Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)




Методические указания предназначены для помощи обучающимся в освоении изучаемой дисциплины, а значит, прежде всего, касаются тематики и планов аудиторной работы обучающихся (т.е. планов последовательного проведения занятий), а также тематики и заданий для внеаудиторной работы обучающихся.

Форма представления планов проведения занятий должна содержать:

· тему или название практического занятия;

· задачи занятия с указанием отведённых на их достижение аудиторных часов;

· перечень ключевых вопросов для обсуждения в аудитории (при соответствующей форме проведения занятий);

· рекомендуемая литература для подготовки к занятию;

· перечень типовых заданий, кейсов, проблемных ситуаций для освоения темы;

· перечень контрольных вопросов и тестовых заданий для проверки уровня освоения и закрепления изучаемого материала.

В качестве примера кратко опишем изучение одной темы в рамках дисциплины «Методы принятия управленческих решений»

Практическое занятие №_ Метод нестрогого ранжирования для парных сравнений

Задачи занятия (2 часа):

• Изучение процедуры нестрогого ранжирования для метода парных сравнений на примере.

Рекомендуемая литература для подготовки к занятию:

1. Афоничкин А.И., Михаленко Д.Г. Управленческие решения в экономических системах: Учебник для вузов / А.И. Афоничкин, Д.Г. Михаленко. СПб.: Питер, 2009. - 480 с.

2. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: теория принятия решений: Учебник / А.И. Орлов. - М.: КНОРУС, 2011. - 568 с.

3. Текст лекций.

 

Типовая задача

Осуществите процедуру нестрогого ранжирования объектов на основе матриц сравнений экспертов

1 2 3

0 1 1 0 0 0 1 0 0 1 1 1

0 0 1 1 1 0 1 0 0 0 1 0

0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1

1 0 1 0 1 0 0 0 0 1 0 0

Контрольные вопросы:

В чем различие строгого и нестрогого ранжирования?

1. Укажите области профессиональной деятельности, для которых воз­можно использование метода нестрого ранжирования при принятии решений.

2. Укажите тип ситуаций принятия решений, для которых возможно ис­пользование метода нестрогого ранжирования.

3. Каковы особенности проведения нестрогого ранжирования на основ непарных сравнений?

4. Каким образом следует осуществить процедуру нестрогого ранжирова­ния в случае совпадения исходных ранжировок экспертов?

5. Для чего применяют в методе нестрогого ранжирования процедуру транзитивного замыкания?

6. В чем смысл использования коэффициента совместимости мнений экс­ пертов в методе нестрогого ранжирования?

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведе­нии лабораторных работ или выполнении лабораторных практикумов.

Желательно в рабочей программе учебной дисциплины дать перечень запланированных ви­дов таких работ с указанием их названия; длительности их выполнения; учебных целей; последовательности выполнения; перечня вопросов, выполняемых во вне­аудиторное время; достигаемых результатов (формируемых знаний, навыков и умений), а также необходимой литературы. В таком ключе может быть выполнено описание и других видов учебной работы по освоению дисциплины.

Особая роль отводится и внеаудиторной работе обучающегося, которая может принимать различные формы, в том числе и самостоятельное изучение отдельных тем дисциплины. В этом случае необходимо так же, как и при аудиторном планировании, четко определить цель изучения, задачи и результаты, которые следует получить при изучении тех или иных тем, выносимых на самостоятельное изучение. Вопросы для обсуждения в аудитории следует заменить на перечень вопросов, выносимых на самостоятельное изучение данной темы. Важный акцент в таком планировании следует отвести видам контрольных мероприятий, фиксирующих приобретённые самостоятельно знания, умения и навыки, расширив перечень контрольных вопросов, типовых задач, практических и тестовых заданий.

Вариант оформления внеаудиторной работы:

Тема №

Перечень вопросов, выносимых на самостоятельное изучение

1 …………………………………………………………………….

2 …………………………………………………………………….

3 …………………………………………………………………….

В результате изучения обучающийся должен:

Знать ………………………………………………………………………

Уметь ………………………………………………………………………

Владеть ………………………………………………………………

Ход работы

1 ……………………………………………………………………..

2 …………………………………………………………………….

3 ……………………………………………………………………..

Вопросы для самоконтроля (тестовые задания, типовые задачи и т.д.)

1 ……………………………………………………………………..

2 ……………………………………………………………………..

3 ……………………………………………………………………..

Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)

1 ……………………………………………………………………..

2 ……………………………………………………………………..

Форма контроля……………………………………………………

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В данном разделе выделяется перечень информационных технологий (ИТ), программного обеспечения и информационных систем, которые применяются при изучении дисциплины.

Следует обратить внимание на то, что данный пункт не касается использования традиционных офисных приложений для набора и оформления текста или выполнения простейших расчётов (если только речь не идет о дисциплинах, связанных с компьютерной подготовкой). Это могут быть базы данных (БД), традиционные информационно-справочные системы, хранилища (депозитарии) информации любого вида (включая графику и видео), универсальные компьютерные программы, предназначенные для решения широкого круга практических и научных задач и т.д. При необходимости следует дать перечень и обучающих программ, специально разработанных для обучения по данной дисциплине.

Основной задачей разработчика программы в условиях ФГОС ВО заявляется понимание того, для каких целей используются те или иные технологии и как они способствуют развитию выделенных квалификационных требований, т.е. как реализовать учебный процесс с применением компьютерных технологий; какую часть учебного материала и в каком виде представить и реализовать с их использованием; какие информационные технологии применять для развития знаний, умений и формирования навыков, определенных изучаемой дисциплиной.

Одним из возможных вариантов работы в данном направлении является использование табл. 11.1.

Таблица 11.1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: