Параграф 4. Анализ школьных программ по курс «Окружающий мир» на предмет интеграции в них экскурсионной работы




В данном параграфе мы проанализируем программу современных школьных учебников по курсу «Окружающий мир», с целью понять, сколько и какие экскурсии в природу целесообразно проводить, исходя из материалов курса. Мы рассмотрим наиболее современные учебники, вышедшие в свет в 2011 - 2012 годах.

«Окружающий мир», 2 класс, Н. Ф. Виноградова.

Учебник состоит из двух частей. В первой части учебника говорится о темах, никак не могущих быть связанными с экскурсиями в природу. Это видно из содержания, и даже из названия глав: «Кто ты такой», «Кто живет рядом с тобой». В них рассказывается о необходимости вести здоровый образ жизни, и о том, что для этого делать, о том, как в общем и целом устроен организм человека, и как он работает. Разделы «Россия - твоя Родина», «Москва», «Россия - многонациональная страна» рассказывают о том, в каком государстве мы живем, какие нашему народу присущи традиции и ценности, чем может гордиться русский человек.

Вторая часть учебника состоит из трех разделов. В разделе «Мы - жители Земли», в теме «Твое первое знакомство со звездами», детям даются начальные знания о системе планет, Луне, звездах, ученых, открывших нашу планетную систему.

С точки зрения подготовки детей к экскурсиям в природу, вторая тема раздела - «В некотором царстве...» - представляет для нас гораздо более насущный интерес. Изучая эту тему, младшие школьники знакомятся с четырьмя царствами живой природы: растениями, бактериями, грибами и животными. Тема разбита на микростатьи познавательного и развивающего характера. Бактериям посвящена одна микростатья, грибам - три, растениям - две. Царству животных посвящен разворот учебника, на котором, в форме таблицы, представлены все классы живых существ, обитающих на Земле. Представленный материал щедро снабжен цветными иллюстрациями, фотографиями и схемами.

Знания, полученные при изучении раздела «В некотором царстве...» можно использовать во всех экскурсиях в природу, но особенно кстати - при экскурсии в лес, так как грибам в разделе уделяется особое внимание.

За разделом «Мы - жители Земли» следует раздел «Природные сообщества». Он начинается с темы «Среда обитания - что это такое?». Детям нужно самим разобраться в этом понятии, пользуясь предлагаемыми изображениями растений и животных и наводящие вопросы учебника. Авторы учебника подводят детей к такому выводу: «Местообитание - это как бы адрес живого существа: здесь оно рождается, растет, развивается, дает потомство. К необходимым условиям жизни относят: температуру воздуха, наличие влаги, питания, место, где можно вырастить потомство. По данному адресу «прописаны» разные живые существа, они обитают в одном месте, связаны между собой и очень нуждаются друг в друге. Такое сообщество называют природным сообществом».

Следующая тема - «Лес и его обитатели». Она начинается с микростатьи «Экскурсия в лес». Это превосходный материал по проведению экскурсии в лес. Микростатья содержит множество вопросов на сравнение деревьев друг с другом, описание деревьев, наблюдение за ними. Такие вопросы целесообразно задавать детям во время экскурсии.

В общем и целом, тема «Лес и его обитатели» дает достаточно полное представление о лесе. Дети узнают что такое яруса леса, какие деревья, травы и кустарники растут в лесу, на какие изделия идет лесная древесина, и даже от каких болезней помогают растения леса. Также в отдельных микростатьях представлены животные, птицы и насекомые леса. Каждый обитатель леса подробно и увлекательно описан в отдельном абзаце, где рассказывается о его внешнем виде, особенностях жизни и роли в экосистеме леса. Особое внимание уделено змеям, как потенциально опасным для человека жителям леса. Раздел снабжен цветными фотографиями и рисунками.

Следующая тема - «Вода и водные жители». Здесь рассказывается как о воде в принципе: ее превращениях, свойствах, роли в природе, так и о конкретных водных природных объектах: болоте и реке. Также отдельно дается довольно подробная информация о рыбах: кто они такие, как устроены, как существуют, какие функции в жизни водоема выполняют. Наиболее распространенные и характерные для большинства пресноводных водоемов рыбы описаны в отдельных абзацах. Кроме того, дана информация о водоплавающих птицах и животных, живущих по берегам водоемов, а вот водяным растениям посвящен всего один абзац. Завершает тему «Вода и водные жители» микростатья «Обитатели соленых водоемов», в которой рассказывается о морских рыбах и других морских существах. Дается подробное описание строения и видов бабочек

Также, как и «Лес и его обитатели», тема «Луг и его обитатели» начинается с абзаца «Экскурсии на луг» - перечня вопросов, которые подходят для такой экскурсии. В разделе школьники также узнают, что такое луг, знакомятся с травами и насекомыми луга, которые, почему - то названы животными луга. Кузнечикам, паукам и перепелам посвящены отдельные абзацы.

Тема «Поле и его обитатели» начинается с таблицы, в которой изображены все виды полевых культур. В теме объясняется, что такое зерновые культуры, как устроены колосья пшеницы и овса, что из этих зерновых получают. Отдельные микротемы посвящены прядильным и лекарственным растениям поля. Абзац о животных поля конкретной природоведческой информации не несет. Он построен на загадках и иллюстрациях. Дети должны отгадать загадку и выбрать правильный ответ с картинки.

Самая маленькая тема, по которой может быть проведена экскурсия - это «Сад и его обитатели». Он также начинается со схемы, классифицирующей плодовые культуры. Абзац «Экскурсия в плодовый сад» предлагает понаблюдать за растениями сада, и за тем, какие сезонные работы проводятся в саду. Подробно разъясняется, как люди выращивают в саду полезные деревья, а также рассказывается, какие животные и насекомые защищают сад от вредителей.

Третий, и последний раздел учебника, «Человек и природа», рассказывает о необходимости беречь Землю, о том, что животные - это друзья человека, которых надо оберегать. Из этого раздела ученики узнают о том, какие меры принимают люди, для того, чтобы сберечь природу, что такое Красная книга и как люди приручали диких животных, делая их домашними.

С точки зрения рациональности проведения экскурсий в природу в рамках изучения курса «Окружающий мир» по программе данного учебника, можно сказать следующее: материал, представленный в данном учебнике отлично подходит для проведения четырех видов экскурсий - в лес, на водоем, в поле и в сад. Он объемен, серьезен, глубок и всесторонен. Экскурсия на любой природный объект по выбору учителя, будет хорошим дополнением теоретической части, изложенной в учебнике. На экскурсии дети смогут убедиться в связи излагаемой в учебнике информации с реальным устройством того или иного природного сообщества.

«Окружающий мир», 3 класс, О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева.

Учебник состоит из двух частей, 12 глав. Первая часть учебника не имеет ничего общего с экскурсиями в природу, так как в ней изучаются темы, более подходящие для лабораторных работ и демонстраций наглядных пособий в классе. Такие, как: «Изображение Земли на глобусе»; «Материки и океаны на глобусе»; «Географическая карта»; «Учимся читать карту»; «Тела, вещества, частицы»; «Твердые вещества, жидкости и газы»; «Свойства воды в жидком состоянии», и другие. Вторая часть учебника состоит из глав: «Тайны недр земли»; «Почва»; «Природные сообщества»; «Человек и природные сообщества»; «Путешествие в прошлое». Особое внимание стоит обратить на главы «Природные сообщества» и «Человек и природные сообщества». Именно они являются хорошим подготовительным материалом к проведению экскурсии. Так, глава «Природные сообщества» состоит из пяти разделов, рассмотрим их детально.

В разделе «Лес и его обитатели», детям на доступном языке объясняется, что такое ярусы леса, на каких ярусах живут те или иные лесные обитатели, что такое природное сообщество.

«Луг и его обитатели» знакомит учеников с тем, что такое луг, как в общих чертах протекает жизнь этой экосистемы, на какие яруса делится луг, какими животными они населены и как эти яруса взаимосвязаны между собой.

Раздел «Поле и его обитатели» акцентирует внимание на том, что «поле тоже можно считать природным сообществом, но искусственным, созданным человеком для культурных растений». Учащимся разъясняется, какими бывают зерновые культуры, овощные культуры. Рассказывается об обитателях поля и о полевых вредителях, о тех насекомых и животных, которые этих вредителей уничтожают.

«Пресный водоем и его обитатели» сообщает о значении водоемов в жизни человека, об обитателях и растениях водоема: берегов, поверхности и дна, о жизненных закономерностях, царящих в этом природном сообществе, и цепях питания, характерных для него.

Раздел «Болото и его обитатели» рассказывает об устройстве болот и населяющих их растениях, живущих на торфяной подушке болота. Также кратко повествуется о животных, которых можно встретить на болоте.

Далее идет глава «Человек и природные сообщества», которая направлена на то, чтобы сообщить детям хозяйственную и экологическую ценность лесов, озер, болот, лугов. В разделах этой главы рассказывается о необходимости бережно относиться к природным ресурсам, экономно их расходовать и охранять. Также школьникам даются правила безопасности, при нахождении на этих природных объектах.

На наш взгляд, для полноценного и полного усвоения учениками какой - либо темы, необходимо перемежать разделы из двух глав примерно таким образом:

Глава 10. Природные сообщества. Глава 11. Человек и природные сообщества

Лес и его обитатели. - Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.

Луг и его обитатели. - Луг и человек.

Пресный водоем и его - Безопасное поведение у водоемов.

обитатели.

Болото и его обитатели. - Надо ли охранять болота?

Усвоение материала в таком соотношении обеспечит разносторонний подход ребенка к каждому природному сообществу, более глубокие знания, и, возможно, даже желание читать дополнительную экологическую литературу по данным темам.

Относительно экскурсий в природу, проводимых на базе материала анализируемого учебника, можно сказать, что учитель может выбирать из нескольких видов: экскурсия в лес, на поле, на луг, на водоем. Экскурсию на болото с младшими школьниками проводить не целесообразно, так как болото - это достаточно опасный природный объект, который лучше посещать со специалистом, а не с учителем младших классов.

Необходимо учитывать, что, по рекомендациям учителей младших классов, должно проводиться не более двух многочасовых экскурсий в рамках курса «Окружающий мир» в полугодие. Исходя из тематик предлагаемого в данном учебнике материала, где непосредственно на природные сообщества отводятся две главы из 12, к сожалению, можно провести лишь одну полнодневную или многочасовую экскурсию в природу, либо две экскурсии, но вторую тогда придется проводить в процессе изучения главы 12 «Путешествие в прошлое», в качестве повторения материала предыдущих глав.

«Окружающий мир», 3 класс, А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая.

Учебник состоит из двух частей, каждая часть - из двух тем, каждая тема - из множества разделов.

Возьмем в руки первую часть учебника. Она состоит из тем «Радость познания» и «Мир, как дом». Рассмотрим их с точки зрения уместности проведения экскурсий в природу. Разделы темы «Радость познания» в целом не годятся для конкретных экскурсий в природу в рамках изучения курса «Окружающий мир». Но нельзя не заметить, что эта тема подготавливает учеников к путешествиям, объясняя, что именно путешествуя, можно легко познавать мир. Особенно характерны такие разделы, как «Отправимся на экскурсию». Этот раздел освещает те места, куда можно пойти на экскурсию. Среди вариантов, приведенных в нем, в частности, упоминается ботанический сад, где можно познакомиться с жизнью растений. Это близко подводит к теме экскурсий в природу, и, если учитель планирует провести такую экскурсию, он может акцентировать на этом внимание учащихся. Продолжает подготовку школьников к экскурсии следующий раздел темы - «О чем расскажет план». В этом разделе ученики узнают, что такое план, масштаб, стороны света. К тексту даны цветные иллюстрации топографических чертежей. Подготавливая экскурсию, можно, на базе материала этого раздела, попросить детей проложить маршрут будущей экскурсии на небольшой, составленной учителем, карте. Карту также можно использовать для игр на местности, во время отдыха на экскурсии в природу.

Следующий раздел темы очень важен для подготовки детей к экскурсии. Он называется «Путешествуя, познаем мир». В нем даны ценные советы о том, как готовиться к путешествию. Некоторые из них вполне пригодны и для подготовки к экскурсии в природу.

«Если в путешествии предполагается изучение природы, нужно взять с собой оборудование: компас, бинокль, лупу.

Важно узнать заранее, какой бывает погода в тех краях, куда вы едете. На срок путешествия следует выяснить прогноз погоды (с помощью радио, телевидения, Интернета), чтобы взять с собой подходящую одежду и обувь. В дороге может понадобиться и аптечка».

Рассмотрим раздел «Мир, как дом», на предмет включения в него экскурсий в природу. Материалы данной темы, в сравнении с темой предыдущей, можно гораздо более конкретно применить для подготовки, и уже непосредственного проведения экскурсий в природу.

Раздел «Чудо под ногами» рассказывает школьникам о мире почвы, его закономерностях, обитателях и растениях. Следующий раздел - «Мир растений» - не только повествует о разнообразии растений России, но и дает понятие о том, что такое мхи, папоротники, цветковые и хвойные растения. Раздел снабжен цветными картинками и фотографиями. В конце раздела дано объяснение, как деревья вырабатывают кислород. Этот процесс также отражен в подробной цветной схеме.

Материалы разделов «Плодородная земля и растения в народном творчестве» и «Образы животных в народном творчестве» можно использовать, для демонстрации по ходу экскурсии. Эти разделы богаты фотографиями изделий народных умельцев, которые прославляют русскую землю: поля и леса, водоемы и сады изображены на бытовых вещах повседневного пользования.

Раздел «Мир животных», также можно отнести к разделам, материалы которых помогут подготовить детей к экскурсии в природу. В нем рассказывается о том, кто такие черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся. Знания, полученные в данном разделе, будут полезны в экскурсии на водоем или в лес.

«Невидимые нити живой природы» - последний раздел перед теми разделами, которые могут стать темами конкретных экскурсий. Из него дети узнают, кто такие хищники и кто такие травоядные животные, что такое цепи питания и как кто приспособился, чтобы выжить в природе, и не стать добычей. Раздел снабжен цветными картинками и схемами цепей питания такого природного сообщества, как лес.

«Лес - волшебный дворец» - первый раздел темы «Мир, как дом», который может стать базой для тематической экскурсии в природу. В разделе объясняется, что лес - это не просто деревья, а сложное единство деревьев, травянистых растений, кустарников, животных и бактерий. О роли растений в лесу написано в отдельной микростатье раздела.

Следующий раздел - «Луг - царство цветов и насекомых» - также рассказывает о тесной взаимосвязи составляющих мир луга сообществ - цветов и насекомых, а также о связи живой и неживой природы луга. Как и в разделе «Лес - волшебный дворец», здесь тоже упоминается о роли бактерий в жизни луга.

Третий раздел, на базе которого можно провести экскурсию - «Водоем - дом из воды». Школьники узнают о разнообразии растений и животных, населяющих водоем, и о круговороте жизни в водоеме.

Все разделы о природных сообществах снабжены цветными фотографиями и большими иллюстрациями на развороте учебника, рассматривая которые, ученики могут наглядно видеть «этажи» организации живой природы в лесу, на лугу или на озере.

Заканчивают тему «Мир, как дом» разделы «Как сохранить богатства природы» и «Охрана природы в культуре народов России и мира». Раздел «Как сохранить богатства природы» разбит на небольшие абзацы, «охрана воздуха», «охрана воды», «охрана полезных ископаемых» и другие, где в самых общих чертах, в двух предложениях, говорится о необходимости их охранять. В отдельной микростатье «Человек и природные сообщества» говорится, какую прямую угрозу несет деятельность человека природным сообществам. Продолжает тему охраны природы и завершает первую часть учебника раздел «Охрана природы в культуре народов России и мира», где приводятся мудрые мысли, пословицы и поговорки о том, что родную землю надо беречь.

Вторая часть учебника не подходит для экскурсий в природу. Тема «Дом, как мир», которая ее открывает, посвящена здоровью человека, семейным ценностям, житейской мудрости. Разделы темы «В поисках всемирного наследия» рассказывают о разных странах нашей планеты. Но, если, при изучении второй части, экскурсии в природу не уместны, это не значит, что неуместны экскурсии в рамках изучения курса «Окружающий мир» вообще. Вторая часть содержит разделы, при изучении которых, школьникам будет уместно посетить усадьбу А. С. Пушкина и Московский Кремль.

Анализ учебника требует систематизации. На наш взгляд, данные друг за другом разделы расположены непоследовательно. Их необходимо перемежать и группировать между собой, чтобы усвоение нового материала, и, параллельно с этим, подготовка к экскурсии, приобрели целостный характер. Вот пример подобной группировки:

«Чудо под ногами» - «Луг - царство цветов и насекомых» - «Как сохранить богатства природы» (абзац про охрану почвы и растений). Экскурсия.

«Невидимые нити в живой природе» - «Лес - волшебный дворец» - «Как сохранить богатства природы» (абзац про охрану леса). Экскурсия.

«Самое главное вещество» - «Водоем - дом из воды» - «Как сохранить богатства природы» (абзац про охрану воды). Экскурсия.

В самих экскурсиях необходимо использовать материалы из разделов «Мир растений», «Плодородная земля и растения в народном творчестве».

Проанализировав учебники по предмету «Окружающий мир» за второй и третий класс начальной школы разных авторов, можно сделать следующие выводы.

1. В учебнике за второй класс дано гораздо больше той информации, которая может быть положена в основу экскурсии, чем в учебниках за третий класс.

2. В учебниках за третий класс дана информация по практической подготовке экскурсии, чего нет в учебниках за второй класс. Но это сделано за счет минимизации информации о разных природных сообществах.

. В учебниках за третий класс дана такая последовательность разделов, в принципе, на одну тему, что, для составления целостного комплекса по подготовке и проведению экскурсии в природу, их нужно объединять, компановать и перемежать между собой. В учебнике за второй класс ничего подобного нет - там даны целостные, завершенные пласты информации о разных природных сообществах, работая с которыми, подготовить и провести экскурсию гораздо легче и проще.

. Исходя из этого, основной упор на экскурсионную часть работы в рамках изучения курса «Окружающий мир» нужно делать во втором классе, однако про экскурсии в природу в третьем классе не стоит забывать совсем. Экскурсии, проводимые в третьем классе могут носить характер закрепления материала.

Анализируя учебники, мы выяснили, каков обучающий и воспитательный потенциал разных учебных программ. Об обучающем и воспитательном потенциале экскурсий, как занятий практического характера, речь пойдет в следующем параграфе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: