Параграф 1. Особенности младшего школьного возраста




Оглавление

 

Ведение

Параграф 1. Особенности младшего школьного возраста

Параграф 2. Понятие и функции экскурсий в природу

Параграф 3. Виды экскурсий в природу

Параграф 4. Анализ школьных программ по курсу «Окружающий мир» на предмет интеграции в них экскурсионной работы

Параграф 5. Обучающий и воспитательный аспекты экскурсионной работы

Заключение

 


Введение

 

Среди многообразия форм обучения, используемых в современной школе, применение такой формы, как экскурсии в природу, более всего перспективно при изучении школьного курса «Окружающий мир», однако это направление в современной практике достаточно слабо развито. Экскурсии в природу - это сложная по своей структуре форма обучения, имеющая множество аспектов, сторон и граней. Также, благодаря своей эффективности, она незаменима при подаче полного, глубокого и качественного школьного образования, поэтому всегда будет актуальной. Экскурсии в природу уникальны в силу своей наглядности: дети имеют возможность воочию увидеть то, что в теории изучали на уроках в кабинете, видели на картинках учебника или на экране проектора в виде познавательных программ. И эта наглядность служит подтверждением теоретических знаний, что в свою очередь, обеспечивает прочное запоминание материала детьми. Однако экскурсии также имеют множество функций: обучающую, воспитывающую познавательную, наглядную, культурную, рекреационную и другие. Для проведения экскурсии нужно не только хорошо знать теоретический материал, учитель должен знать все особенности того района, куда проводится экскурсия, понимать все потенциальные угрозы группе детей, а значит, не только выбрать безопасный маршрут передвижения, но и тщательно его проработать. Поэтому, актуально повышать подготовку школьных учителей младших классов в экскурсионной сфере, а для этого надо исследовать аспекты экскурсий в природу, обладающие педагогическим потенциалом, способным положительно повлиять на ребенка, формируя его как личность. Преподаватель Г. С. Александрова пишет: «Выходное занятие, будучи учебным процессом, должно опираться на законы педагогики и психологии с учетом особенности проведения таких занятий, их наглядности». Исходя из этого, в данной работе мы рассмотрим обучающий и воспитательный потенциал экскурсий в природу курса «Окружающий мир».

Объект исследования - экскурсии в природу в младшей школе, в рамках курса «Окружающий мир».

Предмет исследования - обучающий и воспитательный потенциал данных экскурсий.

Цель исследования - выявить обучающий и воспитательный потенциал экскурсий в природу в рамках курса «Окружающий мир».

Задачи исследования:

) рассмотреть психологические особенности младшего школьного возраста;

) раскрыть понятие «экскурсия», рассмотреть виды экскурсионной работы, задействованные в младшей школе;

) выявить образовательное и воспитательное значение курса «Окружающий мир»;

) проанализировать программу курса «Окружающий мир» для младшей школы на предмет интеграции в него экскурсионной работы;

) раскрыть суть обучающего и воспитательного потенциала экскурсий в природу,

выявить условия реализации обучающего и воспитательного потенциала экскурсий в природу;

) разработать план-конспект экскурсии в природу;

) проанализировать данные констатирующего и контрольного срезов при проведении эксперимента.

Основу исследования составили работы ученых: педагогов, психологов, биологов, методистов С. Ю. Дивногорцевой, Т. В. Скляровой, Б. Е. Райкова, М. Н. Римского- Корсакова, Г. С. Александровой, А.А. Плешакова и других.

Для достижения поставленной цели в работе использованы следующие методы: теоретический анализ источников, сравнительно-сопоставленный анализ.

Структура работы: работа состоит из введения, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложений (практическая часть). В первом параграфе рассказывается об особенностях младшего школьного возраста. Во втором параграфе рассматриваются понятие экскурсии. В третьем параграфе разбираются виды экскурсий в природу. В четвертом параграфе анализируются современные школьные программы на предмет подготовки и проведения экскурсий в природу. В пятом параграфе рассматриваются обучающий и воспитательный аспекты экскурсионной работы, а также анализируются данные эксперимента.

школьная программа экскурсия окружающая природа

 


Параграф 1. Особенности младшего школьного возраста

 

Младший школьный возраст начинается с семи и заканчивается примерно в десять лет. Как и каждый возрастной период в жизни человека, он открывается кризисом, который называют кризисом семи лет. Разберем это понятие.

Кризис семи лет - это проявление возрастных, психологических и поведенческих новообразований ребенка, связанных с его переходом из дошкольного детства на более высокий уровень миропонимания - школьный период. Изменения можно наблюдать и во внутреннем мире ребенка и в их внешних проявлениях. Уместно будет разделить их на два вида: психологические и физиологические.

Рассмотрим сначала кризис семи лет с точки зрения психологических изменений. Ребенок начинает осознавать собственные эмоции, четко отлает себе отчет в том, что на данный момент он: радуется, волнуется, сердится и тому подобное. В данном возрасте сам ребенок задает себе «планку »- на кого ровняться, чего добиться в жизни, как выглядеть, как себя вести. Эти запросы часто становятся мотивацией поступков ребенка. Также повышается заинтересованность окружающим миром, наступает «голод до знаний». Вот что пишет об этом Е. О. Смирнова: «В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями. Дети начинают интересоваться политикой, происхождением планет, жизнью в других странах, морально-этическими вопросами и пр. Возникновение интереса к общим вопросам свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка, его стремлении найти свое место в широком мире».5Именно это стремление ребенка понять, где его место в современном мире, и заставляет его налаживать новые связи в новых социальных кругах: ребенок - родители, ребенок - учителя, ребенок - одноклассники. Вхождение в новые круги общения заставляет ребенка вести себя определенным образом: с учителем не так, как с родителями, с родителями не так, как с одноклассниками. В поведении теряется простота и непосредственность. Чтобы заслужить признание в мире взрослых, ребенок начинает усиленно подражать им. «В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение. Ребенок может изображать конкретного члена семьи (например, отца), или стремиться к выполнению «взрослых» обязанностей. Он может пространно, «по-взрослому» рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то (почистить зубы или пойти спать), при этом его «логическая аргументация» имеет характер своеобразного резонерства, повторяет услышанное от взрослых и может продолжаться бесконечно долго».6Также к этому добавляется часто немотивированное отрицание воли родителей. Ребенок может из принципа отказаться мыть руки, надевать шарф перед выходом на улицу и так далее.

Все психологические странности, конфликты и особенности кризиса семи лет объясняются тем, что «в основе кризиса 6-7 лет лежит конфликт, возникающий в результате столкновения образовавшихся в процессе развития качественно новых потребностей с неизменившимся образом жизни ребенка и отношения к нему взрослых».7Такие качественно новые потребности связаны со сменой ведущей деятельности с игровой на учебную. Младший школьник еще играет, но игра отходит на второй план. Сама игра трансформируется по своей сути, и становится игрой по правилам, все более и более четким. Это также «подменяет» игровую мотивацию учебной. Теперь ребенок стремится получать знания, и относится к школе, как к своей первой ответственной работе. Однако не все дети хотят идти в школу. У некоторых из них складывается ложное впечатление, услышанное когда-то где-то, что «школа - это трудно». Таким образом, некоторые дети поступают в первый класс изначально негативно настроенными. В этом случае очень многое зависит от педагога: сумеет ли он заинтересовать ребенка или нет? Очень многие дети воспринимают учебу как полезный труд. Л. Д. Столяренко пишет: «Движущая сила развития человека - это обучение»8 Учиться успешно младшие школьники будут, если результат труда, его «знаниевая отдача» будет удовлетворять интересам учеников, и утолять их «интеллектуальный голод». Если же этого не произойдет, то отношение к учебе будет плохим, дети будут воспринимать его вяло и нехотя, а то и враждебно. Здесь также очень важно роль учителя, ведь он обладает огромным авторитетом в своем классе, и от него зависит, как его подопечные будут относиться к учебе.

Наряду с психологическими изменениями в ребенке наблюдаются также изменения физиологические. Младший школьный возраст - это пора активного роста. Развиваются крупные мышцы, поэтому совершенствуются двигательные функции - ходьба, бег. В то же время мелкие мышцы развиваются медленнее, поэтому для ребенка представляются трудными действия, требующие повышенной точности. Развиваются лобные доли мозга, за счет чего его обьем увеличивается. В целом, работоспособность организма повышается за счет увеличения объема легких. Однако утомляемость школьника повышается, и происходит это из-за частых нагрузок в школе, где помимо уроков, проводятся кружки, секции, репетиции театральных постановок. Поэтому рекомендуется равномерно планировать проведение подобных мероприятий, чтобы нагрузки, связанные с их частым проведением, не отражались на психике ученика.

До 10 лет кости позвоночника остаются достаточно мягкими, поэтому велик риск искривления позвоночника в результате неправильной посадки. Искривление позвоночника может привести к неправильному развитию остальных внутренних органов, поэтому необходимо следит за тем, чтобы за партой младший школьник держал спину прямо.

В данном параграфе мы рассмотрели психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста, на основании чего можем сделать следующий вывод: кризис семи лет глубоко затрагивает как психологическую, так и физиологическую сторону развития ребенка. Наряду с физиологическим ростом меняется и его психологическое устройство. Ребенок взрослеет, становится членом новых социальных обществ, задается жизненной целью. Грамотное педагогическое руководство поможет избежать негативных проявлений кризиса семи лет. Учитель должен учитывать все особенности младших школьников, характерные для данного периода, и, исходя из этого, строить свою программу преподавания, где одно из важнейших мест займут экскурсии в природу, которые и рассмотрим в следующем параграфе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: