Педагогическая деятельность Организации. Педагогическое сопровождение семьи специалистами по вопросам развития и воспитания слепых детей




Информационно-просветительское направление

Информирование родителей об особенностях развития слепых детей, о возможных и допустимых сроках возрастных достижений слепого ребенка:

- на основе слухового восприятия тянется к предмету (ориентировка на слух) – конец первого, начало второго года жизни;

- способность самостоятельно найти предмет, выпавший из рук, – конец первого года жизни;

- способность использовать постоянные метки для ориентации в пространстве; свободная ходьба – второе полугодие второго года жизни;

- речевое развитие по возрасту, но осмысленное применение первых слов несколько отсрочено; использование речи для установления контакта с внешним миром; проявление собственной воли – конец второго года жизни.

Ориентирование родителей в информационных источниках (сайты, литературные источники) по вопросам развития и воспитания слепых детей разных возрастных групп, особых образовательных потребностях детей этой категории и условий их удовлетворения и т. п.

Методы: организация участия родителей в педагогических семинарах, в тематических родительских собраниях в ДОО, подготовка и предоставление родителям информационных листов, тематические беседы-консультации родителей, беседы–обсуждения данных специальной литературы, совместный с родителями просмотр видеоматериалов о развитии слепых детей с последующим обсуждением, организация в социальных сетях обмена информацией.

Консультативно-диагностическое направление

Информирование и консультирование родителей по вопросам индивидуальных особенностей развития ребенка на основе данных, полученных специалистами путем анализа и обобщения диагностических результатов. Консультирование семьи по вопросам родительской деятельности, подходов к воспитанию ребенка с учетом его индивидуально-типологических особенностей развития.

Методы: индивидуальные консультации семьи.

Направление: практико-ориентированное консультирование семьи (по запросу семьи).

Консультирование семьи по вопросам:

а) роли родителей в ранней социализации слепого ребенка (развитие привязанностей, эмоциональных связей с близкими, опыта общения с окружающими людьми);

б) самовоспитания зрячих родителей (преодоление ими трудностей эмоционального общения со слепым ребенком);

в) особых образовательных потребностей слепых детей, педагогических условий и средств их удовлетворения;

г) организации предметной, предметно-пространственной среды мест жизнедеятельности слепого ребенка с обеспечением ему доступности для:

- контактного (слухового) познания предметного мира в его разнообразии, освоения действий с предметами;

- самоорганизации, самореализации, проявлении инициативности в предметной деятельности;

- безбоязненного, безопасного передвижения в пространстве;

- освоения навыков предметно-пространственной ориентировки в местах жизнедеятельности, и на этой основе свободного и самостоятельного передвижения в знакомом пространстве;

д) актуализации и обогащения у слепого ребенка слуховых, тактильных, обонятельных, проприоцептивных, зрительных (при условии сохранной способности глубоко нарушенной зрительной системы к функционированию на уровне светоощущения или на уровне элементарного форменного зрения) ощущений и восприятий;

е) требований к бытовой среде: мебель, одежда, предметы быта слепого ребенка, их доступность для освоения им первичных навыков социально-бытовой ориентировки;

ж) выбора игрушек для слепого ребенка; рекомендаций предметно-пространственной организации игровой зоны ребенка;

з) организации режима дня ребенка и специфики отдельных компонентов:

- кормление ребенка, привитие навыков приема твердой пищи;

- организация бодрствования, игры и занятия с ребенком;

- проведение прогулок;

- организация семейного досуга;

и) особенностей физического развития ребенка:

- физическое здоровье и физическое развитие ребенка;

- охрана и поддержание здоровья и органов чувств (органы слуха, тактильных ощущений, осязания, обоняния, вкуса, зрения);

- повышение двигательной активности, развитие мобильности ребенка в знакомом пространстве;

- освоение ребенком способов передвижения: ползанье, ходьба;

- развитие осанки, моторики рук;

- предвестник трости и трость для слепого ребенка;

к) особенностей речевого развитие ребенка:

- необходимые условия доречевого и речевого развития ребенка;

- речедвигательные умения ребенка, технологии их развития;

- речевой слух ребенка;

- чувственная основа речи ребенка;

- речевая среда ребенка: требования к речи взрослого социума, окружающего слепого ребенка;

- словарь ребенка и педагогические условия и средства его обогащения;

- условия развития потребности в вербальном общении с окружающими, потребности слушать речь окружающих, опыта эмоционального реагирования;

- речевая активность ребенка, технологии ее поддержки;

- тактильная книга и развитие речи ребенка;

л) обеспечения познавательного развития ребенка:

- организация познания слепым ребенком окружающей действительности;

- познание ребенком действительности с опорой на слух и слуховое восприятие;

- познание ребенком действительности с опорой на осязание;

- познание ребенком действительности с опорой на тактильные ощущения, обоняние, вкусовые ощущения;

- роль взрослого в познавательном развитии слепого ребенка;

- требования к речи взрослого как условие и средство освоения ребенком знаний и первичных представлений об устройстве мира, жизненных проявлений человека (ближайший социум), объектно-предметного наполнения окружающей действительности;

- тактильные книги для ребенка;

м) обеспечения социально-предметного развития:

- условия и средства знакомства слепого ребенка с предметами окружающей действительности;

- формирование предметных представлений (единичных и общих) у слепого ребенка;

- педагогические подходы и приемы к расширению у слепого ребенка знаний об окружающем мире;

н) музыка в жизни слепого ребенка.

Методы: тематические консультации, тематические информационные листы, моделирование педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов с обсуждением.


Интерактивное дидактико-ориентированное направление

Помощь и поддержка родителей в освоении умений практического взаимодействия со слепым ребенком в системе координат «зрячий-слепой», «слепой-зрячий».

В сфере практического взаимодействия со слепым ребенком взрослому следует придерживаться следующих позиций.

Отсутствие или нарушение зрения затрудняет, осложняет самостоятельное овладение и выполнение практических действий разных видов деятельности (бытовой, игровой, учебной и др.).

Детям с нарушением зрения часто требуется разумная, своевременная практическая помощь окружающих.

Во взаимодействии со слепым приоритетным должно быть накопление у ребенка опыта самостоятельности и инициативности в том, чем он владеет.

Зрячим взрослым следует знать:

- приемы обучения ребенка движениям и действиям: прием прямого обучения – «мои руки учат руки ребенка», прием опосредованного обучения – «мои руки направляют движения рук ребенка, но действует он сам»;

- двуручный способ обследования предмета с ориентацией в его структуре;

- требования к организации «рабочей зоны» предметной (игровой, бытовой, познавательной) деятельности, орудийных действий с обеспечением ее стабильности.

Требования к взрослому:

- рефлексия и поведение (поведенческие реакции) взрослого в общении с ребенком с обеспечением «субъектно-субъектной» модели;

- освоение зрячими взрослыми (ближайший социум ребенка) определенного опыта проявления себя в действительности (передвижение: ползанье, ходьба, бег, пространственная ориентировка без трости и с ней, предметно-объектная ориентировка) в условиях моделирования ситуации слепоты (повязка из плотной ткани на глазах);

- практическое освоение родителями умений стимуляции и развития у ребенка тактильных ощущений, слуха, остаточного зрения;

- в условиях взаимодействия педагога и родителя путем практического проигрывания (моделирование ситуации или реальная ситуация) родители осваивают игры с ребенком с осознанием их разной направленности[1] для развития слепого малыша и укрепления эмоциональной близости между слепым ребенком и зрячим родителем.

Игры, способствующие развитию чувства взаимного доверия

Родители, осваивая игры этой направленности, осознают свою особую роль в поддержании эмоционального благополучия слепого ребенка, как правило, испытывающего чувства страха в условиях изменения привычных форм жизни. Эмоциональное благополучие слепого ребенка должно быть связано с ощущением им защищенности, принадлежности. Игры такой направленности создают условия естественного усвоения эмоционального состояния друг друга, с одной стороны, развитию чуткости родителей эмоциональному состоянию ребенка, с другой – присвоению слепым ребенком чувства близости и доверия к взрослому в ситуациях подобного рода.

Игры, ориентированные на развитие объединенного внимания слепого ребенка и зрячего родителя

Игры этой направленности помогают участникам осваивать опыт совместного сосредоточения на объектах окружения, совместного наблюдения, который, в свою очередь, подготавливает основу для актуализации у ребенка потребности в партнерстве познания предметов действительности.

Игры, стимулирующие речевое развитие ребенка, на развитие им рече-слухо-двигательной координации

Игры этой направленности обеспечивают своевременное развитие компенсаторных механизмов, связанных с речевым развитием слепого ребенка, освоение им способности к подражанию на основе взаимодействия между взрослым и ребенком по извлечению звука.

Игры, активизирующие слух, обогащающие слуховые впечатления, способствующие развитию у слепого ребенка слухо-двигательной координации

Игры на обогащения тактильных ощущений у слепого ребенка

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: