Виды детской деятельности в условиях непосредственно образовательной деятельности с обеспечением художественно-эстетического развития слепого дошкольника:
- художественная продуктивная деятельность: лепка, аппликация, конструирование, рельефное рисование;
- музыкально-инструментальная деятельность, певческая деятельность;
- ритмодекламации, чтение рифмованных литературных произведений (стихи, потешки, скороговорки);
- слушание литературных, музыкальных произведений;
- двигательная деятельность: ритмические игры и упражнения.
Виды детской деятельности в условиях образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах с актуализацией художественно-эстетического развития слепого дошкольника:
- наблюдения в природе;
- слушание музыкальных (минорных, мажорных), литературных произведений, звуков и шумов природы (аудиозаписи);
- рассматривание тактильных, фактурных поверхностей;
- игры с использованием музыкальных инструментов, игры–театрализации, игры с переодеваниями, словесные игры;
- рассматривание тактильных книг, барельефных изображений, предметов декоративно-прикладного искусства;
- пение, декламации;
- труд в быту (уборка игрушек, уход за одеждой, уборка постели);
- досуговые мероприятия.
Физическое развитие
В области физического развития ребенка основной задачей образовательной деятельности является создание условий:
- для становления у детей ценностей здорового образа жизни;
- развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
- приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
- формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами;
|
- развития двигательных компенсаторно-адаптивных механизмов.
Программные коррекционно-компенсаторные задачи образовательной области «Физическое развитие» с развитием у слепого ребенка компенсаторно-адаптивных механизмов, обеспечивающих двигательную, познавательную активность, пространственную ориентацию в повседневной жизни с формированием положительного отношения к себе, своим двигательным возможностям и удовлетворением особых образовательных потребностей по направлениям педагогической деятельности.
Повышение двигательного потенциала и мобильности
Развитие потребности в самостоятельной, свободной ходьбе в знакомых пространствах, обогащение опыта ходьбы в малознакомом пространстве с преодолением чувства страха, свойственного незрячим, с преодолением скованности движений.
Формирование навыков правильной ходьбы в повседневной жизнедеятельности: попеременный шаг, постановка стопы с переносом тяжести с пятки на носок, достаточный выброс бедра вперед (поднимаем ногу), сохранение позы и др. Обогащение опыта ходьбы:
- прямохождение (с опорой, без опоры);
- с преодолением искусственных препятствий (подъем, спуск по лестнице, перешагивание порогов, с открыванием и закрыванием двери, обхождение предметов мебели, атрибутов, поворот за угол), естественных препятствий (обойти лужу, ходьба по пресеченной местности);
- с предметами в руках;
- с использованием предвестника трости, детской трости;
- как компонента моторной программы: «Подойти», «Отнести», «Походить, поискать», «Пройти в раздевалку», «Ходьба в паре»;
|
- с изменением темпа.
Обогащение опыта пеших прогулок с физическими нагрузками (ходьба как физическое упражнение).
Расширение объема движений, формирование основных движений с освоением двигательных умений: подскоки, прыжки (со страховкой), бег, держась за руки, подлезание, перелезание через препятствие на звук. Развитие крупной моторики и мелкой моторики рук, подвижности и силы кистей, пальцев.
Формирование точных, полных и детализированных представлений о двигательных действиях: поднять, опустить, согнуть, развернуть; о движениях (идти, присесть, перешагнуть, бежать); представлений о частях тела и их возможных пространственных положениях, движениях ими: повороты, наклоны (голова, туловище), вперед-назад, в сторону, вверх-вниз (руки, ноги, туловище).
Развитие слухо-двигательной и рече-слухо-двигательной координации в выполнении крупных и тонко организованных движений. Развитие и совершенствование функций равновесия, чувства ритма, физических качеств: силы, ловкости, быстроты реакции; расширение объема двигательных умений (с учетом факторов риска); обогащение опыта выполнения освоенных движений в различных предметно-пространственных условиях (средах).
Развитие потребности, формирование двигательных умений и игровых действий, пространственных представлений, обогащение опыта участия в подвижных играх с различной степенью подвижности: игры низкой, умеренной, тонизирующей интенсивности нагрузки.
Развитие умений и навыков пространственной ориентировки, формирование пространственных представлений, развитие основ пространственного мышления
|
Формирование представлений о частях тела, представлений о парных частях тела с освоением умений, навыка их пространственной левая (-ое, -ый), правая (-ое, -ый) дифференциации.
Обогащение опыта движений в разных пространственных направлениях, глубинных зонах. Развитие умения понимать и выполнять (точно следовать) инструкции на пространственные ориентировочные действия c движением «идти вперед», «повернуть направо (налево), «развернуться и идти назад», «пройти вдоль».
Формирование первичных представлений и понимания предметно-пространственной организации сред жизнедеятельности в соответствии с их назначением. Совершенствование навыков ориентировки в знакомых пространствах (средах): замкнутых – помещения мест жизнедеятельности, свободных (открытых) – территория, участок для прогулок. Развитие умений организовывать собственную деятельность (игровую, бытовую, познавательную, коммуникативную, двигательную) в знакомых пространствах.
Развитие умений описывать (рассказывать) путь движения в знакомом пространстве от заданной точки с обозначением направлений движения, с обозначением предметных ориентиров; способности находить заданную точку (место, предмет) с использованием и на основе схемы пути (вербальной, тактильной). Расширение опыта участия в играх «Я опишу путь, а ты пройди», «Я опишу место, а ты скажи, что мы там делаем», «Я опишу путь, а ты определи, куда он ведет», «Найди путь по описанию схемы».
Развитие умений и навыков ходьбы на звук, голос с пространственной локализацией источника. Обогащение опыта участия в играх на слуховую ориентировку в пространстве.
Поддержание и укрепление здоровья (физического, психического и соматического)
Развитие опорно-двигательного аппарата, наращивание мышечной массы тела, подвижности суставов. Развитие правильной осанки при ходьбе, в основной стойке для выполнения упражнения, в положении сидя при выполнении познавательных заданий: прямое положение головы, шеи, туловища, правильное положение рук и ног. Укрепление и развитие мышц спины и шеи, формирование двигательных умений и навыков выполнения физических упражнений этой направленности. Развитие умений в назывании и показе положений частей тела для сохранения правильной осанки.
Повышение адаптивных возможностей детского организма, его устойчивости к влияниям внешней среды. Воспитание положительного отношения, привитие интереса к выполнению закаливающих процедур, к физкультурно-оздоровительным занятиям: утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультминутки, физические упражнения на прогулке.
Развитие систем организма с повышением их функциональных возможностей: развитие дыхательной системы – формирование умений правильного дыхания, увеличения объема легких; охрана и развитие слуха, кожных покровов и тактильной чувствительности пальцев, обоняния, остаточного зрения: поддержание подвижности век и глазных яблок, способности к фокусированию и удерживанию взгляда не объекте.
Поддержание бодрого состояния, эмоционального благополучия, обогащение (развитие) чувства радости в разных сферах жизнедеятельности, воспитание позитивного отношения к себе и к миру. Привитие потребности в двигательной активности.
Развитие физической готовности к школе
Развитие кинестетических ощущений с формированием умений выполнять заданные позы кистью: «коза», «кольцо», «ладонь кверху/книзу», со способностью ощущать напряжение, расслабление пальцев, ощущать, какой из пальцев согнут или выпрямлен.
Совершенствование динамической организации действий (динамический праксис рук). Формирование последовательности действий, развитие способности к переключению с одного действия (или элемента) на другое, обогащение опыта упражнений «кулак-ладонь», «кулак-ребро», «кулак-ребро-ладонь», «ладонь-ребро-кулак», «последовательное касание стола пальцами». Упражнения в смене рук с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти.
Развитие умения выкладывать и копировать из палочек (на пластилиновой основе) фигуры с надавливанием на элемент для фиксации, показывать (моделировать) способ захвата объемных геометрических тел.
Выполнять ритуальные действия: погрозить, поздороваться, попрощаться, сдуть пушинку с ладони, поаплодировать.
Упражнения в выполнении двигательных программ с реакцией на выбор по словесной установке (регулирующая роль речи) «На один стук подними руку и сразу опусти. На два стука не поднимай руку».
Развитие умений и обогащение опыта в показывании частей своего тела, развитие способности дифференцировать правое и левое в пространственных ощущениях и в ориентировке в пространстве, брать (класть) предмет заданной рукой.
Совершенствование умений быстро и точно назвать (показывая) пальцы своей руки, пальцы руки другого человека. Развитие умений и обогащение опыта воспроизведения считалок с соответствующими движениями кистью.
Развитие чувства кисти, мышечной силы кисти и пальцев. Игры-упражнения: бросание утяжеленного мяча, который захватывается одной рукой, передавание друг другу двумя руками утяжеленного большого мяча, толкание утяжеленного большого мяча открытой ладонью, маленького утяжеленного мяча – пальцами. Игры-упражнения на сжимание мяча (предметов) разной упругости.
Упражнения в умении смыкать пальцы и удерживать в этом положении, разводить пальцы на максимальное расстояние и удерживать их в таком положении, упражнения в смене положений и удерживании.
Воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности в разных сферах жизнедеятельности.
Расширение знаний о занятиях человека физическими упражнениями, о видах спорта (параолимпийских) и о спортсменах. Приобщение детей к игре в шахматы, шашки (инвентарь для слепых), спортивной ходьбе, метанию.