Задачи ведущего: Этапы дискуссии: | По отношению к теме | По отношению к группе | По отношению к отдельному участнику |
1. Запуск дискуссии | · Знакомство (если необходимо) · Предложить тему, определить время · Показать значимость темы для всех участников (почему это важно обсудить всем вместе, сейчас) · Наметить ожидаемый результат · Начать сбор мнений | · Ориентировать на групповое решение · Создать рабочую атмосферу · Ввести правила групповой работы (возможно, распределить обязанности членов группы) · Следить за тем, чтобы обсуждение было групповым | · Показать значимость участия в дискуссии именно этого человека · Поддерживать участвующих · Активизировать пассивных членов группы |
2. Поиск совместного решения | · Собрать максимальное число мнений по теме · Держаться в русле темы · Всем должно быть понятно то, что обсуждается · Делать промежуточные обобщения · На 1-м и 2-м этапах - не критиковать высказывания участников, а собрать как можно больше мнений («мозговой штурм») | · Поддерживать позитивную рабочую атмосферу (юмор) · Не допускать личных конфронтаций (оставаться в русле темы) · Следить, чтобы в обсуждении участвовали все | · Поддерживать и подбадривать участников во время высказывания · Активизировать пассивных (личное обращение) · Требовать ясного выражения мысли (всем должно быть понятно) |
3. Принятие решения | · Проводить обобщения · Выделять общее (те решения, с которыми все согласны) и проблемные точки · Если проблема не решена полностью - ориентировать на следующее обсуждение (предложить задание, наметить срок) · Сравнить достигнутый результат с исходным (как удалось продвинуться) | · Оценить, насколько решение является групповым · Назвать имеющиеся различные (противоречивые)мнения, если общее решение не достигнуто · Предложить, как можно продолжать работать над тем, чтобы результат устроил всех · Принять промежуточное решение, устраивающее всех · Результатом может быть принятие группой уже существующего решения, предложенного ведущим · Сохранять хорошие отношения в группе | · Подчеркнуть вклад каждого участника в обсуждение · Поблагодарить каждого участника · Ориентировать на дальнейшую работу, если это необходимо |
|
Приложение 2
Примеры разработок и мастер-классов для работы с педагогами
Мастер – класс
Тема: «Этнокультурная компетентность как основа формирования духовно – нравственных качеств личности»
( авторы: Сафонова Р.А., Шукшина Л.С.)
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада видеть вас, и надеюсь в вашем лице найти сегодня заинтересованных слушателей и активных участников мастер – класса.
Для определения темы мастер – класса я попрошу выйти ко мне 6 человек и выбрать карточку любого цвета. Те, кто выбрал карточку розового цвета, сядьте в первый ряд, а те, кто выбрал карточку синего цвета – во второй ряд.
Задание для 1 группы: подберите по нескольку ключевых слов к какому – либо общеизвестному народному календарному или православному празднику зимнего, весеннего, летнего циклов и записать название этого праздника.
летний зимний весенний
… … …
Задание для 2 группы: вам предлагается 5 ключевых слов, по которым нужно определить название народного календарного или православного праздника и записать его.
|
звезда чучело ночь
колядка прощёный день вода
мороз блины папоротник
гадание костёр прыжки через костёр
ряженые гуляние купание
Слайд 1.
Перед вами задания, предложенные каждой команде. Почему 2 группа справилась с заданием быстрее? (Это задание уже включало в себя минимальный объём сведений об обычаях русского народа, то есть этнокультурный материал).
1 группа справилось частично с заданием, потому что им пришлось опираться на свой жизненный опыт, свои наблюдения, знания, и попытаться применить эти знания в практической деятельности. Этих знаний могло и не быть.
Таким образом, мы пришли к противоречию между необходимостью иметь этнокультурные знания и их недостатком. Данное противоречие подтверждает необходимость включения этнокультурного компонента в образовательный процесс, необходимость формирования этнокультурной компетентности детей уже на начальном этапе обучения в школе. Причём формирование этнокультурной компетентности младших школьников не является для меня самоцелью, в конечном счёте, эта работа затрагивает вопросы духовно – нравственного становления личности.
Итак, тема моего мастер – класса «Этнокультурная компетентность как основа формирования духовно – нравственных качеств личности».
В течение нескольких лет я работаю над проблемой формирования личности младшего школьника, знающей и любящей обычаи и обрядовую культуру русского народа, готовой и способной осуществлять этнокультурную деятельность и творчески реализовываться в ней.
|
Анализ программ, методических пособий для начальной школы по русскому языку позволил мне сделать вывод о том, что в них практически не содержится сведений этнокультурного характера. Эпизодическое использование такого материала на уроке является малоэффективным. В условиях современной социально – экономической и культурной жизни России происходит потеря социальных корней человечества, пропадает интерес к обычаям и традициям своего народа, поэтому приоритетным направлением совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций и культуры русского народа, что должно находить отражение в учебно - воспитательной работе с детьми. Осознание вышеуказанных противоречий привели меня к мысли о создании собственного методического опыта, заключающегося в систематизации своей работы по формированию этнокультурной компетентности младшего школьника. Новизна опыта состоит в осуществлении нового подхода к изучению этнокультурного материала на уроках русского языка, использовании принципа преемственности урочной и внеурочной деятельности в данном направлении.
Слайд. (система работы по формированию этнокультурной компетентности младших школьников)
Новый подход в изучении этнокультурного материала заключается в использовании на уроках русского языка, наряду с текстами, содержащимися в учебниках, составленных и адаптированных мною для младшего школьного возраста текстов о народных календарных и православных праздниках. Тексты соответствуют программному материалу по русскому языку дидактической развивающей системы Л.В. Занкова. Методическое обеспечение урочной деятельности включает составленные мною для учащихся 2 – 4 классов тематическое планирование уроков русского языка, учебно – методическое пособие, содержащее дидактический материал в виде текстов с вопросами и заданиями к нему, словарь этнокультурной лексики. Необходимо отметить, что при составлении текстов учитывалась обрядовая сторона праздников. Обряд в них выступает как: Слайд.
Ø символ труда, способствующий выработке русского национального характера;
Ø игра, высвобождающая творческий дух народа;
Ø спутник жизни, помогающий понять неизбежность циклов, смену времён;
Ø демонстрация мудрости, наблюдательности и богатства чувств наших предков.
Методическая новизна при работе с текстом состоит в наличии двух тем: грамматической и этнокультурной. Работа над текстом включает в себя следующие этапы, причём каждый из них имеет свою цель.
Слайд.
Приглашаю участников мастер – класса на импровизированный урок русского языка.
Слайд.
Лингвистическая тема: «Упражнение в нахождении второстепенного члена предложения – определения».
Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Пасхи».
Текст:
Главное место в пасхальных обрядах занимало яйцо. Яйцо – символ чистой жизни, символ надежды.
Красить яйца к Пасхе – старинный русский обычай. От способа окраски яйца называли по – разному: расписные – писанки; крашеные – крашенки; деревянные – яйчата. Пасхальное яйцо можно превратить в настоящее произведение искусства с помощью волшебной кисточки и чудесных красок. Раскрашивали яйца растительными красками в красный и золотистый цвета, расписывали таинственными узорами.
Узоры писанок несли в себе глубокий смысл. На зеленом фоне белые линии, оранжевые кружки, красные точки и жёлтые дугообразные веточки означали пожелание здоровья. Чередование красных и чёрных треугольников означало богатство. Добрые пожелания выражались рисунками: спираль – знак долголетия и жизни, зелёные сердечки – жар любви, рушник - удачное замужество, дубовый листочек – символ силы и мужества.
На Пасху люди обменивались яйцами, чтобы всё плохое, под стать скорлупе, отстало от них, а наружу вышло самое красивое.
Вопросы по содержанию:
1. Почему яйцо занимает главное место в пасхальных обрядах?
2. Как назывались яйца в зависимости от способа окраски?
3. Какой смысл несли в себе узоры писанок?
4. Почему люди обмениваются яйцами на праздник Пасхи?
Цель вопросов по содержанию - дать новые этнокультурные знания.
Лексическая работа:
Определите значение слова пасха по толковому словарю С. И. Ожегова, по словарю этнокультурной лексики.
Пасха. 1. Весенний религиозный праздник у евреев. 2. У христиан: весенний праздник так называемого воскресения Христа. 3. Сладкое кушанье из творога, первоначально в форме четырёхгранной пирамиды, изготовляющееся к этому празднику
Слово имеет несколько значений, является многозначным.
Лингвистическое задание:
1. Найдите в тексте определения. Прочитайте словосочетания с определениями.
2. Благодаря чему текст получился выразительным, ярким, эмоциональным?
3. Найдите среди словосочетаний те, которые являются этитетами.