· Продукты группового творчества могут экспонироваться как по очереди, так и одновременно (методики «Рынок возможностей», «Коллаж», «Модели» и т.д.).
· О результатах групповой работы можно проинформировать и путем создания новых микрогрупп, в состав которых должно входить по одному представителю из старых групп.
· Анализ результатов деятельности,
· Оценка и рефлексия деятельности.
Например: 1. Методический прием «ИНТЕРВЬЮ В ГРУППЕ»
Ход. Педагоги разбиваются на группы. После этого им предлагается, опираясь на предложенные тьютором вопросы, высказать свое мнение о заканчивающемся семинаре. Все высказывания и суждения фиксируются в виде ключевых слов на плакатах или чем-то подобным. Затем, на пленуме группы вывешивают результаты своей деятельности, комментируют их и отвечают на возникшие у других вопросы. Реквизит. Плакатные листы, фломастеры.
Пример вопросов для внутригруппового обсуждения:
Как Вы оцениваете:
o образовательный эффект семинара?
o использованные методические приемы?
o поведение модераторов?
o атмосферу в группе?
Основными организационными формами обучения на данном этапе могут стать как уже известные обучающимся презентация и клуб, так деловые игры и семинарские занятия, индивидуальное и групповое консультирование. Преобладающим методом обучения на данном этапе является диалог в его различных проявлениях.
Таким образом, на данном этапе акцент делается на развитии представлений о положительном отношении к образовательной деятельности, оказании помощи педагогам в осознании необходимости повышения своей квалификации, возможностей ее осуществления.
Особо следует отметить роль активного социально-психологического обучения на данном этапе. Для этого тьютором используются несколько видов тренинга: тренинг коммуникативной компетентности и социально-психологический тренинг.
|
Например упражнения «Налаживание взаимопонимания -это очень важный прием ведения группы. Чтобы обучение происходило эффективно и достигало своего результата, необходимо, чтобы каждый из участников чувствовал, что ведущий принимает его таким, каков он есть, со всеми его индивидуальными особенностями, и соответственно этому осуществляет подход в обучении.
Взаимопонимание, возникающее между ведущим и группой (ее участниками), предполагающее взаимопонимание целей семинара, задач и необходимости активного участия в работе для их достижения. Чтобы это произошло ведущем к нужно оказывать индивидуальную поддержку каждому участнику (называть по имени, благодарить за вклад в общую работу) - это позволит участнику ощутить собственную ценность, повысить внутригрупповой статус, формировать мотивацию достижения. Один из важнейших факторов - поощрение, основанное на доверии (замечать не ошибки, а достижения).
Взаимопонимание редко устанавливается сам по себе, каждый из учителей знает, как непросто завоевать, а еще сложнее, удерживать авторитет, работая со взрослыми. Ваш энтузиазм, с которым вы работаете, вскоре непременно компенсируется интересом и мотивацией на учебу. Чтобы участники отвечали на то, что вы говорите, они должны понимать вас.
Понимание создают позитивные как вербальные (речь), так и невербальные сигналы, посылаемые вами группе:
|
Зеленые (позитивные) сигналы: улыбка, одобрительный кивок головой, хороший контакт глаз, возгласы одобрения (Да! Спасибо!), фразы (Хорошая работа, Какие еще есть идеи? Как бы мы еще могли?).
Красные (негативные) сигналы: плохой контакт глазами; скучающий вид, проявление
раздражения, барабанящие пальцы, перебирание или перелистывание бумаг, взгляды на часы, поворот спиной к говорящему; фразы: «Давайте решим это позже», «Мы не можем начать это прямо сейчас», «У нас мало времени».
Для лучшего понимания, вы должны говорить на одном языке с группой, поэтому:
-Не используйте длинных и сложных слов и фраз. Старайтесь просто, доступно и старайтесь лаконично излагать свои мысли. Не говорите свысока, но в то же время не опускайтесь до группы детсада.
-Не используйте жаргон, не перегружайте без необходимости речь профессиональными терминами (если произносите, то поясняйте их, когда они незнакомы аудитории).
-Проявляйте сопереживание (адекватно оценивайте участников, проявляйте понимание трудностей и проблем, встречающихся на их пути), не вовлекаясь эмоционально.
-Используйте при этом «Я»- высказывание. Например, «Я понимаю, когда ты..., но я не могу смириться с тем, что...»
-Подчеркивание общности помогает участникам ощутить вашу заинтересованность в их делах, поможет осознать, что вы из союзник в разрешении проблем.
-Встраивание в группу: избегайте употребления в своей речи местоимений вы, они, замените их на местоимение МЫ; оно подчеркнет, что вы считаете себя частью группы.
Принимайте участие в разминках и других упражнениях как равноправный участник.
-О том, что вы достигли взаимопонимания, будет говорить положительный настрой участников, их мотивирование на дальнейшую работу.
-Владение этими процедурами (активного слушания, создания взаимопонимания, приемами блокировки и включения в работу) потребуется педагогу не только во время ведения дискуссии.
Главные целевые ориентиры при их проведении - развитие психологической компетентности учителя, формирование у него способности к проектированию и конструированию своей деятельности; отработка индивидуальной стратегии и тактики эффективного взаимодействия.