Параграф 3. Виды экскурсий в природу




 

Согласно данным материалов Педагогических чтений за 2012 год, существует общепринятая классификация экскурсий, согласно которой экскурсии различаются: по содержанию, по составу и количеству участников, по тематике экскурсий, по месту проведения, по способу передвижения, по продолжительности и по форме проведения.

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные и тематические. По составу и количеству участников существуют экскурсии для местных жителей и приезжих туристов, взрослых и школьников. По месту проведения экскурсии бывают самыми разнообразными, но мы будем говорить только об экскурсиях в природу. Такие экскурсии целесообразно разделить на городские (природа парков и экологических охраняемых зон), и загородные (на луг, в лес, на водоем, на поле). По способу передвижения экскурсии могут быть пешеходными и с использованием различного вида транспорта. По продолжительности экскурсии занимают от 45 минут до 1 суток. По форме проведения экскурсии могут подразделяться на экскурсию-прогулку (в лес, в парк, на водоем, на луг); учебную экскурсию; экскурсию-посещение сельскохозяйственных работ (в сельских школах); экскурсия-мини-исследование, о чем уже упоминалось в предыдущем параграфе.

Исходя из темы данной работы, остановимся на тех видах экскурсии в природу, которые целесообразно практиковать в младшей школе. Учитывая вышеизложенное, приходим к выводу, что: экскурсии в природу для школьников могут быть либо обзорными, либо тематическими, городскими или загородными, пешеходными или с применением средств транспорта, и занимать такие экскурсии должны от 45 минут до нескольких часов.

Прежде чем говорить о конкретных видах экскурсий, необходимо осветить общие принципы подготовки к экскурсии педагога. Такая подготовка включает в себя два этапа: подготовку самого педагога и подготовку педагогом детей. Рассмотрим самоподготовку учителя.

Педагог, который собирается провести экскурсию в природу, на подготовительной стадии обязан:

1) Четко сформулировать цели и задачи данной экскурсии.

2) Выбрать тему.

) Выбрать маршрут и ознакомиться с ним заранее, учитывая все его особенности.

) Определить количество и место остановок по маршруту экскурсии.

) Определить возможности использования материалов экскурсии на уроках «Окружающего мира».

) Отобрать методы и содержание подготовки учащихся к предстоящей экскурсии.

Преподаватель намечает цели и задачи экскурсии, исходя из школьной программы и особенностей той местности, где проводится экскурсия. При предварительной разведке маршрута педагог выбирает самый короткий и безопасный путь к месту экскурсии, так как разные ученики обладают разным запасом физических сил, а в пути никто не должен утомиться. Даже если экскурсия будет проводиться на хорошо знакомый педагогу объект, за день до экскурсии он обязан еще раз тщательно осмотреть его. Также для разнообразия экскурсии и ее интересности, учителю младших классов необходимо подготовить игровые моменты, загадки и стихи. Хорошо было бы раздобыть книги о природе России, для того, чтобы во время экскурсии выходить за рамки школьных знаний и учебника по «Окружающему миру» и сообщать учащимся более глубокие и пространные знания.. Такой книгой может быть книга «Растительный мир нашей Родины», даже специально помеченная, как книга для учителя. В ней дается интересное описание растений всех природных зон России и цветные фотографии, которые можно демонстрировать, если на экскурсии то или иное растение не будет обнаружено в природе.

Теперь рассмотрим подготовку учителем детей. Она начинается с того, что учитель рассказывает детям, куда они пойдут на экскурсию. Также необходимо напомнить детям правила поведения на улице. Также необходимо помнить, что дети должны быть одеты по погоде. Перед проведением экскурсии необходимо продуманно подготовить оборудование, для сбора природного материала. Это могут быть коробочки, кульки, сачки и другие приспособления. Одним из средств подготовки детей к проведению экскурсии в природу является тематический классный час. На таком классном часе можно не только сообщить детям о предстоящей экскурсии и проинструктировать их, но и обсудить, каким образом будет оформлен классный уголок после экскурсии, и где в нем будет место собранным природным материалам. Также в ходе подготовки к экскурсии в природу можно использовать внеклассные творческие мероприятия, например, творческого характера. Вот какие рекомендации к такому занятию можно прочесть в книге «Изобразительное искусство в первом классе». «В вводной беседе дети рассказывают, как встречают весну люди, звери, птицы. Мы советуем детям быть внимательнее к жизни природы, особенно весной, быть наблюдательными. <...> От поэзии и личных наблюдений - к живописи. Рассматриваем натюрморт П. П. Кончаловского «Сирень». Обращаем внимание детей на то, как прекрасно и убедительно написаны художником гроздья сирени. В беседе выясняем, какие оттенки белого и сиреневого, зеленого находит художник, чтобы передать радостное ощущение от созерцания этого огромного букета майских цветов. «Мы тоже будем рисовать весенние первые цветы... В своих рисунках мы должны передать всю радость, удивление, что появились первые яркие весенние цветы».

Школьная экскурсия в природу может включать в себя: вводную беседу с учениками, наблюдение, как в группе, так и самостоятельное, сбор природного материала, заключительную беседу в конце экскурсии. Активное участие детей в экскурсии в природу обеспечивается не только игровыми моментами, загадками и стихами, упомянутыми выше, но и вопросами по ходу изложения рассказа учителя, логическими задачами. Например, это могут быть задачи на сравнение одного природного объекта с другим, установление взаимосвязи между природными явлениями. Важно поддерживать активность и динамичную работу учащихся, основанную на интересе к излагаемому материалу, ведь именно это и послужит к запоминанию сведений, данных учителем на экскурсии. Поэтому игры во время экскурсии в природу тоже должны быть направлены на закрепление материала. Такими играми могут быть «Узнай по описанию», «Раз, два, три, к березе беги» (К любому дереву, главное, чтобы дети узнали).

Одно из видных мест в экскурсии занимает заключительная беседа. Учитель еще раз обращает внимание учащихся на то, где они сегодня побывали, что видели, какие природные материалы собрали. Также педагог может спросить, что можно сделать из них: какие поделки изготовить, как оформить альбом, куда эти природные материалы будут включены, например, альбом с гербариями. Результатом экскурсии может быть и творческое задание - написать сочинение на тему «Что я видел на экскурсии». Также в ходе подготовки к экскурсии в природу можно использовать на внеклассных творческих мероприятиях

Итак, когда основные принципы подготовки к экскурсии в природу освещены, можно приступить к детальному рассмотрению видов таких экскурсий в младшей школе.

Самая элементарная экскурсия в природу - это экскурсия на пришкольный участок. Сам по себе пришкольный участок - универсальный объект, где можно как гулять, наблюдать за объектами живой и неживой природы, так и работать, возделывать, высаживать деревья и кусты, с целью отслеживания их роста и развития. Таким образом пришкольный участок полезен всем учащимся школы с первого по одиннадцатый класс.

Особенности пришкольного участка должны быть хорошо известны педагогу. Необходимо знать названия всех деревьев и кустарников, произрастающих на нем. Как правило, экскурсия на пришкольный участок должна быть проведена за сорок пять минут - один урок. Поэтому детей необходимо заранее четко организовать. Еще одна проблема экскурсии на пришкольный участок - сосредоточить внимание учеников на себе и на природном объекте, который в данный момент демонстрируется. Дело в том, что для большинства учеников пришкольный участок - это хорошо знакомое место для игр на прогулке Группы продленного дня. Соответственно, выход на улицу и приход на пришкольный участок у многих детей вызывает ассоциации с игрой и беготней, а не с уроком и рассказом учителя, и эти дети начинают хулиганить и безобразничать. Чтобы предотвратить подобный разброд, нужно правильно построить детей возле себя. Желательно полукругом, чтобы учитель мог видеть всех учащихся, а учащиеся - учителя, и то, что он демонстрирует. Любителей побегать, независимо от того, чем занимается весь остальной класс, целесообразно спрашивать по ходу экскурсии.

Экскурсия в парк требует гораздо большей затраты времени и сил. Здесь большую роль играет то, что, в отличие от хорошо известного пришкольного участка, парк для детей - не такое изученное место. Конечно, некоторые, а может быть, и многие дети гуляют с мамами и папами, дедушками и бабушками по парку рядом с домом, и хорошо представляют себе его нехитрую географию. Но, даже если учитель ведет детей в такой парк, стоит обратить внимание на подход к делу с психологической стороны. Прогулка представляет собой неспешную ходьбу, отстраненную беседу, направленную на релаксацию, отдых. Конечно, беседа может проходить и об окружающих растениях, изменениях в природе, но она не сравнится с учебной экскурсией, в которой стоят вполне четкие задачи.

Поэтому, педагогу прежде всего нужно очень хорошо подготовиться к экскурсии, чтобы заставить детей посмотреть на привычное место прогулок с родителями и отдыха на выходных другими глазами - глазами натуралистов.

Касательно дисциплины во время экскурсии в парк, на наш взгляд, ее никто не будет нарушать. Во - первых, подействует сознание того, что безопасности, которая предоставлена ученикам на пришкольном участке нет. Нет забора, нет классных окон, которые выходят на пришкольный участок, местность открытая, гуляют незнакомые люди. Во - вторых, при действительно интересном рассказе учителя, никто и не подумает отвлекаться. Все будут крайне заинтересованы: ведь привычный пейзаж на глазах приобретает природоведческую ценность, открывается с новых сторон.

Группа учащихся должна работать как живая машина: ответы на вопросы, загадки, логические задачи и задания должны поддерживать живой интерес к проводимой экскурсии. Неплохо было бы включить в рассказ в пределах одного десятка новых для учеников интересных фактов о демонстрируемых природных объектах. И тогда совсем не исключено, что в ближайшие выходные дети поведут родителей в парк, и сами устроят им экскурсию. Пересказывая услышанное от педагога, они, незаметно для себя, повторят материал по курсу «Окружающий мир», что практически гарантирует его запоминание, ведь не стоит забывать о том, что это будет подогрето интересом и желанием «просветить» взрослых. А информация, заинтересовавшая ребенка, легко запоминается.

Далее рассмотрим экскурсии, имеющие при их подготовке и проведении важные особенности, не входящие в стандартную схему школьной экскурсии в природу, освещенную выше.

Экскурсия на водоем требует не малой ответственности от педагога. Помимо всех оговоренных в начале главы стандартных этапах подготовки, педагог обязан: узнать о качестве воды в данном водоеме, ведь вода является благоприятной средой для разнообразных микробов, могущих представлять угрозу или нести заболевания; ознакомиться с флорой и фауной по берегам водоема, часто насекомые также являются переносчиками заразы; тщательно обследовать берег при выборе природных объектов, которые он желает продемонстрировать ученикам, выбрать удобное и безопасное место для демонстрации; в обязательном порядке взять с собой полностью укомплектованную медицинскую аптечку.

Для проведения экскурсии на водоем нужно хорошо владеть приемами показа природных объектов. Они могут быть крупных размеров или маленькие. Если объект достаточно крупный, учитель ставит учащихся полукругом, и демонстрирует его на раскрытой ладони, медленно поворачивая, чтобы все ученики смогли рассмотреть. Если демонстрируемый объект мелок, (например, водяное животное), то его лучше посадить в банку с водой и по очереди передавать из рук в руки учащимся.

«Чрезвычайно важно не ограничиваться на зоологической экскурсии простым показыванием объектов, но по мере возможности привлекать учащихся к активной работе на экскурсии, ставя им определенные задания и предоставляя решать эти задания в той или иной форме самостоятельно. Даже просто наблюдение реальных фактов и явлений окружающей природы и точная их регистрация и фиксирование при помощи записи, плана, рисунка и т. д. есть педагогически ценная работа». Очень важно привлекать самих учащихся к отлову насекомых или мелких животных - обитателей водоема. Поэтому в группе должно быть несколько сачков, а у каждого ученика - несколько баночек для размещения пойманных животных. «Начиная экскурсию, руководитель предлагает экскурсантам следующее простое задание: выловить из данного водоема и рассадить по баночкам возможно большее число различных видов водных животных, беря каждого вида не более одного - двух экземпляров. При этом рекомендуется вести счет числу пойманных видов и сравнивать свой улов с уловом соседей. Такого рода система удобна в том отношении, что каждый из участников экскурсии будет иметь у себя на руках те объекты, о которых пойдет речь, и рассмотрение этих объектов таким путем значительно упрощается».

Целесообразно разделить учащихся по группам для упрощения задачи. Одни ищут и ловят водных животных, другие - рассматривают водные растения.

После окончания отлова, учитель начинает просмотр и краткую беседу о каждом из пойманных животных и собранных материалов, обращая внимание учеников на важные детали: строение тела, способ передвижения и особенности жизни у живых существ и строением листа, стебля, корня - у растений. Причем, начинать надо с тех экземпляров, которые есть у всех, а заканчивать теми, которые добыли немногие.

Экскурсия в лес во многом схожа с экскурсией в парк. Но, в отличие от экскурсии в парк, дети увидят жизнь растений в их естественной среде, в то время, как многие парки являются искусственными насаждениями, сделанными руками человека. Также, в отличие от экскурсий в парк, экскурсия в лес требует значительно более сложной подготовки и инструктирования учеников. Вот самые необходимые принципы безопасности во время экскурсии в лесу: от класса не отставать; самовольно маршрут не менять; учителя не обгонять; не трогать животных и пресмыкающихся; не пробовать на вкус ягоды, плоды и грибы; при травме или укусе ядовитым пресмыкающимся немедленно сообщить учителю.

В лес с младшими школьниками целесообразно ходить в теплые времена года,при чем у них должна быть удобная одежда и обувь.

Подходящими темами для экскурсии в лес могут стать «Взаимосвязь уровней жизни в лесу», «Многоярусность леса», «Разнообразие живой природы леса». Целесообразно начать экскурсию вопросами, чтобы «активировать» учеников. Например: почему в лесу нельзя мусорить? Почему нужно стараться ходить по протоптанным дорожкам? Что мы сделаем, если в лесу нам встретится ежонок? Все эти вопросы должны быть разобраны на уроках в классе, здесь же, прибыв на реальный природный объект, дети должны вспомнить их, или додуматься до них. В этом отчасти прослеживается связь теории с практикой. Рассказывая детям материал экскурсии, учитель может пользоваться взятым с собой учебником «Окружающего мира», чтобы проводить параллели нарисованных иллюстраций, с демонстрируемыми природными объектами. Необходимо рассказать не только о жизни растений и животных в лесу, но и акцентировать внимание учеников на том, сколько полезного можно получить, грамотно используя лесные ресурсы в промышленности. Основываясь на этом, можно говорить о том, что нужно всемерно охранять лес от загрязнения и браконьерских вырубок.

Неплохо будет рассказать детям некоторые народные приметы, связанные с растениями леса. Например: «если небо хмурится, а цветки лютика едкого открыты - дождя не будет; цветы всегда сильно пахнут к дождю»

Находясь на экскурсии в лесу, также можно набрать разнообразный природный материал для оформления классного уголка и тематических альбомов.

Экскурсия на луг - одна из самых интересных экскурсий, которую можно провести с учениками младшей школы. На луг лучше выходить весной или летом. Прежде чем начать рассказ о мире луга и его обитателях, неплохо дать ученикам побегать, порезвиться, а потом спросить у них, каких насекомых, животных и растения луга они видели.

Учитель, проводящий экскурсию на луг, имеет возможность рассказывать и параллельно демонстрировать объекты живой и неживой природы, которых в теплое время года на лугу множество. Из насекомых можно рассказать о кузнечике, кобылке, шмеле, тле, стрекозе, улитке и кроте. Из трав можно обратить внимание на клевер, чабрец, колокольчик, одуванчик, лютик, мышиный горошек, аптечную ромашку. Нужно рассказать учащимся не только о жизни растений в экосистеме луга, но и о лекарственных свойствах некоторых из них.

Демонстрируя растения луга, не нужно срывать их или вырывать с корнем. Достаточно подвести к месту демонстрации группу учеников и построить их полукругом и показать растение в естественной среде обитания, аккуратно, не повреждая его частей. Лучше для этого взять указку.

Обращая внимание на живых обитателей луга, лучше их не ловить, а демонстрировать также в естественной среде обитания. Целесообразно совмещать рассказ о насекомых и растениях, так как они взаимосвязаны: например, на цветок клевера обязательно сядет шмель, если он летает поблизости. Таким образом, когда он сядет, рассказ можно переключить с клевера на шмеля. В том числе необходимо рассказать и о взаимосвязи растений луга и его обитателей. Такой рассказ создаст в глазах детей картину целостности луга, как экосистемы.

Не стоит забывать также об активном отдыхе детей во время экскурсии, тем более, что луг - идеальное место для игр и физических упражнений. На лугу, в отличие от леса и парка, трудно потерять детей, так как луг хорошо просматривается. Но детям необходимо напомнить также и об осторожности: гуляя по лугу, можно нечаянно наступить на птичье гнездо, например, гнездо трясогузки или перепела.

Стоит соблюдать и некоторые правила безопасности во время экскурсии на луг: босиком и в носках по лугу не ходить; насекомых не ловить; не дотрагиваться до незнакомых трав, они могут нанести вред здоровью. (Например, борщевик).

Любая экскурсия для младших школьников не должна превышать четырех часов. Иначе из-за усталости, дети не только перестанут воспринимать информацию, но и получат большую психологическую нагрузку. Также, экскурсии не должны проводиться слишком часто, во избежание привыкания. Они должны выступать либо в качестве обобщения большой темы по курсу «Окружающий мир», либо занимательным повторением пройденного материала в середине новой темы. Для того, чтобы выяснить, насколько часто целесообразно проводить экскурсии в природу, необходимо проанализировать современные школьные программы курса «Окружающий мир» разных авторов, чему и будет посвящен следующий параграф.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: