Билет 8. В.1. История изобразительного искусства Древней Греции.
Периодизация.
1. Гомеровский период (11- 8 вв. до н. э.)
2. Период архаики (7-6 вв. до н.э.)
3. Период классики (5 в. до н.э. – последняя треть 4 в. до н.э.)
4. Период эллинизма (конец 4 – 1 вв. до н.э.)
Гомеровский период, или «темные века» – период бронзового века на Балканском п-ве и Пелопоннесе (совр. Греция), когда появились поэмы «Илиада и «Одиссея», приписываемые слепому сказителю Гомеру. Других памятников письменности не дошло (поэтому «темный», о нем мало известно науке). Исторические связи между греческой культурой и эгейской - истоки формирования изобразительного искусства Др Греции. Мифология как источник древнегреческого искусства. Античная демократия. Антропоцентризм искусства Древней Греции. Формирование храмовой архитектуры (целла+колоннада). Основные типы древнегреческих храмов: храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер (классический тип греческого храма), диптер, моноптер и толос (1). Развитие геометрического стиля вазописи. Становление греческого орнамента: меандр, (2).
Дипилонские вазы (найдены возле Дипилоновых ворот), характер росписей (3). Терракоты и бронзы. Скульптура малых форм, выполненная из глины, бронзы, кости. Фигурки идолов, всадников, воинов, пахаря, героя, борющегося с кентавром(4). Деревянные скульптуры (ксоаны,(5).
Архаика: формирование греческого рабовладельческого общества и государства. Образование городов-полисов (Афины, Спарта и др). Ведущий вид искусства: архитектура. Развитие ремесел, торговли и мореплавания (тип греч. корабля - бирема). Типичные признаки скульптурных произведений эпохи архаики (статика, архаическая улыбка)
|
Архитектура архаического периода. Храм - ведущий тип общественного здания, внешний облик важнее внутреннего декора. Греческая ордерная система. Ордер- вид опорно-балочной конструкции (колоннада + антаблемент) (1). У греков архаики два вида ордеров: дорический, ионический, позже в эпоху классики добавится еще коринфский(1). Характерные черты дорического ордера (колонна с вертикальными желобками-каннелюрами + дорическая капитель + триглифо-метопный фриз), и ионического ордера (колонна с каннелюрами+ ионическая капитель с двумя волютами + фриз). Храм Аполлона в Коринфе(2) и храм Посейдона в Пестуме, совр. Храм Геры II (3) - дорические периптеры; две сокровищницы афинян и сифносцев в Дельфах (4,5) -дорический и ионический храмы в антах (вместо ионических колонн -коры, а консоль в виде волюты).Ионическая колонна и сфинкс возле сокровищницы наксосцев в Дельфах
Скульптура эпохи архаики. Зарождение монументальной пластики. Формирование гуманистического начала. Создание образа гармоничного человека. Развитие различных типов фигуры: тип куроса (1) - обнаженной мужской фигуры, изображающей богов и атлетов («Аполлон Тенейский» (2), «Мосхофор» («несущий теленка» (3); тип «коры» - одетой женской фигуры («Кора в пеплосе» (4), с задачей передать красоту складок драпировок.
Фронтонные композиции (1). Фронтон - треугольная или циркульная верхняя часть фасада здания, часто декорированная рельефной композицией, ограниченная двускатной крышей.
Развитие керамики. Район Афин Керамик, где были мастерские керамистов. Ремесло=искусству. Чернофигурная, краснофигурная вазопись и билингвы. Мастера чернофигурной вазописи: кратер с фризовой композицией с колесницами, авторы: Клитий (вазописец) и Эрготим (гончар) (1), Амазис (владелец мастерской, оставивший свою подпись на вазах) «Похищение Елены» (2), Эксекий «Ахилл и Аякс, играющие в кости» (3). Мастера краснофигурной керамики: создатель краснофигурной росписи Андокид: билингва «Пирующий Геракл» (4), батальный жанр в чернофигурном исполнении «Ахиллес сражается с Мемноном» (5), Эфроний «Смерть Сарпедона» (6). Элементы орнамента: меандр и пальметта (6).
|
Билет 9. В.1. История изобразительного искусства Древней Греции эпохи классики (V в. до н.э. – последняя треть IV в. до н.э.). Ранняя и зрелая классика.
Периодизация.
1. Гомеровский период (11- 8 вв. до н. э.)
2. Период архаики (7-6 вв. до н.э.)
3. Период классики (5 в. до н.э. – последняя треть 4 в. до н.э.)
4. Период эллинизма (конец 4 – 1 вв. до н.э.)
Искусство Древней Греции классики сформировало образно-художественную систему воплощения эстетического идеала гармонично развитого человека. Ведущий вид искусства- архитектура, синтез с живописью и скульптурой.Общественное значение художественныхархитектурных и скульптурных произведений.
Период ранней классики. Ведущий вид искусства: архитектура. Скульптура: фронтонные композиции храма Афины Афайи на острове Эгина (1,2), фронтоны храма Зевса в Олимпии (2). Переход от статики к передаче движения. Воплощение эстетического идеала в статуях атлетов («Дельфийский возничий») и богов (статуя Фидия «Зевс Громовержец» в Олимпии – одно из 7 чудес света).
|
Греко-персидские войны. Победа греков над персами (морское сражение при Перикле-Аспазии в Афинах, и Ксерксе (Артаксерксе-Эсфири) из династии Ахеменидов в Персии; Долосская лига греческих полисов), отражение в арх- ре и скульптуре.
Период зрелой классики – высший расцвет греческого искусства. Архитектура эпохи классики. Ансамбль Афинского Акрополя в Афинах, руководитель Фидий, архитекторы Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Основные сооружения на территории Акрополя на плане: (1) Ворота Пропилеи (архитектор Мнесикл), (2) Храм Ники Аптерос (архитектор Калликрат), (3) Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат), (4) Эрехтейон (сделанный Эрехфеем).
1
Взаимодействие ансамбля с окружающей средой, принцип планировки (последовательность обзора и синтез впечатлений в достижении целостности образа: на линии лучей восходящего солнца, в соответствии с религиозной геометрией: от Пропилей угол обзора 60%, это т.н. «Угол Афины», позволяет охватить взглядом весь комплекс одновременно). Роль скульптуры в раскрытии идейного содержания ансамбля: тематика – комплекс посвящен богине Афине, символика и стилистика скульптурных композиций. 1.Хрисоэлефантинная статуя (из слоновой кости и золота) Афины Парфенос (Девы) в Парфеноне Акрополя (Фидий), 2.статуя Афины Промахос (Воительницы) — бронзовая статуя работы Фидия у Пропилей в афинском Акрополе. 3.Коры Эрехтойона – храма легендарного царя Эрехтея, воспитанника Афины. Мотив «Преступления и наказания» (девы были в сговоре с персами, наказаны Афиной по описанию римского архитектора Витрувия)
1 2 3
Скульптура эпохи классики. Воплощение древнегреческого идеала физического и духовного совершенства человека.Мастера Критий и Несиот - «Памятник героям Гармодию и Аристогитону», или «Тираноборцы» (1 -римская копия). Разработка проблемы движения и расположения фигуры в пространстве Пифагор Регийский: «Мальчик, вынимающий занозу» (2,3 – римские копии).
1 2 3
Фидий: рельефы Парфенона (1 восточная фронтонная композиция; скульптуры Акрополя: «Афина Промахос», «Афина Парфенос», 2. «Афина Лемния» - статуя с о.Лемнос (не сохранилась, известна по копиям), 3. Хрисоэлефантинная статуя (из слоновой кости и золота) в Олимпии «Зевс Олимпийский». Творчество Мирона из Елевфер и решение им проблемы передачи действия 4. «Дискобол», 5. «Афина и Марсий». 6. метопы «Битва лапифов с кентаврами»)
1 2 3 4. 5 6
Поликлет. Трактат «Канон». Прием «хиазма» (сочетание покоя и движения): 1. «Дорифор» («копьеносец»), 2. «Диадумен» - «Юноша, увенчивающий себя победной повязкой (диадемой)», 3. «Раненая амазонка», 4. Колоссальная статуя Геры в Аргосе (греч. Нега Argolis) – не сохранилась, древнейшим местом культа Геры была Арголида на северо-востоке Пелопоннеса. Аргос у эллинов был самым древним городом, между ним и Микенами было святилище богини — Герайон. Его сооружение приписывали герою Ясону и аргонавтам. Старый храм Геры сгорел в 5 в. до н. э., архитектор Эвполем построил новый. В нем знаменитый скульптор Поликлет из Аргоса создал хрисоэлефантинную (из золота и слоновой кости) статую богини (420—417 гг. до н. э.). Это было, вероятно, последнее произведение скульптора.
1 2 3 4