Параграф 2. Понятие и функции экскурсий в природу




1.1 Содержание понятия «экскурсия в природу».

«Зоологические экскурсии имеют большое образовательное значение, так как дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с животным миром и наблюдать за животными как в природе, в естественной обстановке, так и в хозяйстве человека», - так начинается книга Б. Е. Райкова и М. Н. Римского-Корсакова «Зоологические экскурсии»9. Можно добавить, что в естественной обстановке, то есть в природе, есть возможность наблюдать также за растениями, насекомыми, природными явлениями и многим другим из чудесного разнообразия природы. Для этого используются экскурсии в природу, понятие о которых мы разберем в этом параграфе.

В словаре Брокгауза и Ефрона читаем: «Экскурсия - поездка с ученой, образовательной или увеселительной целью».10Таким образом, основываясь на приведенном выше определении, можно сказать, что экскурсия в природу в рамках курса «Окружающий мир» - это коллективное посещение достопримечательности, которой является сама природа (конкретного вида, смотря куда проводится экскурсия). Экскурсия в природу может иметь разный характер. Это может быть: обзорная экскурсия (с целью показать красоты, панорамные виды), экскурсия-прогулка (с целью показать пешеходные маршруты), экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом). Поскольку в данной работе мы рассматриваем экскурсии в природу в рамках курса «Окружающий мир», то их можно отнести к учебным экскурсиям, экскурсиям-лекциям, как говорилось выше. Такие экскурсии имеют наглядно-познавательный характер.

Практическая ценность использования экскурсий в природу в младшей школе.

Экскурсии в природу полезны в младшей школе по многим причинам:

Дети, имея возможность воочию увидеть то, что раньше видели лишь на картинке в учебнике, живо проведут наглядную связь между теорией и практикой, между иллюстрацией и реальным животным, растением, насекомым. Это повысит интерес к курсу «Окружающий мир», сделает детей более активными на уроках и при выполнении домашних заданий, их восприятие курса «Окружающий мир» будет строиться на интересе и желании узнать больше. Именно из желания узнать больше последует самостоятельная деятельность ученика, направленная на поиск и получение той информации, которая не дается в учебнике. В свою очередь, это приведет к полезной экологической деятельности на практике, так как любая теория, в восприятии младшего школьника, должна находить подтверждение на практике. Будь то это посадка и проращивание семян, фильтрация мутной воды, дневник наблюдений за горшечным растением и тому подобное. Это может привести к более серьезным успехам, которые разовьются в старших классах: ученик серьезно проникнется биологией, поймет и прочувствует ее концепции, экологические проблемы современного мира или отдельных районов Земли, что, в дальнейшем может ощутимо повлиять на выбор будущей профессии.

Такие плоды может принести грамотное применение экскурсий, и преподавание курса «Окружающий мир» в целом. Для этого нужно, чтобы были четко и правильно сформулированы цели, задачи, формы и средства проведения экскурсий в природу в младшей школе. Разберем их детально.

Цели экскурсий в природу, если говорить обобщенно, выражаются в необходимости заложить в ребенка основы экологического воспитания, что невозможно без наглядной демонстрации природных объектов. «Экологическое воспитание (в широком смысле слова) - это многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, в процессе которого они созревают как личности - представители особой экосистемы человек-природа-общество, приспосабливаются к условиям не только социальной жизни, но и к новым экологическим условиям природной и социальной среды»,11- пишет Т. Г. Макарова.

Для достижения этого многостороннего взаимодействия детей с окружающей средой, а через это - приспосабливания к экологическим условиям природной среды, нужно поставить ряд задач экскурсий в природу.

Задачи. Задачи экскурсий в природу в младшей школе можно назвать задачами «ближнего плана», ориентированными на развитие ребенка в обозримом будущем:

* научить вести экологические наблюдения в природе;

* узнать свой край;

* отрабатывать правила личного поведения в природе;

* применять теоретические знания на практике12

Младшего школьника очень важно научить вести экологические наблюдения в природе. Это разовьет целый комплекс полезных качеств: интерес, внимательность, усидчивость, терпение, упорство, бережное отношение к объекту наблюдения (не загубить, не спугнуть). Кроме того, результаты экологических наблюдений в природе, во время экскурсии, целесообразно использовать на уроке, не только сведя их к записи, таблице, но и пополнив школьную коллекцию кабинета биологии фотографиями животных, птиц, насекомых, или гербариями листьев, трав, цветов с места экскурсии. Наблюдения также могут осуществляться не только за животными и растениями, но и за явлениями суточного круга: рассвет, закат, солнцестояние. Это не только добавит знаний, но и благотворно повлияет на воображение детей, его широту. Так, великий русский педагог В. А. Сухомлинский каждый день выводил своих учеников на прогулку в поле, в лес, на луг. Вместе с рассказом о местных обитателях: шмелях, бабочках, муравьях, стрекозах и о том, как они нужны в природе, он просил детей замечать изменение погоды, неба, движения солнца в связи со сменой времени дня. Василий Александрович начинал фантазировать, выдумывать волшебные сказки про них, рассказывал, потом спрашивал, с чем у ребят ассоциируются проплывающие облака, что они видят, глядя на небо. Домашним заданием по таким своеобразным экскурсиям было придумать сказку или рассказ, на основе впечатлений, полученных на природе. В дальнейшем Сухомлинский тщательно записывал сказки и фантастические рассказы своих учеников.

Таким образом, кроме умения наблюдать за объектом в природе, развивается воображение, ассоциативное и креативное мышление ребенка, видящего, кроме указанного учителем объекта наблюдения, окружающую среду в целом.

Немаловажно также, чтобы ученик младшей школы хорошо знал свой край. Знание своего края, с биологической точки зрения, включает знание географических и климатических особенностей природной зоны, в котором он лежит, его флоры и фауны, эндемиков данного реги(Эндемик- (от греческого endemos- местный), виды (роды, семейства и так далее) растений и животных, свойственные относительно небольшой территории. Например, европейский протей (proteus anguinus) обитает в подземных водоемах Югославии, русская выхухоль (desmana moschata)- только в бассейнах Волги и Дона, микробиота (microbióta) - в хвойных лесах и на гольцах Сихотэ- Алиня13). Такое знание в дальнейшем будет залогом заботы и бережного отношения к природе родного края, стремления сохранить и приумножить, основанном на сознании ее уникальности.

Освоить грамотное поведение в природе необходимо каждому человеку. Ведь от поведения человека зависит не только сохранность природы, но и безопасность самого человека. Личное поведение ребенка на природе во многом зависит от усвоения им курса «Окружающий мир», в том числе в экскурсионной его форме. Т. Л. Кушнир пишет: «Определяющими критериями сформированного у подростков ответственного отношения к природе экоцентрической направленности являются мотивационный и поведенческий критерии».14 А эти критерии, в свою очередь, формируются на базе экологической грамотности, основанной на усвоенных правилах личного поведения в природе. Элементарные основы экологически грамотного поведения для учеников младшей школы могут быть следующими:

) не ломайте ветви деревьев и кустарников;

) не повреждайте кору деревьев;

) при сборе лекарственных растений нельзя рвать те из них, которые произрастают в данном регионе в малых количествах; собирая лекарственные растения, часть из них необходимо оставлять в природе;

) орехи и ягоды нужно собирать, не повреждая веток;

) не следует подходить к гнездам птиц близко;

) не нужно шуметь в лесу, шум отпугивает его обитателей;

) нельзя пинать грибы: даже ядовитые, они очень нужны природе.И другие правила, подобные этим.

Итак, применение теоретических знаний, полученных в ходе экскурсий в природу, на практике, является критерием ответственного отношения к природе и показателем высокого уровня экологического воспитания. Использовать эти знания можно по следующим направлениям: сообщение их другим людям, применение данных знаний в собственной жизни, активная природоохранная деятельность на основе этих знаний.

Сообщая теоретические знания другим, ребенок расширяет круг людей, которые будут в курсе данной полезной информации. Особенно это важно, когда речь идет о младших школьниках: гораздо легче тот же ученик воспринимает информацию, полученную от ровесника, друга, который увлеченно перескажет то, что услышал на уроке, и что вызвало у него интерес, и, таким образом, заинтересует одноклассника или нескольких одноклассников. Часто бывает, что школьник, придя домой, делится тем, что рассказывали на экскурсии, со взрослыми людьми: родителями, родственниками. Таким образом, экологические знания обновятся в сознании родителей, которые, вполне возможно, их забыли, или плохо помнят со школьного времени.

Применяя теоретические знания, полученные на экскурсии, в жизни, ученик не только сохранит природу, но и сбережет собственную жизнь. Кроме этого, он будет знать, как надо вести себя, самостоятельно придя в лес, на луг, на водоем, на поле, совершенно не обязательно именно туда, где проводилась экскурсия, ведь знания, полученные в ее ходе, универсальны по своей сути. Применение теоретических знаний, в будущем может дать возможность ученику самому проводить подобные зкскурсии, при достаточной методической подготовке. Так же, располагая этими знаниями, ученик может развернуть активную биологическую деятельность, элементарные примеры которой - устройство кормушек для птиц в зимнее время, высадка молодых деревьев на пустых земельных участках, покраска стволов деревьев от вредителей коры.

Экскурсии в природу также являются уникальным средством духовно - нравственного воспитания молодежи. Основы экологической концепции Русской Православной Церкви гласят: «Необходимо, чтобы при пользовании дарами природы люди осознавали, какое влияние на труд и его плоды оказывает духовное состояние человека. Для этого необходимо возрождать и воспитывать рачительное отношение к природному миру...»15

Значит, отношение человека к природе формирует его духовную целостность. Здесь уникальным средством наглядности и выступают экскурсии в природу. Через лицезрение природы в человеке преображается душа, изменяется ее состояние, которое может достигнуть даже святости. Архимандрит Кирилл (Павлов) говорит: «...через рассматривание красоты сотворенной природы, пришла к познанию Бога и святая всехвальная многострадальная великомученица Варвара... Особенно пленялся ее взор весной, когда видела она, как деревья и сады покрывались прекрасным зеленым покровом, луга одевались зеленью и цветами, воздух исполнялся пением птичек небесных. «Не может быть, - думала она, - чтобы прекрасный этот мир произошел сам собою или случайно, без участия разума. »16

Но для достижения добрых плодов духовного воспитания и подобного духовного преображения необходимо не только тщательно подбирать содержание рассказа, но и знать, в каких формах могут быть проведены экскурсии в природу.

Формы экскурсий могут быть следующими:

) экскурсия-прогулка (в лес, в парк, на водоем, на луг);

)учебная экскурсия;

) экскурсия-посещение сельскохозяйственных работ (в сельских школах);

) экскурсия-мини-исследование.

Выбор формы экскурсии зависит от педагога, который ее подготавливает, и от того, каких целей нужно достичь в ходе данной конкретной экскурсии.

Также, очень важно определить, какими средствами будет проводиться экскурсия для младшей школы в рамках курса «Окружающий мир».

Средства проведения экскурсии должны подбираться, начиная с этапа ее подготовки. Это, в основном, литература для учителя, по которой он готовит экскурсию. Сама методика здесь выступает главным средством. Педагог может пользоваться как своими разработками, так и взятыми за образец материалами своих коллег. При разработке экскурсии, помимо всего прочего, должны учитываться индивидуальные особенности всех детей класса.

Подробнее формы и средства к проведению экскурсий, и их взаимную зависимость, мы рассмотрим в следующих параграфах.

Итак, во втором параграфе охарактеризовано само понятие «экскурсия», определена целесообразность применения экскурсий в контексте школьного предметного цикла «Окружающий мир», подробно приведены его цели и задачи. На основании вышеизложенного можно сказать, что экскурсии в природу являются необходимым компонентом обучения в младшей школе, так как они исключительно эффективны как в познавательном плане, так и в плане становления экологической культуры младших школьников. Необходимо добавить, что при выборе форм и средств экскурсии нужно учитывать особенности детского возраста, как психологического, так и физического плана. Младший школьник стремится получать новые и новые знания, ведь игровая мотивация заменяется учебной - для этого подходят учебные экскурсии, где основной упор делается на информацию. Также стремление ребенка ровняться на взрослых, и во всем им подражать можно реализовать при помощи экскурсии - мини - исследования, в процессе которого ученик осознает, что занимается полезной работой также, как взрослый опытный исследователь. Не стоит забывать о росте и развитии костей и двигательных мышц в период младшего школьного возраста. Ученика так и тянет побегать на переменах, а тем более, на улице. Эту проблему отлично решает экскурсия - прогулка, где группа экскурсантов находится преимущественно в движении.

Однако, при планировании и подготовке экскурсий, кроме целей, задач, средств и форм их проведения, необходимо хорошо знать виды школьных экскурсий в природу, о которых речь пойдет в следующем параграфе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: