Билет 12. В.1. История искусства Древнего Рима. Период Республики




Периодизация: Римская Республика (5 – 1 вв. до н. э.), правление Юлия Цезаря. Римская империя (1 в до н.э.-5 в)

Влияние на раннем этапе этрусского и греческого искусства. Ведущий вид искусства: архитектура - общественная (гражданская) и частная (утилитарная); связь этрусского культа предков с развитием римского скульптурного портрета. Источники изучения искусства и культуры Древнего Рима: письменные памятники (трактаты), археологические раскопки древнеримских городов: Помпеи, Геркуланум, Стабии. Превращение Рима в мировую рабовладельческую военно-административную державу.

Архитектура. Рост городов, монументальное строительство. Приоритет инженерных сооружений: «царица дорог» - общественная Аппиева дорога из вулканической лавы 4 века до н.э., мосты, (1) арочная архитектура водопроводов- акведуков. Пять типов ордера древнеримской архитектуры. Использование, интерпретация и развитие греческого наследия в (2) римской ордерной системе: римско-дорический, римско-ионический, римско-коринфский типы ордера + римские типы ордеров: тосканский (этрусский) и (3) композитный (волюты+ (4) листья аканта). Трактат Ветрувия об архитектуре (соразмеренность человеку, (5) «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи, 16 в.).

1 2 3 4 5

Градостроительство: Форум (центральная площадь города с крупными общественными зданиями): (1) Римский форум -Романум, (2) форум Цезаря. Специфика архитектуры культовых зданий: греческая ордерная система+традиции этрусской архитектуры. Отличие римского храма от греческого: предпочтение отдавалось круглым храмам - храмы богини Весты, покровительницы домашнего очага и жертвенного огня в Др.Риме: (3) храм Весты на форуме Романум, (4) круглый храм Весты в Тиволи (пригород Рима); колонны стали выполнять декоративную, а не несущую функцию: (5) прямоугольный храм мужской богини удачи «Фортуны Вирилис» на Бычьем форуме.

1 2 3 4 5

Основные типы светской архитектуры: (1) городской дом (домус)- особняк для одной семьи, (2) инсула – многоэтажный городской дом для нескольких семей, (3) вилла – загородная резиденция (Вилла Мистерий, Помпеи). Погребальные сооружении: (4) Мавзолей пекаря Еврисака с рельефным изображением процесса выпечки хлеба (I в. до н. э.), (5) Мавзолей Цецилии, дочери консула Метеллы (середина I в. до н.э.).

1 2 3 4 5

Скульптура Римской республики. (1) «Капитолийская волчица» - наследие этрусков, символ Рима. Влияние культа предков на развитие скульптурного портрета: изображения на надгробных стелах, развитие портретного бюста: (2) «Портрет старого римлянина» (I в. до н.э.), (3) «Брут» (II в. до н.э.). (4) «Портрет Цицерона» (I в. до н.э.). Портретные статуи, задрапированные в тогу («тогатус»): (5) «Статуя оратора Авла Метеллы» (I в.до н.э.), (6) «Римлянин с портретами предков» = «Тогатус Барберини» (I в. до н.э.). Повествовательный характер римского рельефа: (7) четыре рельефа «Алтаря Домиция Агенобарба» в Риме перед храмом Нептуна (I в. до н.э.): «Свадебный поезд Нептуна и Амфитpиты» (бог моpя и его супруга Амфитpита, сидящие в колеснице, запpяженной тpитоном, весело тpубящим в pог). Мастеp pельефов либо был гpеком, либо был знаком с эллинистическими pельефами Гpеции и Малой Азии и обучался в одной из гpеч. мастеpских.

1 2 3 4 5 6 7

Живописно-декоративные росписи Рима периода Республики и Империи: портреты, натюрморты, архитектурные формы в интерьере, сюжетные сцены. (1) «Альдобрандинская свадьба» (Рим) - фреска времён Августа (начало империи), греческого образца. Названа по имени владельца кардинала Альдобрандини. Помпеи, фрески (2) виллы Мистерий: названа по cюжету изображения (3,4) посвящения в дионисийские мистерии в одной из комнат. (5) Фреска с семейным портретом жителей Помпеи. (6) Мозаика: женский портрет. (7,8) Фрагменты фресок с натюрмортами Помпеи (9) Фреска с натюрмортом из Геркуланума.

1 2 3

4 5 6 7 8 9

Фреска (от итал. fresco — свежий) техника монументальной живописи, стенной росписи по сырой штукатурке. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником-фрескистом. Впервые термин «фреска» появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини в 15 веке.

Мозаика (итал. mosaico от лат. (opus) musivum — произведение, посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров; компоновка, набор и закрепление на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: