Параграф 5. Обучающий и воспитательный аспекты экскурсионной работы




 

Святитель Феофан Затворник разделял стороны человеческой сущности на следующие части: деятельная, мыслительная, желательная, сердечная. Так же он подразделял стороны жизни на плотскую, душевную и духовную составляющие, акцентируя внимание, что лишь одна из этих составляющих превалирует над всеми остальными. «Не то сие означает, чтоб, когда человек бывает духовен, душевность и телесность уже не имели в нем места, но то, что тогда духовность у него бывает господствующею, подчиняя себе и проникая собой душевность и телесность; равно - не то, чтобы когда человек бывает душевен, его духовность и телесность не существовали более, но то, что тогда душевность бывает господствующею, всем заправляет и всему дает свой тон и самою духовность облекает покровом душевности; также не то, чтоб когда человек бывает плотян, его духовность и душевность исчезали, но то, что тогда у него все оплотеняется, и духовность и душевность плотяны бывают, подчинены плоти, ею попраны, в рабстве у нее содержимы. … [Человек] всегда имеет возможность переходить с одной степени на другую, ослабив одну сторону своей жизни и усилив другую.... Духовный человек может ниспасть в душевность и телесность, и плотяной - подняться до духовности, когда тот возлюбит душевное и плотское, а этот взыщет духовного». Если следовать такому взгляду преподобного, можно сказать, что экскурсии в природу относятся к деятельной и мыслительной части, при этом они могут развивать душевную или духовную составляющие человека. При этом, задача педагога, проводящего экскурсию, возвысить «плотяное» восприятие природы учащимися, до духовного восприятия. На пути к этому не обойти душевную сторону человека. А именно на нее и влияют обучение и воспитание, так как, по нашему мнению, воспитывать сразу духовность, минуя душевность могут, как минимум только духовно опытные старцы и святые отцы, но уж никак не учителя младших классов.

Выше нами были приведены задачи экскурсий в природу. Рассмотрим их, выделив обучающие и воспитательные аспекты.

Научить вести экологические наблюдения в природе. Выполнение данной задачи обучит проводить параллели между теорией, изучаемой на уроке, и реальной картиной природы, выявлять закономерности, на которых держится круговорот жизни в том или ином природном сообществе, делать выводы на основе наблюдений.

С точки зрения человеческого восприятия, в процессе экологических наблюдений, ученик видит перед собой набор природных объектов. Он воспринимает это как факт, и, зная, какие задачи стоят перед ним на данный момент, приступает к наблюдению. Наблюдая, ученик видит закономерности, присущие живой природе, и начинает вдумываться в их сущность, понимая, что они являются как характерной чертой данного природного сообщества, так и частичкой общего гармоничного состояния мира в целом. Понимание этого затрагивает уже душевную сторону жизни. Общее благосостояние связанных между собой природных объектов не возможно без отлаженных, не нарушенных жизненных процессов, проходящих в каждом из них. Понимание этого рождает желание сберечь природу, сохранить ее. Вместе с тем, начинается процесс более глобального мышления - от частного к общему. Здесь важно уже не только понимание конкретного природного сообщества, как части мироздания, а понимание того, что без подобным образом стоящей частички, было бы искажено целое - картина мира в общем. Природный объект, на котором ведется наблюдение, представляется правильно положенным кирпичиком, который держит в стройности все здание. Отсюда возникает естественное восхищение премудростью мироустроения, и Тем, Кто его претворил. Подключается духовное мировоззрение, которое объемлет и плотское, и душевное. Приходит осознание того, что человек тоже является частью тварного мира, и занимает свое место в нем. Также, как и приходят мысли: а может ли моя жизнь и поведение вписаться в ту идиллию, которую устроил Господь, сотворя и мир и меня?

Подобный ход мыслей присущ скорее ученикам православных гимназий и церковно - приходских школ, чем учащимся светских учебных заведений. Однако и светский учитель может построить экскурсию так, чтобы своим рассказом натолкнуть учеников на подобные мысли, не в коем случае не навязывая их. К тому же и видные деятели светской педагогики были недалеки от духовного осмысления мира и человека в нем. Так, С. Л. Соловейчик писал: «Все желания человека можно разделить не только на высокие и низкие, «животные» или «общественные», но и так: на конечные и бесконечные. Бесконечные не в том смысле, что они уходят куда -то ввысь, в надземное, а в самом простом значении - им нет конца, их нельзя удовлетворить. <...> Бесконечно стремление к добру. Неутолима жажда правды. Ненасытен голод по красоте.»

Теперь рассмотрим секуляризованный вариант того, что может воспитать экологическое наблюдение в природе. Во - первых, это бережливость, стремление сохранить растения и животных, входящих в изучаемое природное сообщество. Во- вторых, это желание воссоздать данное сообщество, изучив основные закономерности его устройства и жизненных процессов, в нем протекающих. К примеру, посадить деревья на пустыре, изучив мир рощи. В-третьих, улучшить изучаемое природное сообщество, привнеся в него то, чего раньше не было. Например, высадить молодые деревца в лесу, где их нет или очень немного, запустить физически здоровых (пойманных сетью, а не на удочку, без повреждений) пресноводных рыб, в водоем, где разнообразие живых существ невелико или сокращается.

Узнать свой край. Данная задача может обучить детей не только ориентироваться в родной местности, но и знать историю своего края, его географические и природные особенности. Помогая узнавать свой край, педагог воспитывает в ребенке чувство любви к родной земле. Что может быть плодом этого? Часто многие уже взрослые люди, бывая по жизненным обстоятельствам в разных городах, не привыкают к окружающей обстановке, стремясь вернуться в родной край. Многие поэты, находясь в отъезде, написали массу замечательных стихов о тех местах, где они родились и выросли.

Частным видом краеведения может являться «городоведение», например, в Москве - москвоведение. Дети узнают историю, культуру и быт родного города. Любовь к родному городу проявится в стремлении поддерживать чистоту, благоустраивать дворы, а иногда - и целые районы, увековечивать в памяти горожан их неповторимую красоту, как, например, это сделал поэт Вадим Егоров:

Над Москвою-рекой шар закатный и алый,

И Кремля купола так горят - хоть туши...

Кадаши, Кадаши - заповедничек малый

В переулках Москвы, в закоулках души.

Злые ливни веков по Москве барабанят,

Но не трогают в замоскворецкой тиши

Кадашевский тупик, Кадашевские бани,

Кадашевскую глушь, Кадаши...

Здесь над царской парчой колдовали ткачихи,

Здесь свои сундуки набивали скупцы,

И пивали чаи молодые купчихи,

И бивали купчих молодые купцы.

Здесь росли по иным домостроям и меркам,

Здесь умели врага выпроваживать вон,

И к заутрене шли в Воскресенскую церковь

Под хрустальный ее, под малиновый звон.

Наш грубеющий слух и поныне ласкают,

Оставляя в душе несмываемый след,

Моховая, Манеж, Маросейка, Тверская,

И Остоженки гул, и Пречистенки свет.

Сколько новых имен полнят города улей!

Этих новшеств во мне не взойдут семена:

Имена городов и названия улиц

Неизменны во мне, как людей имена.

.Вот еще один день мы с тобой отдышали.

Ухожу, ухожу, и наказ мой таков:

Кадаши, Кадаши, - дай вам Бог Кадашами

Быть векам вопреки и во веки веков.

Чтоб стояли всегда в серой утренней рани -

Так стары, так обшарпаны, так хороши -

Кадашевский тупик, Кадашевские бани,

Кадашевская глушь, Кадаши...

Обучающими аспектами экскурсий в природу, направленных на выполнение данной задачи являются: умение отличать природу родного края, от сходной природы другого края, например, различать виды лесов и полей, зависящие от рода почвы, на которой они произрастают, различать флору и фауну разных краев, находящихся близко друг от друга, но в разных природных зонах.

Отрабатывать правила личного поведения в природе. Воспитательные аспекты экскурсии, направленные на выполнение этой задачи, видны из названия. Выполнение данной задачи подразумевает обучить детей такому поведению в природе, которое:

а) не приносит вреда природе;

б) не приносит вреда человеку, находящемуся в природе;

в) направлено на улучшение природного объекта, если таковое необходимо для нормального функционирования того природного объекта, куда ведется экскурсия.

г) направлено на рациональное потребление природных богатств, используемых в быту: воды, грибов, ягод, трав, цветов.

Применять теоретические знания на практике. Обучающим аспектом при выполнении данной задачи и будет практическое применение знаний и умений по грамотному поведению в природе. Учитель должен личным примером демонстрировать то, как нужно беречь природу и стараться ее улучшать. Самым распространенным способом является субботник - экологическое мероприятие, где взрослые трудятся наравне с детьми: развешивают кормушки для птиц, собирают сухую листву, мусор, вытряхивают майских жуков из дупел деревьев. Кроме применения знаний природоохранной направленности, необходимо обеспечить использование на практике знаний универсального характера, то есть таких, которые могут пригодиться по жизни всегда, как - то: определение сторон света по солнцу и мху, нахождение выхода из леса по оставленным ориентирам, умение читать топографические карты и другие. Для этого в младшей школе можно организовать одно - двудневный поход, с целью продемонстрировать все это детям на практике, а потом попросить детей самим продемонстрировать на деле то, что они увидели и усвоили.

Воспитательный аспект данной задачи сложнее: преподаватель должен так настроить учащихся, чтобы они сами хотели беречь и улучшать природу, и, более того, приняли это за норму жизни, чтобы экологическая грамотность стала чертой жизни детей, чтобы жизненно необходимые правила выживания в природе прочно запомнились.

Мы разобрали задачи экскурсии и их обучающие и воспитательные стороны, однако экскурсия не может проводиться строго для выполнения одной конкретной задачи: только узнать свой край или только отработать правила личного поведения в природе. Все эти задачи связаны между собой и должны быть выполнены в ходе одной экскурсии. Поэтому и обучающие и воспитательные стороны выполняемых задач тесно переплетены между собой. Не воспитав бережливости к природе нельзя рассчитывать, что ученик будет улучшать то или иное природное сообщество. Точно так же, не обучив различать растения, нельзя рассчитывать, что ученик будет их беречь, а не вырвет все, как не нужную траву.

Подводя итог, можно сказать, что обучающий и воспитательный аспекты экскурсии в природу подразделяются по следующим направлениям:

1) Природоохранное;

2) Восстановительное;

3) Практического применения (ориентирование и выживание в природе).

 


Заключение

 

На основе анализа литературы, можно сказать, что обучающий и воспитательный потенциал экскурсий в природу в рамках изучения предмета «Окружающий мир» является понятием, образующим базу любой экскурсии. Без учета, разработки, и грамотной реализации этих потенциалов, всякая экскурсия в природу теряет свой смысл и становится формальной. И учебные, и методические пособия строятся на принципах обучения и воспитания чего бы то ни было. В частности, экологической грамотности и ответственности.

В результате исследования нами были решены следующие задачи:

1. Охарактеризованы особенности младшего школьного возраста;

2. Разобраны понятие и функции экскурсий в природу;

3. Освещены виды экскурсий в природу;

4. Проведен анализ школьных программ по курсу «Окружающий мир» на предмет интеграции в них экскурсионной работы.

5. Рассмотрены Обучающий и воспитательный аспекты экскурсионной работы.

В первом параграфе мы пришли к выводу о том, что кризис семи лет затрагивает как психологическую, так и физиологическую сторону развития ребенка. Меняется его самосознание, его роль в окружающем мире становится иной, ставятся новые жизненные цели. В этом возрасте для гармоничного развития необходимо грамотное педагогическое руководство.

Из второго параграфа мы вынесли то, что экскурсия является необходимым компонентом в курсе изучения предмета «Окружающий мир», так как выполняет двоякую функцию: сообщает знания и через это способствует становлению экологической культуры.

В третьем параграфе мы выяснили, каковы особенности проведения экскурсий на разные природные объекты.

В четвертом параграфе мы пришли к тому выводу, что экскурсии должны строго соотноситься с материалом учебника, должны нечасто применяться при обучении. Экскурсий не должно быть много, они должны быть проведены так, чтобы вписывались в учебный процесс. Для этого необходимо хорошо знать программы современных учебников «Окружающего мира».

В пятом параграфе мы выяснили, что обучающий и воспитательный потенциал экскурсий может быть подразделен по трем направлениям:

1) Природоохранное;

2) Восстановительное;

3) Практического применения (ориентирование и выживание в природе).

Таким образом, обучающий и воспитательный аспект является неотъемлемой составляющей экскурсий в природу в рамках изучения предмета «Окружающий мир». При составлении экскурсии, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, особенности той социальной среды, где он вырос и особенности его здоровья. Тогда воспитатель и обучающий аспекты будут грамотно спланированы и внесены в конспект экскурсии в удобных формах.

 


Список использованной литературы

[1]Александрова Г. С. «Экскурсоведение, курс лекций» ПСТГУ, М.:1998

[2] Бабич Н. А. «В плену у Тайболы» Издательство МЧС России по Архангельской области, 2007. 203 с

[3]Брокгауз Ф. А. Ефрон И. А., Малый энциклопедический словарь, 1905-1909. [4]Виноградова Н. Ф., «Окружающий мир» в 2 частях, учебник для второго класса, ч.2. С. 39.

[5]Дивногорцева С. Ю. “Теоретическая педагогика» ПСТГУ, М.: 2004

[6] Кушнир Т. Л. Автореф. Дисс на соискательство степени д п н. М., 2010, 256 с.

[7]Макарова Т. Г. «Экологическое воспитание», реферат, Источник: сайт do.gendocs.ru посещение от 25. 10. 13.

[8]Мухина Т. В. «Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников» МБОУ «СОШ № 10 им. П.А. Пономарева», г. Иркутск. Доклад в рамках Всероссийской научно-практической конференции.

[9]«Организация учебно-познавательных экскурсий на водоем» <https://www.ecosystema.ru/>

[10] Павлов Кирилл, архимандрит. Проповедь в день св. великомученицы Варвары Проповедь в день св. великомученицы Варвары.

[10]Петров В. В. «Растительный мир нашей Родины», издательство «Просвещение», 1991 - 206 с.

[11]Плешаков А. А., «Окружающий мир», учебник для 3 класса в двух частях, часть 1, «Просвещение», 2011..

[12]Райков Б. Е., Римский-Корсаков М. Н. «Зоологические экскурсии» Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1956

[13]Сапогова Е.Е. "Психология развития человека" М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.

[14]Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

[15]Советский Энциклопедический Словарь, 4 изд. М. «Советская энциклопедия», 1990.

[16] Столяренко Л. Д. «Педагогическая психология». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009, 541с. С.35

[17] Соловейчик С. Л. «Антология гуманной педагогики. Соловейчик». Составитель - Русаков А. С. Издательский дом Шалвы Амонашвили, М., 2007

[18] Федотова О. Н, Трофимова Г. В., Трофимов С. А.,. Царева Л. А, «Окружающий мир, 3 класс», учебник в 2 частях, часть 2, «Академкнига/ Учебник», 2012

[19] Феофан Затворник, св. «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», письмо 12. Издательство «Соборный разум», Спб, 1991.

[20] Чувашова Г. П. «Методика подготовки и проведения экскурсии». Доклад в рамках Педагогических чтений, Исилькуль, 2012.

[21] Шпикалова Т. Я. «Изобразительное искусство в первом классе». М.: Просвещение, 1981.-191 с. С. 183 - 184.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: