Минимизация стоимости имущества для целей налогообложения




Как было сказано выше, основой для начисления налогов является налоговая база. Она складывается из стоимости имущества, попадающего под налогообложение. Следовательно, если вывести некоторую часть имущества из-под налогообложения, то можно законными методами прийти к минимизации налоговых платежей.

Существует несколько способов минимизации стоимости имущества для целей налогообложения:

Списание стоимости материалов, переданных в производство

В своей учетной политике предприятие определяет порядок списания на затраты стоимости расходных материалов. Обычно используются методы списания FIFO (First in, first out - Первый пришел, первый ушел), LIFO (Last in, first out - Последний пришел, первый ушел) или по средней стоимости.

При применении метода LIFO стоимость списанных материалов максимальна, т.к. списываются последние купленные партии материалов, которые, как правило, дороже более ранних покупок. Себестоимость продукции повышается, а прибыль снижается. Стоимость материалов на остатке меньше, соответственно, налог на имущество также снижается. Метод LIFO выгоден, особенно в условиях инфляции. /10/

Переоценка стоимости основных средств

Переоценка основных фондов является важным элементом в оптимизации налога на имущество предприятий. Сейчас складывается тенденция, когда многие предприятия начали активно пользоваться предоставленным им правом и приводят восстановительную стоимость основных средств в соответствие с данными о рыночной стоимости. Провести переоценку можно либо в конце года, предшествующего отчетному, либо в первом квартале отчетного года. В последнем случае результаты переоценки отражаются в отчетности за первый квартал./10/

При проведении переоценки нужно иметь в виду, что абсолютно достоверно определить реальную рыночную цену имущества, сегодня практически невозможно. Это связано с тем, что введение договорных, а потом и свободных цен привело к тому, что, например, однотипное оборудование отличается по учетной стоимости в несколько раз в зависимости от периода его приобретения. Учитывая это, предприятие при помощи специалистов оценочных фирм может значительно уменьшить стоимость основных средств. Однако не стоит забывать, что изменение стоимости основных средств влечет изменение валюты баланса и, соответственно, чистых активов предприятия, а это может вызвать недоверие у инвесторов и кредиторов.

При переоценке своего имущества предприятие может преследовать разные цели, но тут нужно руководствоваться не только сиюминутными интересами, а проводить переоценку с учетом долгосрочных и среднесрочных планов. Например, известно, что налог начисляют исходя из той стоимости основного средства, по которой оно числится в бухгалтерском учете, и тут вполне понятно желание собственников и руководителей уменьшить стоимость имущества. Но не всегда такое решение окажется во благо. Так если рыночная стоимость основных средств существенно занижена, то в случае банкротства предприятия или при реализации его имущества судебным приставом в счет погашения долга, велик риск, что оно "уйдет с молотка" за копейки. Кроме того, занижать стоимость невыгодно, если общество в скором времени планирует принять решение об увеличении размера уставного капитала или если компания собирается кредитоваться под залог своих активов.

Отдавая распоряжение о проведении переоценки, следует помнить, что, “увеличив” в одном году восстановительную стоимость основных фондов, вы не сможете в следующем году ее резко снизить, поскольку тут действуют жесткие ограничения. /10/

 

Консервация основных средств

Если у предприятия есть производственные фонды, в которых оно не нуждается и не можете по каким-то причинам списать, а налог на имущество по ним является тяжелым бременем, то самое время их законсервировать. В таком случае, достаточно приказа руководителя о переводе этих фондов на консервацию. Но о таком решении нужно уведомить налоговые органы/16/.

Инвентаризация основных средств

В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49), проведение инвентаризации необходимо перед каждым годовым бухгалтерским отчетом. В свою очередь, проведение инвентаризации по инициативе самого предприятия возможно в любой момент. Зачастую в составе облагаемого налогом имущества числятся устаревшие товары, неисправные и морально устаревшие основные средства и материалы, предназначенные для выпуска продукции, снятой с производства. /16/

Моральный износ основных средств

Данный метод применяется крайне редко, хотя может оказаться во многих случаях очень эффективным.

Не секрет, что в наш век высоких технологий оборудование устаревает и перестает приносить доход компании гораздо раньше, чем выйдет срок его полезного действия. В такие моменты необходимо либо производить переоценку, как было сказано выше, либо совсем избавляться от имущества (избавляться для целей налогообложения и бухгалтерского учета, а не от того, чтобы продолжать пользоваться ими на самом деле). Позиция налоговых органов касательно морального износа следующая: если компьютер Pentium 133, перестал справляться с возложенной на него нагрузкой и тем самым приносить пользу компании, как вычислительный центр, его можно использовать как калькулятор или пишущую машинку.

Чтобы применить эту норму на практике, предприятию необходимо: составить акт на утилизацию, оприходовать ценные запчасти. Конечно же, ни один государственный орган никогда не будет проводить сплошную инвентаризацию, так что владеть и пользоваться списанным имуществом вам уже никто не помешает. /17/

Совместная деятельность

Для тех предприятий, которые осуществляют работы в рамках договора о совместной деятельности, установлен особый порядок налогообложения имущества, как объединенного, так и созданного либо приобретенного в результате этой деятельности. Объединенное имущество не является самостоятельным объектом налогообложения, оно учитывается при расчете налога на имущество у того участника договора, который передал это имущество для осуществления совместной деятельности. Что же касается созданного или приобретенного в результате совместной деятельности имущества, то оно учитывается у каждого участника после распределения результатов.

Если одна из компаний-участниц договора о совместной деятельности имеет льготы по налогу на имущество, то остальные участники заинтересованы, как правило, в том, чтобы передать ей на баланс имущество, предназначенное для осуществления совместной деятельности. Но при этом компания может потерять предоставленную ей льготу. Это видно на примере потери льготы для имущества предприятий по переработке сельскохозяйственных продуктов. (Льгота предоставляется при выручке от этой деятельности более 70 %.) Если договором о совместной деятельности предусматривается все та же переработка сельхозпродукции, и на баланс предприятия от прочих участников поступит соответствующее имущество, то право на льготу сохраняется. Если же по договору о совместной деятельности компания начинают получать прибыль от другой деятельности, например, посреднической и ее выручка от переработки сельхозпродуктов окажется ниже 70% от совокупной выручки, то права на льготу у нее уже не будет.

Что касается незавершенных строительством объектов, то если сдача этого объекта в эксплуатацию осуществляется в конце квартала, выгоднее оформить ввод документально после первого числа месяца, следующим за отчетным кварталом. Но тут необходимо сопоставлять и просчитать выигрыш от снижения налога на имущество с суммой недоначисленных амортизационных отчислений./14/

Упрощенная система налогообложения

На применение этого режима налогообложения могут претендовать не все. Так не имеют права применять данную систему кредитные, страховые, инвестиционные организации, а также нотариусы, производители подакцизных товаров, предприятия игорного бизнеса и предприятия, уплачивающие единый налог на вмененный доход или налог на сельхозпроизводителей. Кроме того, не могут пользоваться этим режимом предприятия, если доля физических лиц в уставном капитале меньше 75%; предприятия, численность сотрудников которых превышает сто человек; предприятия, имеющие основные средства стоимостью более 100 млн. руб.; а также компании, чей годовой доход превышает 15 млн. руб.

Не секрет, что у большинства собственников предприятий имеются по одной или несколько мелких фирм-спутников, которые обслуживают интересы компании, осуществляющей основной бизнес. Для экономии налога на имущество, целесообразно продать имущество «своей» фирме перешедшей на «упрощенку», или внести его в качестве вклада в уставный капитал. Но стоит иметь в виду, что стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности у фирмы, использующей «упрощенку», не должна превышать 100 000 000 руб.

Однако, несмотря на преимущества «упрощенка» имеет и недостатки. В первую очередь - это ограничение стоимости собственного имущества и сравнительно небольшой годовой объем продаж./11/

Лизинг

Возможности лизинга для экономии налога на имущество тоже достаточно широки. Так можно полностью отнести лизинговые платежи на себестоимость продукции, работ, услуг, что существенно снижает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Принимая какие-либо основные средства в лизинг, предприятие получает право пользования ими и сможет извлекать прибыль. Но при этом это имущество еще несколько лет будет находиться на балансе компании-лизингодателя. Последний также может экономить на налоге на имущество, применяя ускоренную амортизацию (с коэффициентом 3). Но можно пойти и по другому пути: в зависимости от условий договора лизингополучатель может поставить эти основные средства и себе на баланс и в этом случае также применяется ускоренная амортизация./8/

Купля-продажа основных средств

Экономит на платежах по налогу на имущество предприятие обычно наряду с одновременным снижением налогооблагаемой прибыли при купле-продаже основных средств. Оформляют такое приобретение не на всю стоимость имущества, а на его часть. Разница оформляется как оплата услуг (маркетинговых, хранения и т д.) или как выплата (обоснованных для налогового инспектора) штрафных санкций продавцу, В этом случае имеет выигрыш как продавец, так н покупатель. Продавец разницу между балансовой стоимостью реализуемого имущества и его фактической продажной ценой относит в убытки своего предприятия. На размер разницы в цене продажи он получает изменение себестоимости за счет убытков. Покупатель разницу между балансовой стоимостью покупаемого имущества и его фактической продажной ценой сразу же списывает на себестоимость в виде расходов на оказываемые ему «услуги» от продавца. В противном случае пришлось бы приобретенное имущество длительное время списывать на себестоимость по частям в виде амортизации. Кроме того, в такой ситуации покупатель платит в меньшей сумме налог на имущество./17/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: