Билет 11. В.1. Искусство Древней Греции эпохи эллинизма (конец IV-I вв. до н.э.)




Периодизация иск-ва Др.Греции:1. Гомеровский период (11- 8 вв. до н. э.),2. Период архаики (7-6 вв до н.э.),3. Период классики (5 в. до н.э. – посл. треть 4 в. до н.э.), 4. Период эллинизма (кц 4 – 1 вв. до н.э.)

Эллинизм – новый этап развития рабовладельческого общества, связанный с завоеваниями Александра Македонского, создавшего первую мировую империю. Особенность: взаимосвязь греческой и восточной культур (Египет Птолемеев, Малая Азия, Греко-Бактрийское царство, индо-греческие царства с правителями-греками династии Евтидема, Гандхара и др). Рост новых городов и их регулярная планировка: гипподамов план: сетка улиц, пересекающихся под прямым углом и образующих кварталы равной величины (Александрия, Милет, Пергам, Приена). Два основных течения: идеализирующее и натуралистическое. Развитие в искусстве жанров и художественных направлений («школ»). Развитие индивидуального портрета.

Александрия в Египте - регулярный город архитектора Дейнократа, столица Египта под управлением династии Птолемеев, важнейший центр эллинистического мира. Музеум, Библиотека – центры культуры и просвещения, (1.) Маяк на о.Фарос 140 м. (египетский пилон+греческая ордерная система) –одно из 7 чудес света. Скульптура: Александрийская школа. (2) Культ бога Сераписа (слияние египетской и греческой мифологии). Развитие садово-парковой и декоративной скульптуры: (3.) Аллегория (иносказание) «Нил». (4.) Образ Афродиты: Кефисодот Младший и Тимарх «Афродита Медичи» («Медицейская»), по имени владельцев. Развитие бытового жанра: статуи (5) старухи-пастушки и (6) старика-рыбака. Боэф «Мальчик с гусем» (7). (8) «Камея Гонзага» -изображение Птолемея II и его жены Арсинои из трехслойного сардоникса, идеализированные образы. Камея —ювелирное изделие, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине. Названа по имени Франческо Гонзага (15 век) – владельца уникальной античной камеи.

1 2 3 4 5 6 7 8

Пергамская школа. Пергам (в Малой Азии, совр. Турции). Бронзовые группы Эпигона, Пиромаха, Стратиника, Антигона: Дары Аттала («Большие посвящения» в Пергаме и «Малые посвящения» меньшего размера в Афинском Акрополе) – многофигурные монументы победы, воздвигнутые правителем Пергама Атталом I. Ансамбль афинского памятника состоял из четырех композиций, каждая группа находилась на отдельном постаменте. Длина всей платформы 124 м. Около 120 бронзовых фигур. Сюжеты выстроены в хронологической последовательности: самая ранняя -мифическая битва гигантов и богов, далее сражение греков с амазонками и победа над персами, и в конце битва Пергама с галлами у реки Каик. Таким образом, победа Пергама приравнивалась к победам в греко-персидской войне, значение сражений с галлами поднималось на уровень героического мифа. Пергам, наследник Афин, представал защитником цивилизованного мира от варварской агрессии. Но в отличие от предшествующей традиции «победных» посвящений, внимание скульпторов привлекли поверженные враги. Сохранились римские копии: скульптуры Умирающего Галла (1), Амазонки, Перса и Гиганта. Одна из самых выразительных – статуя погибшей царицы амазонок, Антиопы, с прекрасным лицом. Как показали рисунки статуи, сделанные в XVI веке, изначально Амазонка изображалась с младенцем. Образ юной матери, погибшей в битве, был заведомо рассчитан на скорбь и сочувствие зрителя. Фигура Перса идентифицируется по тонким шароварам и восточному головному убору. Варвар лежит ничком, полузакрывшись, убит. Гигант погиб, лента, лежащая рядом с телом, означает, что он был царем. Созерцание его неподвижного тела вызывает не торжество, а трагическое чувство. Умирающий галл - первое в греческом искусстве изображение боли, физического страдания, соединенной с болью душевной от горечи поражения, оно тоже вызывает сочувствие к проигравшим битву и отдает дань достойным врагам, сохранившим мужество перед лицом смерти.

(2) Пергамский алтарь Зевса. Мастера: Дионисиад, Орест, Менекрат. Проявление новых качеств эллинистической скульптуры в (3) рельефах пергамского фриза «Гигантомахии»: борьба богов с гигантами и страдание (столкновение космоса с хаосом, света разума с тьмой инстинктов). Развитие классических традиций в (4) статуе Александра (Агесандра) «Афродита Милосская». Душевная боль: (5) «Менелай с телом Патрокла».

1 2 3 4 5

Эфесс (Малая Азия). (1) Храм Артемиды – чудо света, строительство финансировал А.Македонский, 4 в до н.э. (2) Агасий Эфесский. Статуя воина. (Боргезский боец), 1 век.

Родосская школа (о стров Родосс). Культ колоссального и остродинамического искусства: (3) Харес «Колосс Родосский» (бронзовая статуя бога солнца Гелиоса) – одно из 7 чудес света; (4) «Ника Самофракийская» (навершие маяка). (5) Развитие многофигурной сюжетной монументальной скульптуры: Аполлоний и Тавриск «Фарнезский бык» («Казнь Дирки»); (6) Агесандр, Полидор и Афинодор «Лаокоон с сыновьями» (жрец Трои, предупредивший об опасности, вызывает сострадание).

1 2 3 4 5 6

Новоаттическая школа (Центральная Греция) –позднееявление в греческом иск-ве. Проблема передачи движения и внутреннего мира человека. (1) портрет философа, учителя А.Македонского «Аристотель», (2) философов: «Эпикур», (3) «Демосфен» скульптора Полиевкта (Афины). (4) «Бельведерский торс» (в Бельведерском дворце Ватикана). Завершающий период греческого искусства в годы Римской империи: изготовление копий классических произведений.

1 2 3 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: