Кафедра математика и ИВТ




(Пример)

Цель изучения дисциплины Целями освоения дисциплины «Функциональный анализ» являются: - изучение структуры множества суммируемых функций; - построение теории интеграла Лебега и изучение его свойств; -изучение метрических и топологических пространств; - изучение банаховых пространств; - применение результатов функционального анализа к исследованию интегральных уравнений; - выявление существующей связи между собой ряда теорем классического математического анализа, отобразив их на основные принципы функционального анализа; - изучение основ теории обобщенных функций.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата (магистратуры) Дисциплина является одной из основных дисциплин базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавра по направлению 01.03.01. «Математика». Дисциплина «Функциональный анализ» является логическим продолжением курса математического анализа и действительного анализа. Для ее изучения необходимы базовые знания курсов математического анализа, аналитической геометрии и алгебры. Данная дисциплина является предшествующей для изучения следующих дисциплин: «Теория вероятностей и математическая статистика», «Математические методы в экономике», «Теория игр», «Макроэкономика», «Статистика» и др.
Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций: ОК-7- способность к самоорганизации и самообразованию; ОПК-1 - готовность использовать фундаментальные знания в области математического анализа, комплексного и функционального анализа, алгебры, аналитической геометрии, дифференциальной геометрии и топологии, дифференциальных уравнений, дискретной математики и математической логики, теории вероятностей, математической статистики и случайных процессов, численных методов, теоретической механики в будущей профессиональной деятельности; ПК-1 - способность к определению общих форм и закономерностей отдельной предметной области; ПК-2- способность математически корректно ставить естественнонаучные задачи, знание постановок классических задач математики; ПК-3- способность строго доказать утверждение, сформулировать результат, увидеть следствия полученного результата.
Содержание дисциплины Раздел 1. Возникновение функционального анализа как самостоятельного раздела математики.Современное развитие функционального анализа и его связь с другими областями математики. Раздел 2. Метрические и топологические пространства: множества, алгебра множеств. Счетные множества и множества мощности континуум. Метрические пространства. Открытые и замкнутые множества Компактные множества в метрических пространствах. Критерий Хаусдорфа. Полнота и пополнение.Теорема о стягивающихся шарах. Принцип сжимающих отображений. Топологические пространства. Раздел 3. Мера и интеграл Лебега: Построение меры Лебега на прямой. Общее понятие аддитивной меры. Лебеговское продолжение меры. Измеримые функции и их свойства. Определение интеграла Лебега. Класс суммируемых функций. Предельный переход под знаком интеграла. Связь интеграла Лебега с интегралом Римана. Интеграл Стилтьеса. Теорема Радона-Никодима. Прямое произведение мер и теорема Фубини. Пространства L1, Lp (p>1). Неравенства Гельдера и Минковского. Раздел 4. Банаховы пространства: Определение линейного нормированного пространства. Банаховы пространства. Сопряженное пространство, его полнота. Теорема Хана-Банаха о продолжении линейного функционала. Общий вид линейных функционалов в некоторых банаховых пространствах. Линейные операторы, норма оператора. Сопряженный оператор, обратный оператор, спектр и резольвента. Теорема Банаха об обратном операторе. Компактные операторы. Компактность интегральных операторов. Понятие об индексе. Теорема Фредгольма. Примеры использования теоремы Фредгольма. Раздел 5. Гильбертовы пространства: Скалярное произведение. Неравенство Коши-Буняковского-Шварца. Ортогональные системы. Неравенство Бесселя. Базисы и гильбертова размерность. Теорема об изоморфизме. Ортогональное дополнение. Общий вид линейного функционала. 40. Самосопряженные и унитарные операторы. Ортопроекторы. Теорема Гильберта о компактных эрмитовых операторах. Функциональное исчисление. Приведение оператора к виду умножения на функцию. Спектральная теорема. Неограниченные самосопряженные операторы. Примеры. Раздел 5. Линейные топологические пространства и обобщенные функции: Полинормированные пространства. Функционал Минковского. Нормируемость и метризуемость. Топологии в сопряженном пространстве. Слабая компактность в сопряженном пространстве. Основные пространства гладких функций. Пространства обобщенных функций. Операции над обобщенными функциями. Преобразование Фурье. Раздел 6. Элементы линейного анализа. Слабый и сильный дифференциал нелинейного функционала. Экстремум функционала. Классические задачи вариационного исчисления. Вторая вариация. Условия Лежандра и Якоби.
Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен: - знать: основные определения и понятия теории, уметь приводить их иллюстрирующие примеры и контрпримеры. Знать признаки и критерии упомянутых множеств. Понимать значение банаховского принципа неподвижной точки в применении его к классическим теоремам существования. Знать процесс построения меры Лебега посредством продолжения ее с полукольца множеств на наименьшее кольцо, порожденное этим полукольцом. Знать определение и свойства интеграла Лебега на множествах конечной меры.. Знать свойства пространства всех ограниченных линейных операторов и три основные теоремы функционального анализа: теорему Хана-Банаха, теорему Банаха-Штеингауза, а также теорему Банаха об обратном операторе. Понимать значение компактных операторов в теории Рисса о решении линейных операторных уравнений в банаховых пространствах. Знать основные факты теории гильбертовых пространств и теории линейных векторных пространств; - уметь: работать с открытыми, замкнутыми, компактными и ограниченными множествами в метрических пространствах. Уметь находить норму ограниченного линейного оператора в линейных нормированных пространствах. Уметь находить решения линейных операторных уравнений в банаховых пространствах.   - владеть:способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.); способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Всего часов 5 семестр 6 семестр 7 семестр
Общая трудоемкость дисциплины        
Аудиторные занятия        
Лекции        
Практические занятия (ПЗ)        
Контроль самостоятельной работы (КСР)        
Самостоятельная работа        
Используемые ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Internet», информационные технологии, программные средства и информационно-справочные системы В ходе обучения используются средства для обеспечения коммуникации, которые включают несколько форм: электронную почту, Internet. При помощи этих средств преподаватель и обучаемые совместно используют информацию, сотрудничают в решении общих проблем, публикуют свои идеи или комментарии, участвуют в решении задач и их обсуждении. Возможности использования электронной почты: С помощью электронной почты преподаватель может немедленно распространить ответы на наиболее часто возникающие вопросы; С помощью электронной почты обучаемые могут посылать текущие отчеты о выполнении домашних заданий, презентациях и т.д.; Возможность использования Internet: Специфика технологий Internet заключается в том, что они предоставляют обучаемым и педагогу огромные возможности выбора источников информации, необходимой в образовательном процессе: Размещение базовой и дополнительной информации, необходимой для учебного процесса, на сайте кафедры Размещение ссылок на разнообразные базы данных ведущих библиотек, информационных, научных и учебных центров Используется стандартное программ­ное обеспечение (MSExcel и др. (заполняется в соответствии с требованиями направления подготовки, особенностями учебной дисциплины). Просьба не копировать!
Формы текущего и рубежного контроля Групповые дискуссии, тесты, домашние задания, презентации, рефераты (заполняется в соответствии с требованиями направления подготовки, применяемыми образовательными технологиями, ФОС).Просьба не копировать!
Форма промежуточного контроля 5 семестр – зачет; 6, 7 семестр - экзамен

 


Приложение 5

Макет программы практики

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: