Абилитационная программа дошкольной образовательной организации




Абилитационная программа реализуется службой ранней помощи.

Цель Абилитационной программы ДОО обеспечить слепому ребенку равные со зрячими сверстниками возможности периода раннего детства как ценности с присвоением человеческих способностей, доступных возрасту, и, как следствие, социализации и интеграции в обществе зрячих, в том числе, в дошкольной группе сверстников, в семейной социальной среде.

Достижение цели требует решения ряда задач.

Задачи реализации Абилитационной программы:

- способствовать развитию у слепого ребенка раннего возраста адаптивно-компенсаторных механизмов, позволяющих в условиях суженной чувственной сферы познания и взаимодействия с окружающим преодолевать трудности психомоторного, физического, сенсорного, коммуникативного развития с достижением индивидуального, но достаточного уровня готовности к самодеятельности, самореализации в среде детского коллектива в ДОО;

- способствовать созданию в микросоциуме (семье) слепого ребенка раннего возраста психологического климата, обеспечивающего его психо-эмоциональное благополучие, наиболее полное удовлетворение потребности в общении, поддержание и укрепление здоровья с преодолением родителями шока и стресса, детерминируемых в этот период фактом слепоты малыша, реакцией на нее окружающих и др.;

- способствовать повышению воспитательного потенциала семьи, развитие родителями (законными представителями) педагогических компетенций, востребованных в воспитании слепого ребенка, воспитательной функции через придание ей коррекционно-компенсаторной направленности; освоению родителями практических навыков взаимодействия с ребенком в системе координат «зрячий – слепой», «слепой – зрячий»;

- обеспечить совершенствование профессиональных компетенций специалистов ДОО по вопросам взаимодействия, поддержки, сопровождения семьи ребенка с нарушением зрения раннего возраста в условиях абилитации.

Принципы и подходы к формированию Абилитационной программы соответствуют методологии и требованиям ФГОС и содержательно соотносятся с принципами и подходами, обозначенными в Целевом разделе настоящей ПрАООП для слепых детей. В то же время формирование Абилитационной программы имеет ряд дополнительных принципов и подходов, что обусловлено пониманием связей между субъектами, ее реализующими.

Основой программы выступает понимание и принятие позиции ценности родительства, особой роли матери для личностного развития ребенка раннего возраста. Одним из главных принципов, на которых базируется данная программа, является принцип самоценности семейного воспитания слепого младенца. Семья рассматривается как важный, первый социальный институт воспитания ребенка. Воспитательный потенциал семьи, семейная социокультурная среда взросления ребенка выступают важнейшими факторами его физического, социально-коммуникативного, речевого, познавательного, нравственного, творческого развития.

Семья ребенка с глубоким нарушением зрения, как первая и ближайшая его социальная среда, призвана с первых дней жизни малыша создавать условия, обеспечивающие ему компенсацию слепоты, связанную с активностью познавательного отношения к окружающему, развитием потребности в общении, освоением практических умений и навыков, востребованных в жизнедеятельности в этот возрастной период. Способность семьи, не имеющей опыта воспитания слепого ребенка, выполнять обозначенную роль не возникает спонтанно, она проявляется и развивается, если повышается ее воспитательный потенциал во всех компонентах: аксиологическом, когнитивном, эмоциональном, что и определяет направленность содержательной линии программы.

Одним из главных принципов, на которых базируется программа, выступает принцип развития. Сущностная черта программы - развитие субъектов ее реализующих. Развитие понимается как процесс закономерного изменения, в т. ч. совершенствование, достижение нового качественного уровня, появление нового отношения, новых способностей, интересов и побуждений к действию. Каждый субъект программы в рамках ее реализации имеет свою линию развития, но общей целью является проживание слепым ребенком этого периода детства с присвоением опыта детской инициативности и самостоятельности в разных сферах жизнедеятельности в естественных для него условиях – в домашней среде, в среде любящего социума.

Абилитационная программа ориентирована на следующие линии развития ее субъектов:

1. Линия достижений слепого ребенка: освоение опыта эмоциональной отзывчивости на воздействия внешнего предметно-объектного мира, опыта активности и успешности во взаимодействии с окружающей действительностью, в освоении пространства и новых сред, всего того, что выступает основой развития ребенка в раннем возрасте посредством формирования им компенсаторных механизмов слепоты.

2. Линия родительских достижений проявляется в актуализации в сознании ближайшего ребенку социума базовых ценностных установок на развитие и воспитание слепого ребенка.

3. Линия развития специалистов, осуществляющих абилитационную деятельность, представляет собой профессиональный рост, позволяющий уточнять, менять в случае необходимости тактику взаимодействия с семьей слепого ребенка, тактику взаимодействия с ребенком в процессе его сопровождения.

Другим принципом, на котором базируется данная программа, является принцип сотрудничества. Принцип сотрудничества реализуется в трех аспектах. Во-первых, в личностно-ориентированном подходе специалистов к взаимодействию со слепым ребенком в рамках его психолого-педагогического сопровождения. Во-вторых, в гуманно-личностном взаимодействии специалистов с родителями слепого ребенка с актуализацией позиции партнерства. В-третьих, достижение цели программы требует партнерства с тесным сотрудничеством специалистов, ее реализующих.

Педагогическое взаимодействие со слепым ребенком на основе личностно-ориентированного подхода предполагает осуществление деятельности специалистов, исходя из насущных образовательных потребностей малыша, разворачивание педагогической ситуации с ориентацией на его поведенческие реакции, свидетельствующие о компенсаторной готовности к отражению происходящего, с опорой на позицию приоритетности во взаимодействии проявлений самодеятельности и самореализации ребенка.

Гуманно-личностное взаимодействие специалистов с родителями, другими членами семьи слепого ребенка ориентировано на уважение их интересов и потребностей, запросов, связанных с разрешением вопросов воспитания малыша, особой организации его жизнедеятельности. Такое взаимодействие, с одной стороны, основано на гуманном и терпимом отношении к не всегда адекватным особым потребностям слепого ребенка, на приоритетности поддержания родителями психо-эмоционального благополучия в ситуациях обсуждения вопросов слепоты и связанных с нею проблем ребенка. С другой стороны, оно нацелено на действенную поддержку семьи по вопросам индивидуального развития и воспитания слепого малыша с опорой на «сильные» стороны семьи, на позитивные взгляды родителей на настоящее и будущее ребенка.

Основной подход к реализации программы – командно-профессиональный. Командный подход к решению вопросов сопровождения семьи слепого ребенка с целью создания в ней наиболее благоприятных условий его развития – наиболее эффективный в плане достижения результатов, т. к. командная деятельность – это взаимодействие специалистов разных профилей для достижения единой цели. Команда, реализующая абилитационную программу, состоит из квалифицированных специалистов: офтальмолога, невропатолога, тифлопедагога, логопеда, специального психолога, социального педагога, специалистов в области адаптивной физкультуры, в области музыкального развития и воспитания. Каждый специалист оказывает квалифицированную поддержку семье и ребенку, но стратегия и тактика сопровождения вырабатывается совместно всей командой посредством профессионального сотрудничества. Важную роль в реализации данной программы играют волонтеры как практические помощники команде и семье.

Принцип поддержки инициатив семьи предполагает предоставление семье права на выбор абилитационных мероприятий. Родительская инициативность и активность в развитии воспитательной функции семьи с приданием ей коррекционно-педагогической направленности в практическом решении вопросов личностного продвижения слепого малыша, в самосовершенствовании и самореализации в родительской роли задает направленность их поведению и деятельности как воспитателей. Команда, сопровождающая семью и слепого ребенка, разрабатывая и реализуя стратегию и тактику этого сопровождения, должна быть компетентна и ориентироваться на основные потребности, установки, интересы родителей в вопросах воспитания слепого ребенка. В соответствии с этим деятельность специалистов при работе с семьей включает в себя диагностический компонент, а практической основой реализации программы в части сопровождения семьи выступают данные диагностического изучения родительских представлений, знаний, вопросов и др.

Принцип образовательной направленности программы, который предполагает актуализацию социально-средовых условий жизнедеятельности малыша в семье с учетом его особых образовательных потребностей.

Принцип системного компенсаторно-развивающего воздействия на развитие слепого ребенка с обеспечением преодоления им трудностей развития, обусловленных негативным влиянием нарушенного зрения, формированием компенсаторно–адаптивных механизмов, повышающих возрастные возможности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического развития.

Содержательная часть Абилитационной Программы включает следующие разделы:

Раздел 1. Квалифицированная поддержка семьи слепого ребенка с повышением ею воспитательного потенциала.

Раздел 2. Квалифицированное психолого-педагогическое сопрово-ждение слепого ребенка раннего возраста.

В первом разделе определяется содержание деятельности Организации по видам квалифицированной поддержки семьи слепого ребенка раннего возраста в рамках программы с целью повышения ею воспитательного потенциала как условия развития малыша в соответствии с возрастными особенностями.

Во втором разделе представлены парциальные адаптивные программы профессионального сопровождения развития слепого ребенка раннего возраста по направлениям: психо-коррекционное сопровождение слепого ребенка с целью преодоления им определенных трудностей и специфических особенностей развития; компенсаторно-развивающее сопровождение слепого ребенка с целью своевременного развития компенсаторно-адаптивных механизмов.

Характеристика планируемых результатов.

Ожидаемые результатыповышения воспитательного потенциала семьи слепого ребенка:

1. Развитие аксиологического компонента (нравственно-ценностного, мотивационно-ценностного) воспитательного потенциала семьи в виде формирования родителями определенных ценностно-смысловых установок на воспитание слепого ребенка от рождения до 7-ми лет с освоением системы родительских ценностей и формированием родительских позиций. Следование им обеспечивает малышу становление и развитие интегративных психических и психологических личностных образований, ассимилирущихся в определенные личностные качества личности, с преодолением им трудностей развития, обусловленных «слабостью» социальной среды, не учитывающей особые образовательные потребности слепых детей.

2. Развитие психоэмоционального компонента воспитательного потенциала семьи слепого ребенка с достижением гармонизации внутрисемейных отношений как между взрослыми членами семьи, так и детско-родительских отношений.

Родители стремятся уделять ребенку достаточно внимания, времени; проводить совместный досуг; организовать деятельность слепого ребенка в детском обществе. В общении, во взаимодействии дают понять ребенку, что его принимают таким, какой он есть. Родители стараются употреблять выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».


Поведение родителей строится:

- на проявлении заботы о развитии ребенка с позитивной установкой на его настоящие и будущие, его возможностей; стремлении строить взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

- стремлении создать у ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Ты молодец», «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь»;

- рефлексии в предъявлении слепому ребенку требований с предупреждением, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований;

- адаптации родителей к «неадекватному» проявлению постороннего социума к слепому ребенку с выработкой устойчивой защитной реакции на подобные ситуации.

3. Развитие когнитивно-деятельностного компонента воспитательного потенциала семьи.

Создание для слепого ребенка домашних социально-средовых условий, имеющих компенсаторно-развивающую составляющую в соответствии с его особыми образовательными потребностями:

- освоение зрячими родителями умений взаимодействовать с ребенком в системе координат «слепой – зрячий», «зрячий – слепой»;

- активность и умение зрячих родителей наполнять предметное пространство ребенка с глубоким нарушением зрения: игрушками, предметами быта, книгами, познавательными объектами и др.;

- умение родителей особым образом организовывать предметно-пространственную среду слепого ребенка с целью повышения его мобильности, общей и познавательной активности.

Родители ориентируются в особенностях развития слепых детей, имеют общие представления об их особых образовательных потребностях в данный и последующие возрастные жизненные периоды, в необходимых социально-педагогических условиях их удовлетворения.

Родители ориентируются в возрастных особенностях ребенка.

Ожидаемые результатыпсихолого-педагогического сопровождения слепого ребенка специалистами:

- развитие у ребенка механизмов, обеспечивающих компенсацию трудностей чувственного отражения действительности в условиях слепоты: развитие слухо-двигательной и рече-слухо-двигательной координаций; освоение тактильно чувственной основы отражения действительности, первичной регуляции поведения; способность к пассивному осязанию с ориентацией в предметном окружении; моторное развитие с освоением психического образования «схема тела»; развитие функций речи (коммуникативной, познавательной, регуляторной) и освоением начал компенсаторной роли речевого развития – способности на основе вербального отражения воссоздавать картину происходящего;

- удовлетворение слепым ребенком в повседневной жизни особых образовательных, в т. ч. сенсорных, потребностей с проявлением способностей и умений ориентироваться в ближайшей социально-предметной среде, инициативности и доступной самостоятельности во взаимодействии с предметно-объектным миром в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями, повышением двигательной активности с развитием мобильности, освоением ряда предметно-практических умений
и др.;

- продвижение ребенка в развитии в соответствии с возрастными закономерностями становления психомоторных образований, сенсорно-перцептивных (развитие восприятия, его предметности), мотивационно-потребностных (потребностей в действиях с предметами) в условиях их доступности для контактного восприятия, в общении с взрослыми, аффективных образований (устойчивость эмоции интереса, проявление чувства нового).

Содержание Абилитационной программы

Квалифицированная поддержка семьи слепого реб е нка

Направлениями и содержанием деятельности Организации в соответствии с видом по оказанию квалифицированной поддержки семьи слепого ребенка младенческого и раннего возраста в рамках Абилитационной Программы выступают:

1. Социально-педагогическое сопровождение семьи. Реализуется социальным педагогом в сотрудничестве с тифлопедагогом.

Информационно-просветительское направление

Нормативно-правовое просвещение родителей слепого ребенка по вопросам законодательных прав детей с ОВЗ, с инвалидностью. Одна из центральных задач нормативно-правового просвещения – помощь родителям (законным представителям) в принятии грамотного и адекватного особым потребностям слепого ребенка оформления инвалидности.

Просвещение родителей в вопросах о социальных институтах развития и поддержки, общего и дополнительного образования, обучения для слепых: ДОО, ОО, абилитационные и/или реабилитационные центры, службы ранней помощи, центры поддержки семьи, отделения ВОС, библиотеки для слепых; о роли этих организаций в жизни слепых, информация о которых, обращения в которые поможет семье принять позитивное отношение к образованию ребенка в настоящем и будущем.

Методы: консультации (очная, дистантная формы), привлечение родителей (законных представителей) к публичному обсуждению проблем общей направленности в малых группах заинтересованных лиц, беседы.

Диагностическое направление

Изучение социального статуса семьи с целью выявления его особенностей с характеристикой воспитательного потенциала семьи по данному параметру для уточнения стратегии и/или тактики взаимодействия с семьей, реализации Программы.

Изучение запросов семьи, касающихся разных сторон жизнедеятельности слепого ребенка, с целью корректирования содержания профессиональной поддержки семьи и профессионального сопровождения ребенка.

Методы: анкетирование родителей, беседы.

Организационно-педагогическое направление

Расширение социальных контактов семьи. Оказание родителям помощи в установлении контактов с семьями, также воспитывающими слепого ребенка (детей), имеющих опыт воспитания ребенка с инвалидностью, с ОВЗ. Организация в ДОО досуговых мероприятий с вовлечением и участием в них сопровождаемой семьи. Организация знакомств (практическое, виртуальное) родителей с ДОО для изучения условий для получения образования детьми с нарушением зрения.

Методы: создание информативной базы о семьях слепых детей и возможных контактах с ней (с согласия семьи быть включенными в базу); практическое участие в разработке досуговых мероприятий ДОО с определением позиций создания условий вовлечения в них сопровождаемой семьи; организаторская деятельность; беседы с родителями и другими членами семьи; консультации.

 

2. Психологическое сопровождение семьи слепого ребенка. Реализуется психологом.

Психотерапевтическое направление.

Психотерапия родителей и других близких слепому ребенку членов семьи (по их запросу).

Деятельность психолога направлена на преодоление родителями состояния эмоционально-личностного неблагополучия как ответной реакции на факт слепоты ребенка, на переживания о настоящей и будущей жизни ребенка в обществе зрячих.

Методы: родительский тренинг «Совладающее поведение», консультирование, просветительская работа.

Деятельностно-профилактическое направление

Профилактика и при необходимости психокоррекция негативных межличностных отношений между взрослыми членами семьи и межличностных детско-родительских отношений, выступающих неблагоприятным эмоциональным фоном личностного развития слепого ребенка. Целевая установка деятельности специалиста – актуализация родителями чувства сопричастности и ответственности за личностное становление ребенка, освоение ими семейных межличностных отношений в системе координат «взрослый – взрослый», «взрослый – ребенок», «зрячий – слепой», «слепой – зрячий», востребованных слепым ребенком и обеспечивающих ему эмоциональное благополучие как условие развития субъективной активности к окружающей действительности.

Методы: «Детско-родительский» тренинг, тренинг «Активного слушания», тренинг «Эмоционального реагирования», просветительская работа (мини-лекции и тематические сообщения).

Консультативно-диагностическое направление

Изучение, выявление стиля семейного воспитания слепого ребенка для корректировки стратегии и тактики сопровождения семьи в повышении ею аксиологического и когнитивно-деятельностного компонентов воспитательного потенциала семьи.

Методы: анкетирование, тестирование, наблюдение; разработка поведенческой Программы «Корректировка детско-родительских отношений и стиля семейного воспитания».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: