Анализ и совершенствование определения цены в налогообложении 22
2.1 Анализ методики начисления налога на имущество и НДС 22
2.2 Методика начисления налога на имущество на примере ЗАО «Альфа» 28
2.3 Пути совершенствования системы налогообложения 31
Заключение 34
Приложения 36
Приложение 1: Таблица 1 «Взимание НДС (ставка 18%)» 36
Приложение 2: Функционирование НДС в различных странах 37
Список литературы 40
Введение
Среди множества экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику, важнейшим являются налоги. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определённого регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства и отдельных отраслей.
Методология и практика налогового менеджмента на современном этапе приобретают особую важность по следующим обстоятельствам. Во-первых, переход российской экономики на рыночные отношения объективно требует научного обоснования и применения эффективных форм и методов управления налогами и налогообложением на всех уровнях хозяйствования.
Во-вторых, оптимизация налоговой нагрузки – проблема каждого конкретного предприятия. В условиях постоянно меняющихся налоговых отношений из-за систематических изменений законодательства достаточно сложно обеспечить налоговое планирование, позволяющее минимизировать налоговую нагрузку на предприятие. В настоящее время многие хозяйствующие субъекты нарушают налоговое законодательство, стремясь разрешить эту проблему. В то же время существует много способов законной минимизации налоговой нагрузки путём планирования налоговых платежей.
|
Определение цены в налогообложении – это тема, позволяющая широко осветить вопросы определения налогооблагаемой базы, способы минимизации налоговых платежей организаций. Все эти инструменты позволяют предприятиям на законных основаниях заниматься налоговым планированием. Понятно, что целью государства является максимизация налоговых поступлений, так как это позволяет перераспределять потоки денежных средств по отраслям хозяйства и выделять средства на социальные нужды государства.
Однако максимальные налоговые платежи не всегда по силам мелким предприятиям, недавно вышедшим на рынок. Поэтому государством предусмотрены разнообразные налоговые льготы и упрощенная система налогообложения для малых предприятий. Это позволяет снизить уровень сокрытия доходов и облегчить налоговое бремя.
Формируя общество с развитой рыночной экономикой, государство должно иметь адекватную и эффективную систему налогов и налогообложения и вести эффективную налоговую политику, которые бы отвечали общественным интересам, формировали благоприятные условия для хозяйственной деятельности, обеспечивали развитие и безопасность государства, учитывали интересы отдельных групп населения и каждого отдельного человека.
|
Целью данной работы является определение влияния различных факторов на процесс определения цены в налогообложении. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Познакомиться с основами системы налогообложения в России и основными видами налоговых льгот
2. Познакомиться с основными методами и приёмами планирования налоговых платежей организации и способами их минимизации
3.Рассмотреть и проанализировать на примере методику начисления отдельного налога
4. На основе проведённой работы рассмотреть возможные пути реформирования системы налогообложения
Теоретические основы определения цены в налогообложении
Система налогообложения Российской Федерации
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Основой налоговой системы в России является налоговый кодекс.
Налоги – обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны./15/
Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении./16/
|
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны; целевыми отчислениями в около 15 государственных внебюджетных фондов; компетенцией органов государственной власти в области налогового регулирования и способами их взаимодействия между собой; методами исчисления налогов, а также налоговым контролем./3/
Для целей налогообложения необходимо определить объект налогообложения, базу, на которую планируется начисление налогов, а так же налоговую ставку. Объект налогообложения – то экономическое основание, которое имеет стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Например, при налогообложении доходов физических лиц налоговой базой являются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды; при налогообложении имущества налоговой базой является его стоимость.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут быть твёрдыми и процентными. Первые устанавливаются в абсолютной сумме, вторые – в процентах объекта обложения. По способу установления процентные налоговые ставки подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Размер пропорциональной налоговой ставки не зависит от величины налоговой базы. В российской налоговой системе преобладает пропорциональное налогообложение. Прогрессивная налоговая ставка растёт вместе с увеличением базы налогообложения. В России такие ставки применяются при налогообложении имущества физических лиц и при налогообложении транспортных средств (в зависимости от мощности двигателя). Регрессивная налоговая ставка уменьшается с увеличением налогооблагаемой базы. В России эта ставка применяется при взимании Единого социального налога. По этому налогу ставка понижается по мере возрастания денежных выплат и иных вознаграждении работникам организации. Введение регрессивных ставок по Единому социальному налогу было вызвано необходимостью стимулирования налогоплательщиков в части реального отражения производимых выплат работникам и устранению теневых форм выплаты заработной платы и других вознаграждений работникам, так как такая форма выплаты доходов работникам в России получила широкое распространение./3/
В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные. К государственным налогам относятся подоходный, на прибыль, таможенные пошлины. Основным видом местного налога является имущественный налог.
Налоги по их использованию делятся на общие и специальные. Общие налоги предназначены для финансирования текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.
Налоги в зависимости от источников их покрытия группируются следующим образом:
1) налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) – земельный налог, страховые взносы;
2) налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг) – НДС, акцизы, экспортные тарифы;
3) налоги, расходы по которым относятся на финансовый результат- налог на прибыль, на имущество предприятия, на рекламу, некоторые целевые сборы;
4) налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий – лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах./3/
Таким образом, система налогообложения России базируется на принципах законности и разумности. Налоги являются одним из основных инструментов финансового регулирования и основным способом перераспределения доходов между сферами общественной жизни государства.
1.2 Методы и приёмы планирования налоговых платежей организации
Налоговое планирование – систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленных на оптимизацию налоговых обязательств в текущем и будущем периодах, представляющий собой ряд мероприятий, направленных на уменьшение налоговых выплат. В отличие от уклонения от уплаты налогов, налоговое планирование – абсолютно законное средство сохранения заработанных средств. Комплексное налоговое планирование – часть финансового планирования в организации./5/
Существует несколько основных методов налогового планирования:
1.Метод ситуационного налогового планирования – наиболее прост и доступен. Руководство организации на основе учредительных документов в соответствии с НК РФ и статистическими нормативами определяет спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать организации, уточняет ставки и льготы. Формируется так называемое налоговое поле организации. Далее подбираются типичные хозяйственные операции, в которых участвует организация, учитывая специфику вида деятельности и сложность производственного процесса.
Затем образуется система договорных отношений с учётом сформированного налогового поля. После этого разрабатываются различные ситуации с учётом уже выполненных налоговых, договорных и хозяйственных наработок, охватывающих самые разнообразные стороны экономической жизни, реализуемые в нескольких сравнительных вариантах. На основе всестороннего анализа ситуаций выбираются оптимальные варианты.
2. Метод микробалансов. Чтобы оценить тот или ной вариант экономической деятельности организации в разных условиях хозяйствования, выделяют крупные блоки хозяйственных операций, включающие главные отличия. Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок, для каждого из них выполняются расчёты балансов. Сравнение полученных микробалансов позволит выбрать более выгодный вариант.
3. Метод графоаналитических зависимостей. Основывается на выделении одного или нескольких важнейших параметров баланса, которые могут оказать решающее влияние на результаты работы организации. Чтобы определить влияние на финансовый результат деятельности любого из экономических параметров, выделяется крупный блок хозяйственных операций, в которых этот параметр участвует. Затем путём ряда последовательных расчётов микробалансов при разных величинах исследуемого параметра получают графическую или аналитическую зависимость от него финансового результата. На её основе можно выбрать оптимальное соотношение.
4. Статистический балансовый метод. Состоит в том, что на основе балансов ряда коммерческих предприятий определяются величины усреднённых параметров, которые могут быть использованы для построения или сравнения расчётной экономической модели.
5. Метод определения финансовых потоков организации в двухкоординатной системе налогообложения. Строится на основе предположения, что действуют всего два налога – косвенный (НДС, акцизы, etc.) и налог на прибыль. Ряд налогов игнорируется в силу своей незначительности либо приводится с помощью определённых итераций к одному из этих видов./10/
Налоговые льготы
Налоговыми льготами признаются предоставленные отдельным категориям плательщиков налогов и сборов преимущества по сравнению с другими плательщиками не уплачивать налог и сбор или уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы могут предоставляться в виде изъятия из-под налогообложения отдельных объектов налогообложения, либо в виде скидок, которые направлены на сокращение налоговой базы, в виде пониженных ставок по сравнению с обычными. Например, ставка НДС по большинству товаров составляет 18 процентов, а по продовольственным товарам и товарам для детей, по перечню, утверждённому Правительством РФ, - 10 %./6/
Также возможно уменьшить сумму, подлежащую налогообложению с помощью другого эффективного хода менеджера - привлечения на работу (хотя бы формально) инвалидов и пенсионеров. Ставки налога на прибыль понижаются на 50 %, если от общего числа работников инвалиды составляют не менее половины. Здесь надо учесть, что в среднесписочную численность не могут быть включены инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера. В результате инвалиды и пенсионеры получают дополнительные средства к скромной пенсии, а предприятие снижает налоги наполовину, экономя порой сотни миллионов и миллиарды рублей./16/
По закону РФ «О налоге на добавленную стоимость» от налогообложения освобождаются предприятия и организации, где работают убогие, глухие, слепые. В реальной жизни организация может состоять вовсе не из инвалидов, а вполне из работоспособных граждан. Причем с документами обычно все в порядке. Нередко в центральной конторе работают представители руководящего персонала, а инвалиды занимаются приемом телефонных звонков на дому, то есть работают диспетчерами. Подобная организация может использовать данную льготу в своей хозяйственной деятельности, либо продает услугу, публикуя, скажем, рекламу такого содержания: «Общественная организация инвалидов учреждает предприятия, освобождение от НДС — на 100 %, от налога на прибыль — 100 %, от налога на имущество — 100 %»./14/
Однако если налоговая инспекция установит, что инвалиды и пенсионеры получали заработную плату только фиктивно, то она может квалифицировать действия предприятия по уменьшению налогов как неправомерные. Чтобы избежать этого, обычно устраивают уборку служебных помещений, проводят собрания, митинги, отправляют корреспонденцию и т.д., то есть создают видимость занятости./14/
Налоговые льготы имеют большое социально-экономическое значение. Умеренное налогообложение доходов физических и юридических лиц в одном случае повышает благосостояние граждан, с другой стороны – стимулирует производство. Государство использует налоговые льготы как один из основных инструментов в механизме регулирования товарно-денежных отношений. Кроме того, льготный налоговый режим воздействует на отраслевую структуру.
1.3.1 Упрощённая система налогообложения
В России еще со времен перехода к рыночной экономике государство провозгласило курс на всестороннюю поддержку малого бизнеса. И самым главным результатом всего этого стало появление в НК РФ главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения».
Итак, являясь одним из специальных налоговых режимов, упрощенная система налогообложения (УСН) адресована ограниченному кругу налогоплательщиков – субъектам малого предпринимательства (хотя законом прямо не установлено, что упрощенку могут применять только такие лица). Особенности предпринимательской деятельности, которая осуществляется малым бизнесом, как раз и предопределили основные «вехи» УСН. /7/
Учитывая незначительный экономический масштаб такой деятельности, государство, с одной стороны, согласилось уменьшить совокупное налоговое бремя для осуществляющих ее лиц, а с другой – облегчить осуществление процедур, необходимых для контроля над «упрощенцами».
Упрощенная система налогообложения (УСН) была разработана для применения индивидуальными предпринимателями и организациями с целью упрощения расчетов по налоговым выплатам. Она предусматривает две ставки налогообложения – 6 % (доходы) и 15 % (доходы, уменьшенные на величину расходов). Если попытаться объяснить это своими словами, то получится примерно так:
Первый вариант - Вы покупаете апельсины, например, по 30 рублей, продаете по 40 рублей и из прибыли в 10 рублей отдаете государству в виде налогов 15 %, что составляет в итоге 1 рубль 50 копеек.
Второй вариант – Вы продаете апельсины по 40 рублей и со всей этой суммы платите налог 6 %, что составляет в итоге 2 рубля 40 копеек./11/
Возможностью перехода на УСН обладают только те организации, чьи доходы за девять месяцев того года, в котором подается заявление о переходе, не превышают 15 миллионов рублей. В указанную сумму следует включать не только доходы от реализации, но и «внереализационку».
Итак, переход на УСН, который осуществляется на добровольной основе, дает налогоплательщику основную привилегию – замену уплаты большинства налогов уплатой единого налога. Помимо НДС они не платят налог на имущество, задействованное в предпринимательской деятельности, и единый социальный налог (для ИП - в отношении доходов, полученных в результате предпринимательской деятельности, а также выплат и вознаграждений, начисляемых физическим лицам). Ну и, наконец, организации избавляются от необходимости платить налог на прибыль, а индивидуальные предприниматели – налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в той их части, которая заработана предпринимательством. К тому же, в 2010 году «упрощенцы» уплачивают страховые взносы по льготному тарифу: 14 % вместо 26 % на общем режиме./17/