источнику света, и мигательного рефлекса.

Развивать слежения за перемещением объекта. Способствовать выработке содружественных движений глаз и головы при реакции на зрительный стимул, находящийся на границе поля взора и за его пределами: движения стимула по горизонтали, вертикали, позднее – по диагонали, по кругу. Развивать подвижность глаз, обогащая опыт реагирования на перемещение стимула в поле взора и опыта поиска зрительного стимула, изменяющего свое местоположение в микропространстве. Способствовать выработке постоянной фиксации с прослеживанием медленно перемещающегося в пространстве объекта. Обогащение опыта ребенка прослеживать предметы из разных положений: лежа, сидя, стоя. Обогащение опыта слежения за движением собственных рук. Развитие способности прогнозирования движения цели (объекта) и обогащение опыта в организации движений глаз так, чтобы объект постоянно оставался в зоне фиксации. Упражнять в зрительном поиске спрятанной на глазах игрушки. Способствовать развитию аккомодации. Расширять поле обзора при выполнении поисковых действий. Обогащать опыт эмоциональной отзывчивости на приближающийся стимул, значимый для ребенка. Обогащать опыт локализации контрастных общему фону объекта его деталей (глаза у куклы). Развивать ориентировочные действия при отражении двух стимулов, находящихся на расстоянии друг от друга, и расположенных в поле зрения, на его границе или за его пределами. Обогащать опыт реагирования на перемещающийся по горизонтали объект в поле взора.

Обогащать опыт обнаружения и локализации знакомого объекта (погремушки), попадающего в поле взора с разных сторон, побуждение к эмоциональному реагированию: интерес, удивление на ситуацию.

Обогащать опыт фиксации и отражения объектов, имеющих в своей структуре две составляющие части, заметно отличающиеся друг от друга. Продолжать обогащать опыт слежения за перемещающимся объектом. Развивать способность прогнозирования появления стимула в определенной области поля зрения. Обогащать опыт слежения за перемещением объекта в поле взора, не заходя за его границы, следовательно, без поворота головы в сторону стимула.

Развивать конвергентно-дивергентные движения глаз, обогащая опыт попеременного перевода взора с объекта на объект, расположенных друг за другом в глубине пространства на расстоянии от глаз и друг от друга, обеспечивающий возможность зрительного отражения, своими отличительными признаками привлекающий зрительное внимание ребенка.

Развитие опыта цветоразличения (реагирование): действия с игрушками, элементами которых выступают цветные огоньки, восприятие цветных огоньков в сенсорной комнате.

Второй уровень. Продолжать развивать фиксацию взора, увеличивая ее длительность; подвижность глаз; способность прослеживать перемещающийся на близком расстоянии от глаз в пространстве взора объект (расстояние от глаз 40-50 см).

Развивать зрительную реакцию на световые и цветовые стимулы: насыщенные желтый, оранжевый, красный, зеленый цвета; обогащать опыт цветоразличения: обогащать опыт реагирования на двухцветные (части и полярные по тону или светлоте) протяженные в пространстве, но не выходящие за границы поля зрения предметы.

Побуждать к зрительным поисковым действиям и способствовать эмоциональному реагированию на стимулы (бывшие в опыте зрительного различения ребенка) в виде их схватывания и захвата. Обогащать опыт поискового поведения: дотягивание до предметов и схватывание.

Развивать непрерывное взаимодействие зрительно-моторной системы, добиваясь достаточно точного движения руки к предмету.

Развивать функциональные механизмы предметности и константности восприятия игрушек и простых по форме предметов ближайшего окружения. Обогащать опыт восприятия игрушек, действуя с ними в разных предметно-пространственных условиях. Учить узнавать предметы: развивать умение переводить взор с целого на часть, с части на часть по показу и называнию взрослым. Обогащать опыт узнавания предметов независимо от их расстояния до глаз, ориентации, месторасположения, статико-динамического состояния.

Развивать ориентировочную реакцию на обращения: «Где мяч?», «Где мишка?». Учить переводить взор с одного объекта на другой с целью сравнения его по внешним признакам. Обогащать двигательный опыт освоения пространства на основе и под контролем зрения. Развивать действия по перемещению предметов в разных направлениях по горизонтали, вертикали и разных глубинных зонах: близко/далеко. Обогащать опыт перемещения руки вперед/назад между двумя предметами, имеющими протяженность, для достижения цели схватить предмет. Развивать ориентировочную реакцию на обращение: «Протяни руку и возьми…»

Развивать праксис: способствовать накоплению опыта практической и познавательной деятельности с предметами на основе зрительно-осязательного способа восприятия. Обогащать опыт манипуляций с предметами, игрушками, имеющими четкую простую форму контура и размер, доступный для захвата двумя руками. Обогащать опыт схватывания, захвата-отпускания, перекладывания из руки в руку; перешагивания препятствия, отбивания мяча рукой (руками), ногой. Обогащать опыт зрительного поиска и нахождения полу знакомого предмета, находящегося в поле видимого обзора, для освоения функциональных действий с ними. Поощрять и обогащать опыт эмоционального реагирования на яркий, активизирующий и удерживающий взор предмет, проявлять интерес к манипулированию.

Обогащать опыт успешной регуляции хватательных и локомоторных актов с ориентацией и выделением пространственных свойств предметов: формы, величины, ориентации в пространстве.

Развивать механизмы планирования действий в зрительном пространстве и прогнозирования зрительных событий: продолжать развивать способность прогнозирования направления движения цели и обогащать опыт в организации движений глаз так, чтобы объект постоянно оставался в зоне фиксации. Обогащать опыт зрительного поиска спрятанного «на глазах» предмета. Обогащать опыт переключения внимания с одного объекта на другой, находящийся поблизости; переключения внимания с одного объекта на другой при их расположении в разных плоскостях по глубине (ближе, дальше).

Развивать способность следить за движением руки взрослого, действующего рядом с ребенком. Расширять опыт связи рука-предмет, обогащение опыта установления связи предмет-предмет.

Обогащать опыт зрительного узнавания: лиц близких и знакомых людей; предметов быта и окружения (чашка, бутылочка, ложка, окно, дверь
и т. д.); часто используемых игрушек (пирамидка, куклы, мячи, машинки
и др.). Обогащать опыт узнавания предметов с фиксацией и ориентированием на цвет, величину.

Обогащать опыт в установлении контакта «глаза в глаза» с субъектом по общению.

Обогащать опыт восприятия плоскостных предметов. Обогащать опыт решения задач: на обнаружение – развивать способность реагировать и обнаруживать объект минимального размера в соответствии со степенью нарушения зрения; на разрешение – развивать способность видеть расстояние между объектами; на локализацию – обогащать опыт реагирования на смещение одной части объекта относительно другой.

Третий уровень. Способствовать постепенной приспосабливаемости следящих движений глаз к скорости движения стимула, увеличению длительности и угловой величины перемещения стимула, на протяжении которого возможно прослеживание. Развивать инициативность движений глаз, обогащая опыт, менять объекты фиксации и прослеживания, сосредотачивая взгляд то на одном, то на другом предмете. Обогащать опыт локализации и хватания предметов как основы овладения пространством; отображения в действии местонахождения предмета, направлений и расстояний, формы и величины предмета, его веса, плотности и т. п. Развивать ориентировочно-исследовательские реакции на предмет и поисковое поведение – дотягивание до предмета и схватывание, захват при выпадении предмета из рук. Обогащать опыт размещения (заполнения) мелких предметов на фигурах (круг, квадрат, треугольник) с рельефным контуром и по цвету контрастных фону. Обогащать опыт сосредоточения взгляда на объекте и выбор направления движения руки и тела для схватывания объекта с разных сторон, справа–слева, спереди, сверху.

Развивать способность к дифференциации по контрасту (темное – светлое) двух поверхностей одной формы и по форме – двух поверхностей одного цвета. Учить умению последовательно заполнять две контрастные по цвету поверхности, две поверхности разных форм мелкими предметами.

Учить раскладывать по горизонтали (позднее по вертикали) объекты (предметы) с чередованием по цвету, форме, величине с постепенным увеличением протяженности ряда.

Учить выбирать и показывать объект, предмет по наглядному образцу в множестве других: расположен по краю множества, в центре множества, затем свободное расположение. Учить соотносить и опускать в прорезь квадрата – куб, круга – шар (величины соответствуют друг другу).

Развивать умение в составлении целого предметного изображения из двух частей.

Развивать умения рассматривать предметные изображения простой формы, показывать четко выделенные части и детали. Обогащать опыт восприятия предметных изображений (картинок игрушек и предметов, объектов ближайшего окружения). Формировать первичные обобщения и представления: обобщенные образы, шарики – кубики, предмет – его изображение (картинка), кошка – собака и т. п., обобщающие сенсорные понятия: красный – зеленый, синий – желтый, черный – белый; большой – маленький, вверху – внизу. Учить подбирать парные картинки по цвету. Вызывать и поддерживать интерес к цветным книжным иллюстрациям.

Формировать зрительные образы о собственных руках, пальцах, о собственном лице, облике (восприятие в зеркале).

Способствовать развитию функциональных систем «глаз – рука», «глаз – нога». Развивать моторику рук, дифференцированные движения большого и указательного пальцев обеих рук. Развивать двигательное взаимодействие глаза и руки: обогащать опыт действий, когда рука ведет глаз, когда рука обеспечивает точное глазное слежение. Обогащать опыт координированных движений и действий, точности и результативности предметно-практической деятельности.

Обеспечить выработку условно-рефлекторных связей зрительного слежения за движением руки (рук). Способствовать овладению относительно тонкими действиями рук, обогащению кинестетического чувства (положения и перемещения тела и его частей в пространстве). Формировать зрительно-тактильно-двигательные связи в манипулятивной деятельности. Обогащать опыт точного схватывания, захвата, перемещения предметов разной формы, структуры, величины одной и (или) одновременно двумя руками; опыт захвата предмета из любого положения на основе пространственной ориентации в местоположении предмета и (или) на основе пространственной ориентации в структуре предмета. Учить выделять пространственные свойства предметов (форма, величина, положение) для успешной регуляции хватательных и локомоторных актов.

Обогащать опыт манипулирования двумя руками, выполнения подражательных предметных действий. Развивать способность к деятельности с несколькими предметами («Посади куклу на стул»); подражание действиям взрослых, прослеживание движущихся объектов.

Формировать умения и навыки проведения горизонтальных и вертикальных линий. Учить раскрашивать поверхность, ограниченную контуром. Развивать моторную память в сопряженных действиях рук и глаз. Развивать мышечную выносливость и ритмичность в выполнении разных видов предметно-практической и ориентировочно-исследовательской деятельности.

Детально знакомить с личными предметами быта, одеждой, индивидуальными предметами мебели, обогащая опыт их узнавания (по цвету, рисунку, зрительному ориентиру, величине, особенностям деталей и т. п.) в меняющихся для ребенка условиях восприятия (опознания). Побуждать инициативность в поиске, выборе личных вещей. Обогащать опыт в показывании предмета в соответствии с его названием.

Обогащать опыт целенаправленного передвижения в пространстве (ползание, ходьба) к привлекательному объекту на основе сосредоточения и удерживания взгляда на нем. Обогащать опыт самостоятельного, свободного преодоления (пересечения) знакомого пространства на основе и под контролем зрения.

Вырабатывать потребность в выполнении практического действия, достижении цели: прокатывание мяча в ворота, катание мяча в руки партнера, отбивание руками (рукой) подвешенного мяча и т. п. Обогащать опыт выполнения действия с предметом на основе и под контролем зрения.

Развивать интерес, зрительное внимание к предметам и объектам окружения, интерес или удивление при виде незнакомой игрушки, при исчезновении знакомой. Повышать интерес к своему отражению в зеркале. Продолжать обогащать эмоциональный опыт общения «глаза в глаза». Расширять восприятие экспрессии эмоций. Обогащать эмоциональные реакции на происходящее: улыбаться на улыбку других, огорчаться на отрицательную экспрессию окружающих.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: