Пути совершенствования системы налогообложения




Какими должны быть налоги - высокими или низкими - это извечная проблема в теории и практике мирового налогообложения.

Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства. С другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаропроизводителей.

Однако нельзя и снижать налоги сверх меры. Ведь они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий.

Многие жалуются на нестабильность российских налогов, на постоянные смены правил "игры с государством". Это действительно так. Налоговый кодекс переписывают почти каждый год. Прошедший 2009 год не исключение. С первого января 2010 года был отменен Единый социальный налог. /16/

Основные направления налоговой реформы в России в должны быть направлены на:

1) ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;

2) расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом "налоговой справедливости";

3) решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства. /3/

На сегодняшний день наиболее целесообразным шагом в области реформирования налоговой системы можно предложить:

1. расширение прав местных органов при установлении ставок налогов на имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных средств) и граждан;

2. унификацию прямого налогообложения всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли;

3. расширение мер по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора.

Налоговая система России плохо увязана с развитием экономики и деятельностью непосредственных субъектов – предприятий. Она развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует и почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. В данной ситуации одной из важнейших составляющих оптимизации налоговой системы Росси выступает резкое усиление ее стимулирующего воздействия на экономику.

В настоящее время в России наметились два основных пути в реформировании системы налогообложения: эволюционный и революционный. Эволюционный путь предполагает прежде всего окончательно определиться с такими спорными понятиями в налогообложении, как «товар», «услуга», «место реализации». Смысл этих понятий ясен каждому, однако то определение, которое даёт налоговый кодекс, часто приводит к спорам, которые разрешаются лишь в судебном порядке.

Так же эволюционный путь предполагает введение новой классификации налоговых нарушений. В настоящее время при обнаружении возможности снижения налогооблагаемой базы налоговая инспекция по умолчанию приравнивает вполне законопослушного налогоплательщика к налоговому нарушителю. Эта позиция в корне не верна, так как попытки снижения налогооблагаемой базы свидетельствуют лишь о стремлении организации вести разумную финансовую и налоговую политику. /14/

К революционной концепции реформирования налоговой системы относятся проекты Центрального экономико-математического института РАН (ЦЭМИ) и Ассоциации "Налоги России" (АНР). Эти проекты предполагают упразднение большинства налогов или замену их единым налогом на прибыль. Этот подход признаётся ошибочным, так как подобные мероприятия не улучшат систему налогообложения, а лишь усилят контроль над предприятиями, то есть нарушат принцип свободы предпринимательства. /14/

Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость.


 

Заключение

Определение цены в налогообложении – это совокупность всех методов, применяемых для расчёта суммы налогов, подлежащей уплате в бюджет. Оно включает в себя определение объекта налогообложения, налоговой базы и ставки налога, которая будет начислена на эту базу.

Как и любые другие финансовые операции, налоговые платежи поддаются планированию. Существует несколько методик налогового планирования, каждая из которых предполагает рассмотрение различных налоговых ситуаций и выбор оптимального варианта развития ситуации.

Задачей любого предприятия является разумная минимизация расходов при максимизации доходов. Поэтому вполне логично, что любое предприятие стремится к минимизации налоговых платежей. Естественно, что уход от уплаты налогов незаконен и подлежит преследованию. Однако существует несколько вполне законных способов уменьшения налоговых платежей. Один из них – применение налоговых льгот. Многие предприятия имеют на них право, но далеко не все этим правом пользуются. Налоговые льготы могут зависеть от самых разнообразных факторов: от состава сотрудников предприятия, от перечня реализуемой продукции, от месторасположения предприятия. Одним из вариантов налоговых льгот является возможность для предприятий применять упрощённую систему налогообложения. На применение этой системы наложены некоторые ограничения, связанные с размером основных средств предприятия, количеством сотрудников и объёмом прибыли. Однако её применение позволяет существенно уменьшить налоговое бремя.

Другой возможностью минимизации налоговых платежей является уменьшение стоимости имущества, на которое начисляется налог. Этого возможно достичь различными способами: от переоценки основных средств до создания обособленного подразделения и перевода части имущества на его счёт.

Для уменьшения налоговых платежей по НДС и ЕСН применяются иные методы. Для уменьшения НДС следует лишь найти способ уменьшить добавленную стоимость продукции. Для минимизации платежей по ЕСН применяются более изощрённые методы: от введения сотрудников в состав акционеров до аренды персонала у иностранной компании. Всё это позволяет компаниям увеличивать реальную выручку и максимизировать количество средств в обороте.

Для исчисления любого налога существует собственная методика. При начислении налога на имущество следует обратить особое внимание на определение стоимости этого имущества в каждый отчётный и налоговый период. При начислении НДС акцент делается на состав реализуемой продукции, так как это напрямую влияет на определение налоговой ставки. Также при расчёте НДС следует предусмотреть возможность применения налоговых вычетов, которые позволяют экономить на налоговых платежах.

Налоговая система России достаточно молода и активно развивается в настоящее время. Этим объясняются некоторые неточности в законодательстве и ежегодный пересмотр налогового кодекса. Налоги являются основным способом аккумуляции доходов бюджета. Однако налоговая политика не должна быть направлена лишь на покрытие расходов государства. Необходимо предусмотреть возможности для дальнейшего развития инноваций не только предприятиями, получающими непосредственную поддержку от государства, но и предприятиями – налогоплательщиками. Лишь в этом случае мы получим стабильную экономику и возможности для развития государства в целом.


 

Приложения

Приложение 1: Таблица 1 «Взимание НДС (ставка 18%)»

Этап движения товара Стоимость покупки без НДС НДС при покупке Стоимость продажи без НДС НДС при продаже Цена продажи НДС в бюджет Наценка %
Производитель сырья - - - -     -
Производственное предприятие              
Оптовый продавец              
Розничный продавец              
Конечный потребитель     - - - - -

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: