САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЕ 3 глава




Орган местного самоуправления, в свою очередь, утвердивший в установленном законодательством порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов. Кроме того, в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости.

Орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, требующего внесение изменений в кадастровые сведения, представляет копию такого решения в орган кадастрового учета.

Понятие приобретательной давности формулируется в с т. 234 ГК РФ: если лицо – гражданин или юридическое лицо, – не являющееся собственником имущества, добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, оно приобретает право собственности на это имущество.

Таким образом, кадастровый учет имеет существенное значение не только для управления и распоряжения муниципальным имуществом, но и для решения других вопросов местного значения, в том числе связанных и с территориальной организацией местного самоуправления. В отношении же бесхозяйной недвижимой вещи его внесение в государственный кадастр подтверждает существование такого объекта, фиксирует все необходимые сведения о нем.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет территориальными органами Федеральной регистрационной службы орган местного самоуправления может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

После вступления решения суда о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи в законную силу подается заявление о регистрации права собственности. Государственная регистрация прав муниципального образования на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой в соответствии с гражданским законодательством юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Такая регистрация является единственным доказательством возникновения права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает также, что в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Регистрация прав на муниципальное недвижимое имущество, составляющее муниципальную казну, проводится без взимания государственной пошлины.

Учет муниципального имущества и его движение осуществляется путем занесения соответствующих сведений в специальный раздел реестра муниципальной собственности. Выписка из реестра муниципальной собственности является документом, подтверждающим учет недвижимого имущества в составе муниципальной собственности. В реестр муниципальной собственности вносятся также сведения о муниципальном имуществе, закрепленном за муниципальными организациями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Но ведение реестра муниципальной собственности, как показывает практика, обеспечивает не только учет, но и повышает эффективность управления муниципальной собственностью, увеличивает поступления налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет.

Необходимо признать, что органы местного самоуправления подчас не располагают систематизированной информацией об объеме и составе муниципальной собственности, в результате чего процесс управления собственностью осуществляется недостаточно эффективно. Ведение реестра может обеспечить надежную юридическую и информационную основу для учета муниципальной собственности и эффективного управления, если будут соблюдены определенные требования:

· реестр должен содержать количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов собственности, включая объекты незавершенного строительства, с обязательным наличием информации о целях использования, рыночной стоимости объекта, степени износа, необходимости ремонта и пр.;

· объектами учета при ведении реестра муниципальной собственности должны являться – имущество муниципальных учреждений и унитарных предприятий, закрепленное за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения; находящиеся в муниципальной собственности акции (доли) в уставном капитале предприятий (с указанием процентной доли); имущество, принятое в муниципальную собственность от предприятий, организаций различных форм собственности; иное недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в безвозмездное пользование, аренду, залог и т.п.

· ведение реестра базируется на информации, полученной в ходе инвентаризации.

Создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений как направление деятельности органов местного самоуправления во многом обусловлено тем, что органы местного самоуправления как властные органы в соответствии с законодательством не вправе непосредственно заниматься хозяйственной (предпринимательской) деятельностью. Поэтому для решения вопросов местного значения они создают муниципальные предприятия и учреждения, а также вправе учреждать межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Учрежденные органами местного самоуправления организации вправе осуществлять свою деятельность только после их государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Органы местного самоуправления также определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. Они регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятиям имущества.

Более подробно правовое положение муниципального унитарного предприятия (МУПа), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия регулирует Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество МУПа принадлежит на праве собственности муниципальному образованию, от имени которого права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. МУП не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия соответствующих органов местного самоуправления. Остальным своим имуществом МУПы распоряжаются, по общему правилу, самостоятельно. Муниципальные образования в лице органов местного самоуправления имеют право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятий.

Правовой статус муниципального учреждения определяется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Учреждением признается некоммерческая организация, созданная для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Муниципальные бюджетные учреждения осуществляют в отношении закрепленного за ними на праве оперативного управления имущества правомочия владения, пользования, распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями органов местного самоуправления и назначением имущества. Органы местного самоуправления, осуществляя полномочия собственника муниципального имущества, вправе изымать закрепленное за учреждениями имущество, если оно оказывается излишним, не используется или используется не по назначению. Они распоряжаются таким имуществом по своему усмотрению. Учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом или имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно (дополнительно) отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение. Обеспечение деятельности муниципальных бюджетных учреждений осуществляется прежде всего путем их финансирования из средств местного бюджета.

Особенности организации и деятельности муниципальных автономных учреждений регулируются Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Муниципальное автономное учреждение – это некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения, а автономное учреждение не отвечает по обязательствам муниципального образования.

Доходы такого учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом. Но автономное учреждение не вправе без согласия муниципального образования распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем – муниципальным образованием на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законом. Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Его виды определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения – решением местной администрации муниципального образования либо путем изменения типа существующего муниципального учреждения – по инициативе либо с согласия муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан на получение муниципальных услуг.

Формирование и размещение муниципального заказа направлено на удовлетворение муниципальных нужд, под которыми понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных переданных государственных полномочий. Использованием механизма муниципального заказа достигается комплексное и эффективное решение общественно значимых проблем муниципального образования и удовлетворение потребностей его жителей, более рациональное использование бюджетных средств;, повышение эффективности и адресности муниципальных услуг, развитие и поддержка новых форм муниципальных услуг, а также вовлечение дополнительных ресурсов коммерческих и некоммерческих организаций, а также населения в решение общественно значимых муниципальных проблем.

Правовой формой реализации данных нужд выступают, как правило, договоры на поставки товаров, реже – договоры на выполнение работ или оказание услуг. При размещении муниципального заказа главная задача – найти наиболее выгодного поставщика (подрядчика, исполнителя). При размещении муниципального заказа реализуемая задача чаще всего может быть измерена как с помощью качественных показателей (питание школьников в общеобразовательных учреждениях или больных в медицинских учреждениях), так и количественных (стоимость муниципального заказа, учитывая дефицитность местных бюджетов).

Порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами. Под размещением муниципального заказа понимаются осуществляемые в законном порядке действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

Муниципальный заказ формируется на основе анализа выявленных потребностей жителей в муниципальных услугах с учетом действующих планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, имеющегося бюджетного финансирования. Размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, либо без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Финансовое и иное обеспечение выполнения муниципального заказа осуществляется за счет средств местного бюджета, имущества, которое может быть выделено заказчиком для выполнения муниципального социального заказа, безвозмездно либо на иных условиях; средств и ресурсов, привлекаемых исполнителем; добровольных пожертвований и иных, не запрещенных законодательством поступлений.

В особом порядке, как предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 978 «Об утверждении Правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом», определяется порядок принятия решений о заключении долгосрочных муниципальных контрактов на выполнение работ (оказание услуг). К таковым относятся контракты, длительность производственного цикла выполнения (оказания) которых составляет более 3 лет (более 1 года – в случае утверждения решения о местном бюджете на очередной финансовый год).

Наряду с муниципальным заказом для реализации отдельных проектов органы местного самоуправления могут также использовать и такую форму, как муниципальные гранты. Муниципальный грант – это целевое финансирование, предоставляемое муниципалитетом на безвозмездной конкурсной основе общественным объединениям, некоммерческим организациям, органам территориального общественного самоуправления, а также отдельным гражданам для выполнения отдельных социально значимых проектов, реализации социально значимых программ. Использование муниципального гранта регулируется ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает возможность выделения грантов из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов муниципальных образований.

В целом, практика аутсорсинга – выведения определенных видов деятельности за рамки органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений на основе конкурсных процедур и заключения контрактов, как показывает опыт, способствует повышению эффективности управленческой деятельности. В этих случаях обеспечивается внедрение новых технологий, более эффективно контролируются издержки деятельности, повышается качество услуг, сокращаются капитальные затраты и численность административного персонала. Мировой опыт показывает, что внедрение механизма аутсорсинга, позволяет экономить до 10-50% бюджетных средств. Кроме того, формируются структуры, способные эффективно и в соответствии с требованиями налогового и бюджетного законодательства выполнять муниципальные проекты и программы. За счет вовлечения населения муниципального образования происходит активизация его гражданской позиции.

Эффективное управление муниципальным имуществом становится важным ресурсом экономического развития территории. В тех же случаях, когда дальнейшее сохранение права собственности муниципального образования на то или иное имущество оказывается неэффективным, оно может быть приватизировано. Под приватизацией (от лат. privatus – частный) понимают возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц, осуществляемое органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Порядок, способы и условия приватизации муниципального имущества определяются Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2006 г. № 87 были утверждены «Правила определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества», т.е. минимальной цены, по которой возможно отчуждение этого имущества. Определение такой цены зависит прежде всего от того, какое имущество подлежит приватизации – имущественный комплекс унитарного предприятия, его активы или акции акционерного общества.

В особом порядке регулируется порядок приватизации жилищного фонда и участие субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого муниципального недвижимого имущества. В соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», который определил основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории России, приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что преимущественное право на приобретение арендуемого имущества имеют субъекты малого и среднего предпринимательства, за отдельными исключениями, установленных законодательством. При возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности они вправе приобрести такое имущество по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком.

Его порядок установлен Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Под рыночной стоимостью объекта оценки данный закон понимает наиболее вероятную цену, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

· одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

· стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

· объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

· цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

· платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

В качестве независимых оценщиков выступают физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность. Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и органом местного самоуправления.

Гражданское законодательство также устанавливает особенности процедуры банкротства, которые должны привлекать особое внимание органов местного самоуправления и их должностных лиц. Они установлены Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и касаются:

- во-первых, исполнения обязательств муниципального унитарного предприятия как должника собственником его имущества – муниципальным образованием, а также завершения процедуры банкротства и прекращения производства по делу о банкротстве при исполнении обязательств такого должника;

- во-вторых, имущества должника, не включаемого в конкурсную массу, когда в состав такого имущества входят дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения – социально значимые объекты;

- в-третьих, банкротства таких юридических лиц, как градообразующие, сельскохозяйственные, финансовые организации, а также субъекты естественных монополий.

Осуществляя полномочия в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, органы местного самоуправления вправе заключать концессионные соглашения. Концессионные соглашения – это один из механизмов обеспечения более эффективного использования муниципального имущества, а также привлечения инвестиций в муниципальную экономику. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное концессионным соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту (муниципальному образованию), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а муниципальное образование обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Федерального закона «О концессионных соглашениях» или существа концессионного соглашения.

Если концедентом является муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления, то в качестве концессионера могут выступать индивидуальные предприниматели, российские или иностранные юридические лица, либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица. Законодательство устанавливает обязанности концессионера, порядок контроля за исполнением концессионного соглашения, особенности предоставления концессионеру в аренду (субаренду) земельного участка, основания прекращения концессионного соглашения и др.

Следовательно, концессия становится механизмом также развития предпринимательства. Учитывая, что экономическое развитие муниципального образования все больше зависит от развития частного капитала, органы местного самоуправления заинтересованы в создании благоприятных условий для его развития.

Как одно из направлений деятельности органов местного самоуправления определяется содействие развитию сельскохозяйственного производства, малого и среднего предпринимательства, рынка сырья и продовольствия. Федеральный закон № 131-ФЗ установил в качестве вопросов местного значения:

· поселения – содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

· муниципального района – создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства;

· городского округа – создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Данные направления деятельности конкретизируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», регулирующим отношения, возникающие в том числе между органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Под субъектами малого и среднего предпринимательства законодательство понимает хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные к средним и малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. Это – потребительские кооперативы, коммерческие организации, (за исключением муниципальных унитарных предприятий), индивидуальные предприниматели и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Создание условий для их развития включает:

1) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей. В таких программах определяются перечни мероприятий, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, отдельных категорий его субъектов и осуществляемые в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории и обеспечение ее деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений таких организаций;

5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.

Деятельность органов местного самоуправления по созданию таких условий предусматривает установление заявительного порядка обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки. Важно обеспечить доступность инфраструктуры поддержки для всех субъектов малого и среднего предпринимательства, равный доступ к участию в осуществляемых программах, соблюдение требований Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и открытость процедур оказания поддержки. Законодательство довольно подробно также указывает перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, которым должно быть отказано в поддержке и основания такого отказа.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя помощь финансовую (путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, гарантий по обязательствам и др.), имущественную (в виде передачи во владение и пользование муниципального имущества на возмездной или безвозмездной основе, на льготных условиях и др.), информационную (в виде создания муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования), консультационную (путем создания организаций, оказывающих консультационные услуги и обеспечения деятельности таких организаций, компенсации затрат на оплату консультационных услуг), а также поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, в области внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: