Методические указания предназначены для помощи обучающимся в освоении изучаемой дисциплины, а значит, прежде всего, касаются тематики и планов аудиторной работы обучающихся (т.е. планов последовательного проведения занятий), а также тематики и заданий для внеаудиторной работы обучающихся.
Форма представления планов проведения занятий должна содержать:
· тему или название практического занятия;
· задачи занятия с указанием отведённых на их достижение аудиторных часов;
· перечень ключевых вопросов для обсуждения в аудитории (при соответствующей форме проведения занятий);
· рекомендуемая литература для подготовки к занятию;
· перечень типовых заданий, кейсов, проблемных ситуаций для освоения темы;
· перечень контрольных вопросов и тестовых заданий для проверки уровня освоения и закрепления изучаемого материала.
В качестве примера кратко опишем изучение одной темы в рамках дисциплины «Методы принятия управленческих решений»
Практическое занятие №_ Метод нестрогого ранжирования для парных сравнений
Задачи занятия (2 часа):
• Изучение процедуры нестрогого ранжирования для метода парных сравнений на примере.
Рекомендуемая литература для подготовки к занятию:
1. Афоничкин А.И., Михаленко Д.Г. Управленческие решения в экономических системах: Учебник для вузов / А.И. Афоничкин, Д.Г. Михаленко. СПб.: Питер, 2009. - 480 с.
2. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: теория принятия решений: Учебник / А.И. Орлов. - М.: КНОРУС, 2011. - 568 с.
3. Текст лекций.
Типовая задача
Осуществите процедуру нестрогого ранжирования объектов на основе матриц сравнений экспертов
1 2 3
0 1 1 0 0 0 1 0 0 1 1 1
0 0 1 1 1 0 1 0 0 0 1 0
0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1
|
1 0 1 0 1 0 0 0 0 1 0 0
Контрольные вопросы:
В чем различие строгого и нестрогого ранжирования?
1. Укажите области профессиональной деятельности, для которых возможно использование метода нестрого ранжирования при принятии решений.
2. Укажите тип ситуаций принятия решений, для которых возможно использование метода нестрогого ранжирования.
3. Каковы особенности проведения нестрогого ранжирования на основ непарных сравнений?
4. Каким образом следует осуществить процедуру нестрогого ранжирования в случае совпадения исходных ранжировок экспертов?
5. Для чего применяют в методе нестрогого ранжирования процедуру транзитивного замыкания?
6. В чем смысл использования коэффициента совместимости мнений экс пертов в методе нестрогого ранжирования?
Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении лабораторных работ или выполнении лабораторных практикумов.
Желательно в рабочей программе учебной дисциплины дать перечень запланированных видов таких работ с указанием их названия; длительности их выполнения; учебных целей; последовательности выполнения; перечня вопросов, выполняемых во внеаудиторное время; достигаемых результатов (формируемых знаний, навыков и умений), а также необходимой литературы. В таком ключе может быть выполнено описание и других видов учебной работы по освоению дисциплины.
Особая роль отводится и внеаудиторной работе обучающегося, которая может принимать различные формы, в том числе и самостоятельное изучение отдельных тем дисциплины. В этом случае необходимо так же, как и при аудиторном планировании, четко определить цель изучения, задачи и результаты, которые следует получить при изучении тех или иных тем, выносимых на самостоятельное изучение. Вопросы для обсуждения в аудитории следует заменить на перечень вопросов, выносимых на самостоятельное изучение данной темы. Важный акцент в таком планировании следует отвести видам контрольных мероприятий, фиксирующих приобретённые самостоятельно знания, умения и навыки, расширив перечень контрольных вопросов, типовых задач, практических и тестовых заданий.
|
Вариант оформления внеаудиторной работы:
Тема №
Перечень вопросов, выносимых на самостоятельное изучение
1 …………………………………………………………………….
2 …………………………………………………………………….
3 …………………………………………………………………….
В результате изучения обучающийся должен:
Знать ………………………………………………………………………
Уметь ………………………………………………………………………
Владеть ………………………………………………………………
Ход работы
1 ……………………………………………………………………..
2 …………………………………………………………………….
3 ……………………………………………………………………..
Вопросы для самоконтроля (тестовые задания, типовые задачи и т.д.)
1 ……………………………………………………………………..
2 ……………………………………………………………………..
3 ……………………………………………………………………..
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)
1 ……………………………………………………………………..
2 ……………………………………………………………………..
Форма контроля……………………………………………………
|
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
В данном разделе выделяется перечень информационных технологий (ИТ), программного обеспечения и информационных систем, которые применяются при изучении дисциплины.
Следует обратить внимание на то, что данный пункт не касается использования традиционных офисных приложений для набора и оформления текста или выполнения простейших расчётов (если только речь не идет о дисциплинах, связанных с компьютерной подготовкой). Это могут быть базы данных (БД), традиционные информационно-справочные системы, хранилища (депозитарии) информации любого вида (включая графику и видео), универсальные компьютерные программы, предназначенные для решения широкого круга практических и научных задач и т.д. При необходимости следует дать перечень и обучающих программ, специально разработанных для обучения по данной дисциплине.
Основной задачей разработчика программы в условиях ФГОС ВО заявляется понимание того, для каких целей используются те или иные технологии и как они способствуют развитию выделенных квалификационных требований, т.е. как реализовать учебный процесс с применением компьютерных технологий; какую часть учебного материала и в каком виде представить и реализовать с их использованием; какие информационные технологии применять для развития знаний, умений и формирования навыков, определенных изучаемой дисциплиной.
Одним из возможных вариантов работы в данном направлении является использование табл. 11.1.
Таблица 11.1