Билет 13. В.1. История искусства Древнего Рима Период Империи (1 в до н.э.-5 в)




Установление военной диктатуры в конце 1 в. до н.э., превращение Республики в Империю. Искусство времени первого императора Рима - Октавиана, титулованного Августом, т.е. божественным. Героизированные в духе греческого искусства скульптурные портреты императора. Обожествление в искусстве Августа, героизация его личности в монументальной скульптуре: (1) «Статуя Августа» из виллы его жены Ливии у Прима-Порта, (2) «Август в позе Юпитера», (3) Ливия в образе богини. Формирование официального классицистического стиля. Ведущий вид искусства: архитектура. Масштабное градостроительство: возведение новых городов, дворцов, портов, акведуков, мостов. (4) Форум Августа для торжеств привилегированной элиты.

Основные памятники и типы конструкций последующих периодов. (5) Колизей (Colosseum – колоссального размера) –трехъярусный амфитеатр, с применением римской ордерной ячейки, объединяющей в одно целое аркаду и ордера: тосканский, ионический, коринфский. Основные конструкции Колизея (арка и свод цилиндрический и крестовый), бетон в сочетании с кирпичом и мрамором – травертином, примененные в строительстве - вклад римлян в мировое зодчество. (6) Триумфальная арка Тита (81 г.). Назначение арок и их разновидности (одно, двух, трех и пятипролетные). Стилистические особенности рельефа арки Тита: преобладание высокого рельефа, диагональное расположение отдельных групп в многофигурных композициях, введение декоративного орнамента

1 2 3 4 5 6

Жилищное строительство (по материалам раскопок Помпеи, Стабии и Трои, погибших в 71 г.). Частные дома и многоквартирные (инсулы). Планировка, устройство жилищ, их убранство. Деление богатого дома на две части. Официальный центр дома – атриум с бассейном (заимствование у этрусков). Наличие в жилой территории перистиля (заимствование у греков). Украшение полов частных домов мозаиками (1), а стен фресками. Четыре стиля настенной росписи: (2) инкрустационный - имитация декоративной облицовки, (3) архитектурно-перспектиный, (4) «египтизирующий» (или «канделябрный») – в период влияния на Рим культуры Египта, (5) фантастический (сочетание архитектурного с канделябрным).

1 2 3 4 5

Форум (1) императора Трояна (109 – 113 гг.; архитектор Аполлодор) - как образец монументального архитектурного ансамбля имперского Рима. (2) Колонна Трояна и ее рельефы. Документальная точность исторического рельефа. Реализм и пафос прославления победителя. (3) Пантеон (храм всех богов – 125 г. н.э.) - образец нового типа храма. Принципы организации пространства, применение новых конструкций (купола) и строительных материалов. Круглый план здания, единый купол, богатый интерьер; решение проблемы освещения («глаз Пантеона»). (4) Мавзолей Адриана (117 – 138 гг.) в Риме (сегодня замок св. Ангела). (5) Термы (общественные бани по греческому образцу: спа-центры, спортзалы и бассейны, украшались статуями атлетов, мозаиками). Руины терм Каракаллы. (6) Базилика Максенция, тип базилики перенят у греков («дом базилевса+царя») — общественное здание прямоугольной формы, из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов, место собраний: суд, рынок.

1 2 3 4 5 6

Значение римского зодчества: синтез архитектуры этрусков, греков, и завоеванных «варварских» государств в республиканском Риме, формирование собственного римского стиля в период Империи. У греков балочные, у римлян арочные конструкции. Бетон. «Августовский классицизм» - в основе развития европейской архитектуры.

Скульптура. (1) «Жертвоприношения богине Мира» стена Алтаря мира (13 – 9 гг. до н. э.) на Марсовом поле в Риме. 1 век - реалистический скульптурный портрет: (2) Веспасиан, (3) Вителлий, 2 век - стремление создать идеал, подобный греческому в эпоху Адриана: (4) портрет Антиноя. 3-4 века – реалистическая прямота портретов последних веков существования Рима: (5) бюст Каракаллы. Отражение глубокого экономического и социального кризиса, породившего конфликт между индивидом и обществом в портретах. Портрет Каракаллы (ок. 211 – 217 гг. н. э.). Изменение выразительного языка скульптуры. Портреты III века, периода кровавых и гражданский войн в истории Рима. Правдивость, беспощадная разоблачительность скульптурных портретов «солдатских императоров». Портрет Филиппа Аравитянина (Араба, ок. 245 г. н. э.) Появление портретов людей неримского происхождения: (7) «сириянка». Создание (8) конной статуи императора Марка Аврелия (170 г.), послужившей образцом для последующих европейских монументов.

1 2 3 4 5 6 7 8

Фаюмский живописный портрет: изображения жителей римского Египта 1-4 вв. (египтяне, греки, римляне, сирийцы, евреи,нубийцы),искусство римских провинций. Развитие живописного портрета под воздействием эллинистически-римского искусства. Техника энкаустики. Естественный поворот головы. «Портрет молодой женщины» (2 в. н. э.). «Портрет молодого человека с бородкой в золотом венке» (нач. 2 века).

В 4 веке - официально признали христианскую религию на территории Римской империи, деление империи на Западную и Восточную (Византию). Рим утрачивает свое центральное значение, античное искусство постепенно сменяется средневековыми стилями. Утрата чувства гармонии, свойственного античному портрету, в том числе под влиянием христианства. Постепенный приход искусства к символичности, к более условному языку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: