Виды детской деятельности




Виды детской деятельности в условиях непосредственно образовательной деятельности с обеспечением социально-коммуникативного развития слепого дошкольника:

- предметные игры, дидактические словесные игры, игры-занятия;

- труд;

- игры-тренинги на коммуникативную деятельность;

- игры театрализованные, драматизации, подвижные;

- познавательно-занимательная деятельность: слушание, беседы, обсуждение;

- физические упражнения: статические; на равновесие; на моторику рук, кистей, пальцев; в ходьбе в группе.

Виды детской деятельности в условиях образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах с актуализацией социально-коммуникативного развития слепого дошкольника:

- самообслуживание;

- спонтанные игры: предметные, сюжетно-ролевые;

- деятельность и взаимодействие детей на прогулке: предметно-практическая, игровая, коммуникативная (свободное общение).

Познавательное развитие

В области познавательного развития слепого ребенка основной задачей образовательной деятельности является создание условий для развития:

- любознательности, познавательной активности, познавательных способностей;

- образов восприятия и представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности;

- компенсаторно-адаптивных механизмов познавательной деятельности.

Программные коррекционно-компенсаторные задачи образовательной области «Познавательное развитие» с развитием у слепого ребенка компенсаторно-адаптивных механизмов познавательной деятельности с освоением новых социальных и предметных сред в ее компонентах: способы приема, переработки и хранения информации; аффективно-мотивационной сферы познавательной деятельности: познавательной активности и интересов, чувства нового и удовлетворением особых образовательных потребностей по направлениям педагогической деятельности.

Обогащение чувственного опыта c развитием способности к дифференциации ощущений, опыта восприятия объектно-предметного наполнения окружающей действительности

Расширение опыта практического взаимодействия с предметами и объектами действительности, наполняющими предметную среду мест жизнедеятельности. Способствовать освоению ребенком опыта физического контакта с предметами окружения разной текстуры: деревянные, резиновые, пластиковые, тканевые, кожаные, металлические, бумажные (бумага, картон), почва, камни, растительные объекты; с предметами, имеющими разные тактильные признаки поверхностей: гладкие, шероховатые, ребристые, ячеистые, колючие, пористые, с рельефным рисунком, с (без) царапин, тактильные признаки: плотность, мягкость. Развитие остроты тактильных ощущений в их разнообразии, способности к дифференциации ощущения фактуры (характер поверхности, поверхностный рельеф) бумаги: гладкая, тесненая, бархатная, наждачная, фольга, гофрированная, тонкая, картон; металла: алюминиевая, хромовая, медная, стальная, чугунная; пластмассы: пластик с гладкой поверхностью, пластик с ребристой поверхностью, пластик с рельефной поверхностью, линолеум, пленочные материалы; ткани: «вафельная», махровая, вельвет, шерсть, шелк, хлопок, букле, ворсистая, меховая, драп; деревянных предметов: поверхности натурального дерева, лаковая, окрашенная; резины: гладкая, гладкая со швом, с рельефным рисунком, исключает острые углы; стекла: гладкая, гладкая со швом, с рельефным рисунком, холодная. Повышение температурной и вибрационной чувствительности.

Развитие осмысленности тактильных впечатлений, формирование первичного понимания физической сущности предметного мира. Расширять умения исследовательской деятельности: познание свойств материалов, предметов и объектов неживой природы с обогащением опыта тактильной дифференциации (картон сухой/мокрый; листья деревьев, кустарников «сочные»/сухие; сухой песок сыпучий – его трудно удержать в кулаке, но можно удержать в ладони «ковшичком», можно захватить щепотью и, выполнив соответствующее действие, достаточно точно насыпать его на ограниченную поверхность (например, на ладонь другой руки), влажный песок можно формировать с помощью ладони, емкости; вода обладает текучестью – можно зачерпнуть рукой, но трудно удержать и др. Расширять опыт выполнения трудовых поручений: с помощью сухой салфетки для уборки очистить поверхность от остатков пластилина; влажной салфеткой вытереть столешницу, водой промыть листья комнатного растения с плотными, гладкими листьями, вытереть разлитую воду; после деятельности навести порядок на рабочем месте – собрать предметы в обозначенную емкость (коробка, банка, ящик); проверить, как одежда висит в шкафу после раздевания. Формирование умений и навыков ручного труда: работа с картоном (например, из заготовки собрать коробку) и бумагой (например, мягкую бумагу нарвать клочками, скатать из них шарики – «кудряшки» шерсти овцы), приклеить шарики на трафарет овечки и др.; работа с предметной деревянной заготовкой, деталями из других материалов (ткань, бумага, пластик); работа по созданию новых фактур с помощью сыпучих материалов, пластилина, лоскутков тканей, клочков бумаги и др.

Развитие и обогащение игрового опыта: предметные игры, дидактические игры на тактильное восприятие.

Повышение слухоразличения, развитие опыта восприятия звуков и шумов окружения, способности к их осмыслению:

- Шумы в помещении. Человеческая речь, шепот, спокойный разговор, многоголосье, гам; бытовые шумы: шум воды, скрип, захлопывание (закрывание/открывание) дверей, звуки падающих предметов; производственные шумы: работа стиральных машин, работа кухонных приборов.

- Уличные шумы. Естественные природные шумы: шелест листвы, птичьи голоса, легкий плеск воды, гром; шумы от работающего транспорта: движение и сигналы автомобилей, автобусов, железнодорожного, воздушного транспорта, сигналы специального транспорта, звуки-сигналы предупреждения об опасности.

Расширение опыта действий с предметами с осмыслением возникающего звучания: от манипуляций (потрясти, постучать, бросить и т. п.) слышим шумы: бренчание, треск, стук, хлопки, удар; звуки, соотносимые со свойствами материалов, отражающие физическое строение предмета (полый, твердый, с наполнителем и др.).

От действий по назначению слышим:

- звук или шум как результат деятельности человека (мелодию, аудиоматериал, работу механизма, прибора, бытовые шумы и др.);

- звуки от орудийных действий, такие как звуки от соприкосновения предметов; звуки, отражающие материалы, из которых сделаны предметы, звуки действия, движения: размешивание, зачерпывание и др.,

- звуки от действий: нанизывание, переворачивание, насыпание и высыпание, опускание предмета в емкость, наливание и выливание и др.

Повышение способности к осмысленной дифференциации звуков по их предметно-объектной соотнесенности: звуки ближайшей окружающей действительности (бытовые, музыкальные, звуки движения, голосовые звуки; по психофизической характеристике – громкость, высота; по пространственной ориентации – сторона и удаленность от ребенка источника звука. Развитие способности к локализации звука в пространстве относительно собственного тела: спереди, сбоку, вверху, внизу.

Расширение представлений о звучащем мире: звуки и шумы природы (звуки дождя, скрип снега, пение птиц, голоса животных); звуки и шумы человеческой деятельности; акустический облик человека. Способствовать освоению ребенком картины мира на основе слухового восприятия действительности.

Обогащение опыта восприятия музыки. Расширение опыта действий с различными музыкальными игрушками, с доступными для деятельности музыкальными инструментами культурно-фиксированными способами.

Обогащение опыта переживаний, связанных со слуховым восприятием окружающей действительности. Развитие и обогащение игрового опыта: дидактические игры на слуховое восприятие, предметные игры.

Развитие интереса к миру запахов, к освоению умений использовать обонятельную чувствительность для получения информации, ориентировки в пространстве. Развитие способности по запаху, аромату ориентироваться в окружающей действительности: обращать внимание, выделять, различать, называть ароматы продуктов (яблоко, апельсин); запах пищи (свежая выпечка, каши, тушеные овощи, напитки); специфические запахи помещений (медицинский кабинет, кухня, прачечная); запахи от профессиональной деятельности человека (уборка помещений, малярные работы); запахи улицы. Обогащение опыта использования обонятельной чувствительности в познавательной деятельности; опыта дидактических игр с использованием обоняния.

Повышение способности к дифференциации вкусовых ощущений во время приема пищи: сладкий, кислый, горький, соленый, пресный.

Побуждение ребенка с практической слепотой к использованию (подключение к деятельности других органов чувств как дополнительного канала) остаточного зрения в предметно-пространственной ориентации.

Освоение ребенком опыта игр, в которых происходит объединение информации разной модальности – тактильной и слуховой, тактильной и обонятельной. Сначала актуализация ощущений одной модальности, затем, через игровую ситуацию, – другой.

Предметно-познавательное развитие, повышение перцептивно-интеллектуального и моторно-поведенческого потенциала познания.

Развитие интереса к предметному миру, формирование понимания того, что мир наполнен различными предметами, нужными для жизни человека.

Развитие умений познавать предмет как объект действительности, ориентироваться в разнообразии предметного мира:

- знать название предмета, его частей и деталей;

- уметь обследовать предмет с построением образа: структурно-целостного, полимодального; с выделением и определением признаков (материал, фактура, форма, величина, цвет);

- уметь узнавать предмет по характерным признакам (на основе ощущений и образа восприятия);

- знать, понимать, иметь опыт знания (при условии доступности) назначения предмета, его роли в жизни человека;

- понимать связь «человек – предмет»;

- уметь отвечать на вопросы, связанные с предметом;

- иметь первичные представления о возможных изменениях предмета
(с установлением связей): его структурной целостности, изменения пространственных отношений целого и деталей, изменения величины;

- уметь выбирать предмет из нескольких по его названию.

Обогащение, совершенствование, уточнение сенсорных, предметных, пространственных, социальных представлений об объектах и предметах окружающей действительности, востребованных в жизнедеятельности и освоенных в условиях специального обучения и/или спонтанного познания мира.

Развитие словаря: существительные – названия предметов, материалов; прилагательные, глаголы, предлоги.

Формировать первичные представления о месте предмета среди других с установлением родовидовых связей, причинно-следственных связей, пространственных отношений.

Воспитание культуры осязательного обследования предметов: игрушек, предметов обихода, объектов познавательной деятельности.

Развитие моторного компонента предметно-познавательной деятельности: опыта схватывания и отпускания предметов; обогащение опыта захвата предметов разной формы и величины; формирование культурных способов захвата предметов с учетом их назначения; формирование программ действий с предметами по их назначению: с игрушками, предметами обихода, объектами познавательной деятельности; развитие орудийных действий; формирование действий предметно-пространственной организации «рабочего поля»: умения взять предмет из определенного места, положить предмет на определенное место, расположить объект перед собой, расположить предметы в ряд (горизонтальный, вертикальный) и др.

Развитие рече-слухо-двигательной координации с освоением опыта выполнения одноступенчатых инструкций: «Возьми», «Удерживай», «Положи», «Открой» и т. п.; двухступенчатых: «Возьми книгу и открой ее», «Выбери нужные фигуры и разложи их в ряд»; трехступенчатых: «Из игрушек выбери пирамидку, сначала разбери ее, а затем собери», «Рассмотри предмет и скажи, чего не хватает, найди недостающую деталь, дополни предмет». Развитие моторики рук, кистей, пальцев: движений и действий, силы, ловкости, выносливости.

Расширение знаний о предметном мире в его многообразии; обогащение опыта предметных игр; знакомство с предметами действительности мало доступных детям для повседневного использования; слушание и разучивание детских стихов о предметах и объектах действительности («Первая книжка» В. Калинкина, «Птенчик»
В. Мелковской, «Зайчик», «Зима прошла» М. Клокова, «Пес» А. Барто, «Кабачок» И. Белякова).

Развитие опыта организации и создания предметных сред: опыт предметно-пространственной организации игрового поля, мест самообслуживания, рабочего места познавательной деятельности; создания новых предметных сред: конструирование, аппликация, создание новой фактуры предмета.

Развитие предметности восприятий разных модальностей (тактильно-осязательного, слухового, проприоцептивного, восприятия вкуса, запахов) с осмысливанием каждого отражаемого признака; константности, целостности и детальности, осмысленности восприятия как чувственного этапа познания (опознания) объектно-предметного мира с востребованностью в разных видах детской деятельности и разных предметно-средовых условиях.

Развитие и повышение способностей к логическому обоснованию характеристик качеств воспринимаемых объектов: освоение умений опознавать воспринимаемое качество предмета, называть его нужным словом; определять свои ощущения, акцентируя на них внимание; объяснить, как некое качество характеризует предмет, уточнить (назвать) другие качества предмета.

Развитие и совершенствование рече-слухо-двигательной координации, как основы организации познавательного процесса. Совершенствование психомоторных образований, востребованных в осуществлении способов познавательной деятельности: укрепление моторики рук; побуждение и активизация мобильности; развитие слухо-двигательной координации; движений рук, кистей, пальцев; скоординированности с обеспечением умелого выполнении действий осязания.

Освоение игр с простыми поведенческими программами: искать предмет, слушая звук, искать этот же предмет среди других (зашумленность восприятия); в игровых действиях с этим предметом использовать другие предметы, действия другого содержания.

 

Формирование картины мира с развитием реальных полимодальных образов его объектно-предметного наполнения и освоением опыта установления связей

Обогащение опыта опознавания реальных предметов, востребованных в разных сферах деятельности ребенка в образовательном пространстве. Побуждение ребенка к формированию целостных образов предметов и объектов игр, быта, учения с развитием межанализаторных и полимодальных связей. Развитие способности описывать конкретный предмет, игрушку, определяя и обозначая его признаки по просьбе взрослого. Развитие умений обследовать предмет с построением целостного образа на основе полимодального (получение информации посредством сохранных органов чувств) извлечения информации и освоения структур; рассматривать (руками в том числе) с построением целостного зрительного для зрячих, тактильно-осязательного для незрячих образа с актуализацией полимодальных впечатлений о воспринимаемых признаках предмет познания с речевым сопровождением процесса восприятия. Обогащение опыта совместного с взрослым обсуждения вопросов, какой предмет на ощупь, по форме, звучанию, величине, по твердости, цвету, на что похож.

Формирование целостных представлений об объектно-предметных, предметно-пространственных ситуациях быта (умывание, обед и др.), игры (предметная игра, ролевая игра и др.), познавательных занятий, продуктивной деятельности с развитием способности к аналитико-синтетической оценке происходящего, его предметной организации, осмыслению своего места, своих возможностей. Развитие способности к планированию действий и деятельности, установлению предметных, причинно-следственных связей. Развитие опыта игр «Что сначала, что потом?»: «Расскажем о …, каким он был до, каким он может быть после», «События с предметом: расскажи о последовательности событий».

Развитие способности опознавания реалистических моделей, изображений (тактильно-рельефные картинки) с установлением соответствия между предметом и его моделью, изображением. Формирование умений и развитие игрового опыта: игра «Тактильное лото» в вариантах; обогащение опыта игрового моделирования, конструирования по образцу. Обогащение опыта выбора предметной игры с составлением программы действий и совместным проигрыванием с взрослым.

 

Формирование основ организации собственной познавательной деятельности в окружающей действительности

Развитие умений, потребности, интересов в слушании аудиоматериалов, освоение практических умений собственной организации предметной среды для слушания (подойти к источнику, включить, использовать регулятор громкости, слушать, выключить).

Развитие интереса к рассматриванию тактильных книг и рельефных картинок.

Развитие умений и обогащение опыта создания новых предметных сред:

- побуждение к действиям: с пластилином (лепка); с бумагой (различные виды): смятие, заполнение емкости, разрывание и отрывание; тканями разной фактуры и др.

- вовлечение в деятельность по созданию новых текстур: на пластилиновую поверхность (пластилин равномерно нанесен на твердую основу) кладем с надавливанием пуговицы (с одинаковым или разным рельефом), цепочки и другие мелкие предметы. Смотрим двумя руками, что получилось. Затем с теми же предметами в тех же условиях создаем другую композицию. По пластилиновой поверхности «рисование» вилкой (пластмассовой, но утяжеленной). Создание отпечатка мелкозернистой текстуры: сухую губку обмакиваем в густую гуашевую краску и прикладываем к тонкой бумаге, даем высохнуть и смотрим, что получилось.

Развитие игрового опыта

Формирование навыков алгоритмизации деятельности (предметной, познавательной, практической): обогащение опыта выполнения действий в соответствии с планом.

Развитие образа «Я»

Обогащение опыта самореализации в процессе деятельности, познания.

Развитие и обогащение познавательных чувств и эмоций.

Развитие чувства нового, познавательных интересов: побуждение к результативному поиску в знакомой среде интересующих предметов, расширение опыта в действиях с полузнакомыми предметами, поддержание интереса к таким ситуациям.

Развитие устойчивого интереса к слушанию аудиоматериалов, музыки, созданию новых предметных сред, к играм в сенсорной комнате, выполнению физических упражнений.

Повышение осмысленности в отражении окружающего, расширение кругозора, побуждение к проявлению интеллектуальных чувств.

Побуждение и поддержание заинтересованности к чему-либо (у кого какая чашка?), к кому-либо (кто где играет?), к происходящим событиям (сейчас происходит в зале). Расширение опыта ответа на вопросы: «Что происходит?», «Чем будем заниматься?», «Во что играют дети?» и т. п. Обогащение опыта проявления удивления как переживания от чего-либо необычного, неожиданного, нового, побуждающего к познанию.

Развитие интереса к пространству и движению.

Обогащение опыта использования и привитие интереса к игрушкам и действиям с ними, их разнообразию, тактильным книгам, к объектам разной фактуры, величины, слушанию аудио материалов (музыки, детских литературных произведений и песенок, звуки и шумы мира) c проявлением радостного, положительного отношения.

Формирование предметно-практических умений и навыков (трудовых, познавательных, коммуникативных, двигательных) c развитием практических чувств: радость от процесса деятельности, от проявления умений; огорчение от неуспеха и желание повторить попытку, чтобы достичь результата.

Развитие интеллектуальных чувств. Развитие желания научиться чему-либо и потребности лично участвовать в чем-то, обогащение опыта взаимодействия с окружающими в процессе познания, в совместном решении познавательных задач. Расширение опыта познания окружающей действительности: расширение ряда знаний о предметах и объектах окружающего мира, опыта решения проблемных, познавательных и жизненных ситуаций и задач.

Развитие регуляторного компонента познавательной деятельности

Совершенствование коммуникативных умений в получении информации о предметах и объектах окружения, происходящих событиях, возникших ситуациях. Развитие опыта задавать вопросы-обращения: «Что происходит?», «Могу ли я это взять?», «Где этот предмет находится?» и т. п.

Развитие умений и навыков выполнения познавательных действий по инструкции взрослого и самоинструкции, придерживаясь освоенного плана - алгоритма (алгоритм обследования, алгоритм действий) деятельности (познавательной, исследовательской, труд, игра). Развитие умений и обогащение опыта рассказывания об освоенных видах деятельности, описания основных правил вида деятельности, требований к ее организации.

Формирование навыков практического контроля своих действий в процессе деятельности и оценки их результата. Развитие организованных движений рук с элементами прослеживания поверхности (горизонтальный и/или вертикальный компонент) предмета деятельности, тактильно-осязательной локализацией деталей с концентрацией внимания.

Совершенствование навыков пространственной ориентировки. Развитие точных и полных представлений о «схеме тела», обогащение двигательного опыта выполнения заданий, требующих осознанного понимания пространственных понятий при ориентировке «от себя»: спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, в центре, при ориентировке «от предмета»: на, между, над, под, выше, ниже, в ряд, в один ряд, в два ряда (на слух по заданию); развитие навыков ориентировки на плоскости стола, на плоскости листа (стороны левая, правая верхняя, нижняя, центр, углы верхние левый, правый, нижние левый, правый, края. Обогащение опыта предметно-пространственной организации рабочего поля, самостоятельной пространственной ориентировки в местах бытовой, игровой, познавательной, продуктивной деятельности.

Повышение работоспособности, поддержание и воспитание бодрого состояния в режимных моментах; активности в жизнедеятельности; обогащение опыта самовыражения в творческой речевой деятельности (опыт участия в инсценировках).

Развитие мобильности, практическое освоение предметно-пространственных сред различных видов деятельности. Повышение двигательной активности, развитие способности к тонкой дифференциации движений, совершенствование позы, востребованной в познавательной деятельности (обследование, рассматривание книг), других видах деятельностей.

Формирование умений и обогащение опыта выполнения упражнений на согласование слов с движением; на чередование движений пальцев и кистей рук; умение выполнять заданные движения пальцами (пальчиковая гимнастика); развитие общей скоординированности; обогащение опыта одновременного выполнения разноименными руками своей программы действий, развитие чувства ритма.

Формирование интеллектуальной и специальной готовности к обучению в школе

Развитие наглядно-действенного мышления. Формирование умений и развитие опыта предметных игр с освоением понимания функционального назначения предметов и совершения с ним осмысленного действия. Формирование представлений о сходстве и различии, развитие умений и навыков находить одинаковые и (позже) сходные по какому-либо признаку предметы. Обогащение опыта выполнения игр и заданий «на сортировку предметов» с постепенным усложнением (количество предметов, с которыми оперирует ребенок, количество групп, на которые необходимо их разделить, усложнение признака
и др.)

Обогащение опыта оперирования с предметами разного размера с освоением практических умений соотносить разные предметы сходного размера.

Развитие понимания причинно-следственной связи. Расширение опыта осмысления связей между событиями в условиях предметно-практической деятельности (наклонил банку – из нее полилась вода и намочила одежду) и формирования на ее основе развития способности к прогнозированию события.

Развитие умения назвать и выбрать игрушки (отобрать лишнюю), нужные для игры, с последующей предметной игрой.

Развитие образного мышления и основ словесно-логического мышления.

Развитие познавательного опыта в установлении связи – тактильная картинка-предмет-слово. Игры «Выбери картинку», «По картинке найди предмет». Формирование умений рассказать, используя предмет или предметную картинку, о возможных жизненных ситуациях с «участием» этого предмета, объекта. Развитие умений и обогащение опыта восприятия с рассматриванием и описанием событий тактильных книг, тактильных картинок.

Освоение опыта участия в играх–заданиях: «Рассмотри картинку, возьми нужные предметы и расставь их так, как на картинке», «Расскажем сказку по иллюстрациям книжки», словесных дидактических играх.

Развитие конструктивных умений и навыков, способность к моделированию, копированию, освоение стратегии движения по пространству листа (по выпуклым протяженностям, занятия тифлографикой).

Развитие умений и обогащение опыта действий с предметами в учебной деятельности. Действия с книгой: опыт выполнения поисково-ориентировочных движений руками на плоскости («рабочая зона») стола; умение правильно захватить (ладонно-пальцевой способ, большой палец противопоставлен другим, расположен сверху, четыре снизу) книгу двумя руками с двух сторон (левая, правая); двигательный опыт переноса (поднять книгу, удержать на весу, приблизить к себе, локти обеих рук согнуты) и расположения книги перед собой (положить перед собой так, чтобы нижняя сторона была параллельна краю стола, верхняя сторона доступна для тактильно-осязательного восприятия с полусогнутым в локтях положением рук); умение открыть/закрыть (ладонно-пальцевой захват: большой палец сверху, остальные четыре – продолжение ладони в положении сверху–снизу, движение кистью с изменением положения ладони: из положения сверху в положение снизу), перелистывать страницы (пинцетный захват, соответствующее действию движение кистью).

Расширение опыта организационно-ориентировочных действий двумя руками с объемными предметами для подготовки к осязательному обследованию: опыт захвата предмета способом, соответствующим структуре и форме, величине части (детали), за которую его следует брать, чтобы расположить перед собой. Объекты для захвата: подставки с фиксированными к ним предметами; предметы-модели объектов живой и неживой природы.

Развитие «схемы тела»: детализация представлений о руке, кисти, пальцах, их предназначении и возможностях с развитием произвольных движений и формированием умений: выполнение организованных ориентировочно-поисковых движений руками для оценки предметно-пространственной организации рабочей зоны; выбор искомого предмета с правильным для последующего действия захватом (опыт захвата книг, прибора, орудия, разнообразных предметов – дидактических материалов и пособий); перенос и расположение предмета перед собой; умение листать книгу; открыть/закрыть, действуя с частями предмета; выполнение обследовательских действий как способов получения информации.

Развитие слухо-двигательной координации, рече-слухо-двигательной координации. Развитие произвольных движений кистью, пальцами. Формирование внутреннего контроля над своими действиями.

Виды детской деятельности в условиях непосредственно образовательной деятельности с обеспечением познавательного развития слепого дошкольника:

- познавательно-занимательная деятельность на образовательных и коррекционно-развивающих занятиях с освоением представлений, формированием полимодального образа об объектах и предметах окружающего мира, развитием представлений о звуках, занятия в сенсорной комнате;

- двигательная деятельность с развитием «схемы тела», моторного поведения, освоением траекторий, амплитуды, пространственно-временной характеристики движений рук, кисти, пальцев, их пространственных положений;

- познавательно-ориентировочная деятельность в пространстве ДОО: «предметные экскурсии» в помещениях;

- продуктивная деятельность: лепка, конструирование, элементы моделирования, элементы тифлографики;

- наблюдения в условиях тематических прогулок;

- слушание чтения детских литературных произведений;

- труд в быту, ручной труд, труд в природе;

- игры на развитие осязания, слухового восприятия, тактильных, обонятельных впечатлений и ощущений;

- физические упражнения на осанку, моторику рук.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: