Информационно-просветительское направление
Информирование родителей об особенностях развития слепых детей, о возможных и допустимых сроках возрастных достижений слепого ребенка:
- на основе слухового восприятия тянется к предмету (ориентировка на слух) – конец первого, начало второго года жизни;
- способность самостоятельно найти предмет, выпавший из рук, – конец первого года жизни;
- способность использовать постоянные метки для ориентации в пространстве; свободная ходьба – второе полугодие второго года жизни;
- речевое развитие по возрасту, но осмысленное применение первых слов несколько отсрочено; использование речи для установления контакта с внешним миром; проявление собственной воли – конец второго года жизни.
Ориентирование родителей в информационных источниках (сайты, литературные источники) по вопросам развития и воспитания слепых детей разных возрастных групп, особых образовательных потребностях детей этой категории и условий их удовлетворения и т. п.
Методы: организация участия родителей в педагогических семинарах, в тематических родительских собраниях в ДОО, подготовка и предоставление родителям информационных листов, тематические беседы-консультации родителей, беседы–обсуждения данных специальной литературы, совместный с родителями просмотр видеоматериалов о развитии слепых детей с последующим обсуждением, организация в социальных сетях обмена информацией.
Консультативно-диагностическое направление
Информирование и консультирование родителей по вопросам индивидуальных особенностей развития ребенка на основе данных, полученных специалистами путем анализа и обобщения диагностических результатов. Консультирование семьи по вопросам родительской деятельности, подходов к воспитанию ребенка с учетом его индивидуально-типологических особенностей развития.
|
Методы: индивидуальные консультации семьи.
Направление: практико-ориентированное консультирование семьи (по запросу семьи).
Консультирование семьи по вопросам:
а) роли родителей в ранней социализации слепого ребенка (развитие привязанностей, эмоциональных связей с близкими, опыта общения с окружающими людьми);
б) самовоспитания зрячих родителей (преодоление ими трудностей эмоционального общения со слепым ребенком);
в) особых образовательных потребностей слепых детей, педагогических условий и средств их удовлетворения;
г) организации предметной, предметно-пространственной среды мест жизнедеятельности слепого ребенка с обеспечением ему доступности для:
- контактного (слухового) познания предметного мира в его разнообразии, освоения действий с предметами;
- самоорганизации, самореализации, проявлении инициативности в предметной деятельности;
- безбоязненного, безопасного передвижения в пространстве;
- освоения навыков предметно-пространственной ориентировки в местах жизнедеятельности, и на этой основе свободного и самостоятельного передвижения в знакомом пространстве;
д) актуализации и обогащения у слепого ребенка слуховых, тактильных, обонятельных, проприоцептивных, зрительных (при условии сохранной способности глубоко нарушенной зрительной системы к функционированию на уровне светоощущения или на уровне элементарного форменного зрения) ощущений и восприятий;
|
е) требований к бытовой среде: мебель, одежда, предметы быта слепого ребенка, их доступность для освоения им первичных навыков социально-бытовой ориентировки;
ж) выбора игрушек для слепого ребенка; рекомендаций предметно-пространственной организации игровой зоны ребенка;
з) организации режима дня ребенка и специфики отдельных компонентов:
- кормление ребенка, привитие навыков приема твердой пищи;
- организация бодрствования, игры и занятия с ребенком;
- проведение прогулок;
- организация семейного досуга;
и) особенностей физического развития ребенка:
- физическое здоровье и физическое развитие ребенка;
- охрана и поддержание здоровья и органов чувств (органы слуха, тактильных ощущений, осязания, обоняния, вкуса, зрения);
- повышение двигательной активности, развитие мобильности ребенка в знакомом пространстве;
- освоение ребенком способов передвижения: ползанье, ходьба;
- развитие осанки, моторики рук;
- предвестник трости и трость для слепого ребенка;
к) особенностей речевого развитие ребенка:
- необходимые условия доречевого и речевого развития ребенка;
- речедвигательные умения ребенка, технологии их развития;
- речевой слух ребенка;
- чувственная основа речи ребенка;
- речевая среда ребенка: требования к речи взрослого социума, окружающего слепого ребенка;
- словарь ребенка и педагогические условия и средства его обогащения;
- условия развития потребности в вербальном общении с окружающими, потребности слушать речь окружающих, опыта эмоционального реагирования;
|
- речевая активность ребенка, технологии ее поддержки;
- тактильная книга и развитие речи ребенка;
л) обеспечения познавательного развития ребенка:
- организация познания слепым ребенком окружающей действительности;
- познание ребенком действительности с опорой на слух и слуховое восприятие;
- познание ребенком действительности с опорой на осязание;
- познание ребенком действительности с опорой на тактильные ощущения, обоняние, вкусовые ощущения;
- роль взрослого в познавательном развитии слепого ребенка;
- требования к речи взрослого как условие и средство освоения ребенком знаний и первичных представлений об устройстве мира, жизненных проявлений человека (ближайший социум), объектно-предметного наполнения окружающей действительности;
- тактильные книги для ребенка;
м) обеспечения социально-предметного развития:
- условия и средства знакомства слепого ребенка с предметами окружающей действительности;
- формирование предметных представлений (единичных и общих) у слепого ребенка;
- педагогические подходы и приемы к расширению у слепого ребенка знаний об окружающем мире;
н) музыка в жизни слепого ребенка.
Методы: тематические консультации, тематические информационные листы, моделирование педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов с обсуждением.
Интерактивное дидактико-ориентированное направление
Помощь и поддержка родителей в освоении умений практического взаимодействия со слепым ребенком в системе координат «зрячий-слепой», «слепой-зрячий».
В сфере практического взаимодействия со слепым ребенком взрослому следует придерживаться следующих позиций.
Отсутствие или нарушение зрения затрудняет, осложняет самостоятельное овладение и выполнение практических действий разных видов деятельности (бытовой, игровой, учебной и др.).
Детям с нарушением зрения часто требуется разумная, своевременная практическая помощь окружающих.
Во взаимодействии со слепым приоритетным должно быть накопление у ребенка опыта самостоятельности и инициативности в том, чем он владеет.
Зрячим взрослым следует знать:
- приемы обучения ребенка движениям и действиям: прием прямого обучения – «мои руки учат руки ребенка», прием опосредованного обучения – «мои руки направляют движения рук ребенка, но действует он сам»;
- двуручный способ обследования предмета с ориентацией в его структуре;
- требования к организации «рабочей зоны» предметной (игровой, бытовой, познавательной) деятельности, орудийных действий с обеспечением ее стабильности.
Требования к взрослому:
- рефлексия и поведение (поведенческие реакции) взрослого в общении с ребенком с обеспечением «субъектно-субъектной» модели;
- освоение зрячими взрослыми (ближайший социум ребенка) определенного опыта проявления себя в действительности (передвижение: ползанье, ходьба, бег, пространственная ориентировка без трости и с ней, предметно-объектная ориентировка) в условиях моделирования ситуации слепоты (повязка из плотной ткани на глазах);
- практическое освоение родителями умений стимуляции и развития у ребенка тактильных ощущений, слуха, остаточного зрения;
- в условиях взаимодействия педагога и родителя путем практического проигрывания (моделирование ситуации или реальная ситуация) родители осваивают игры с ребенком с осознанием их разной направленности[1] для развития слепого малыша и укрепления эмоциональной близости между слепым ребенком и зрячим родителем.
Игры, способствующие развитию чувства взаимного доверия
Родители, осваивая игры этой направленности, осознают свою особую роль в поддержании эмоционального благополучия слепого ребенка, как правило, испытывающего чувства страха в условиях изменения привычных форм жизни. Эмоциональное благополучие слепого ребенка должно быть связано с ощущением им защищенности, принадлежности. Игры такой направленности создают условия естественного усвоения эмоционального состояния друг друга, с одной стороны, развитию чуткости родителей эмоциональному состоянию ребенка, с другой – присвоению слепым ребенком чувства близости и доверия к взрослому в ситуациях подобного рода.
Игры, ориентированные на развитие объединенного внимания слепого ребенка и зрячего родителя
Игры этой направленности помогают участникам осваивать опыт совместного сосредоточения на объектах окружения, совместного наблюдения, который, в свою очередь, подготавливает основу для актуализации у ребенка потребности в партнерстве познания предметов действительности.
Игры, стимулирующие речевое развитие ребенка, на развитие им рече-слухо-двигательной координации
Игры этой направленности обеспечивают своевременное развитие компенсаторных механизмов, связанных с речевым развитием слепого ребенка, освоение им способности к подражанию на основе взаимодействия между взрослым и ребенком по извлечению звука.
Игры, активизирующие слух, обогащающие слуховые впечатления, способствующие развитию у слепого ребенка слухо-двигательной координации
Игры на обогащения тактильных ощущений у слепого ребенка