Опыт деятельности образовательных учреждения по позволил выделить наиболее часто встречающиеся формы организации тьюторства:
- межвозрастная тьюторская группа,
-класс (группа) тьюторского сопровождения,
- Клуб образовательных маршрутов (путешествий).
Межвозрастная группа тьюторского сопровождения включает в себя несколько малых тьюторских групп, состоящих из учащихся 6-8 классов школы, объединенных в группы вокруг своего тьютора.
Для членов этой группы характерна ярко выраженная индивидуальность темпа деятельности и уровня освоения своей предметности, общие познавательные интересы. Тьюторское сопровождение учеников строилось, в основном вокруг сбора портфолио и презентаций своей работы.
Однако данная организационная форма для массового применения сложна и имеет проблемы:
- проблема большой подвижности состава групп (например, смена предметности, неустойчивость познавательных интересов младших подростков);
- влияние ритма жизни класса, ориентация на «свою компанию» и на знакомого учителя (тьюторами стали учителя, которые работали в среднем звене), события, происходящие внутри отдельной тьюторской группы;
- возможность организации публичные действия внутри малой тьюторской группы (примерно 10 человек) или на сборе двух-трех групп (из-за большого количества образовательных маршрутов);
-организациные проблемы: различия в расписании уроков, внеклассных мероприятий и дополнительных нагрузок.
-для продвижения каждого ученика был необходим особенный вариант координации его учебной деятельности и тьюторского сопровождения.
Таким образом, наиболее сложной проблемой в осуществлении тьюторского сопровождения в рамках межвозрастной тьюторской группы стала проблема интеграции тьюторского сопровождения и образовательного пространства подростковой школы.
|
Параллельно проявилась очень сильная характеристика данной модели: межвозрастная группа тьюторского сопровождения выступает как коммуникатор тьюторской программы в школе. За счет многочисленности контактов, в которые вовлечены члены такой группы, все эффекты, проявляющиеся на группе, получают широкий резонанс в школьных детских коллективах.
Брянские педагоги отказались от межвозрастной группы как массовой модели тьюторского сопровождения, однако, считают целесообразным наличие в пространстве тьюторской программы и пространстве подростковой школы такой межвозрастной группы как малого тьюторского образования.
Вторая форма организации — класс тьюторского сопровождения.
Данная модель предполагает для ученика достаточно формальное основание вхождения в режим тьюторского сопровождения, и существование тьюторства как компонента жизни класса. Класс тьюторского сопровождения создает ситуацию постоянного и разнопланового вовлечения подростка в программу тьюторского сопровождения, которое строится как освоение значимой предметности с акцентом на сборе портфолио и реализации проектов.
Тьюторское сопровождение ученика осуществляется на двух уровнях: индивидуальное сопровождение персональным тьютором и сопровождение класса в целом тьютором класса. С классом тьюторского сопровождения должны работать несколько тьюторов, каждый из которых «ведет» несколько учащихся, и «тьютор класса», сопровождающий класс в целом.
|
Персональный тьютор осуществляет индивидуальное сопровождение учащегося: работает над проблемами уточнения и осознания познавательного интереса, формирования индивидуальной план-карты познавательного маршрута, рефлексирует вместе с учеником способы, виды и эффективность его познавательной деятельности, обсуждает выявленную проблематику, курирует этап подготовки и реализации продуктных шагов (презентации, проекты и т.п.).
Тьютор класса удерживает общую образовательную ситуацию в классе как ситуацию открытого образования, в котором индивидуальная работа ученика с тьютором рассматривается как ресурс такого образования.
Сохранение целостности образовательной ситуации в классе, в котором кроме программы тьюторского сопровождения, реализуются еще учебный план гимназического обучения и программа социального проектирования — сфера компетентности тьютора класса. Тьюторское сопровождение предполагает выход ученика на этап публичного действия (освоение новых социо-культурных реальностей, предъявление опыта такого освоения, демонстрация собственных идей и образов, относительно осваиваемых предметностей и др.). Тьютор класса удерживает гуманитарный характер таких действий, отслеживает эффекты, проявляющиеся на классе в целом, а так же поддерживает решение организационных вопросов. Ученик в классе тьюторского сопровождения постоянно находится в контексте тьюторской программы, однако, участие или неучастие в ней — это самостоятельный выбор и ответственность подростка. Поле деятельности тьютора класса — обсуждение и осознание оснований этого выбора. Тьютор класса занимается первоначальной диагностикой познавательного интереса подростка. Решает вопросы формирования тьюторских групп, перехода ученика в новую тьюторскую группу.
|
Таким образом, тьютор класса занимает довольно специфическую посредническую позицию, во-первых, между учеником и программой тьюторского сопровождения, реализуя гуманитарную направленность тьюторства как образовательной технологии, а, во-вторых, между программой тьюторского сопровождения и образовательным учреждением, обеспечивая целостность образовательного пространства.
Тьюторские группы, сформированные внутри класса и включающие в себя тьютора и «его» подопечных, не связываются обязательной общей предметностью. Взаимодействие внутри группы строится вокруг единства деятельности, а не предметности: разработка план-карты, сбор портфолио, совместный проект и т.д.
Межгрупповое взаимодействие осуществляется как в рамках класса, так и в рамках образовательного учреждения — Фестиваль план-карт познавательного интереса, Десант тьюторских проектов и др. Построение тьюторского сопровождения как контекста жизни класса позволяет обеспечить согласованность и последовательность этих событий, создает ситуации вовлечения ученика в групповые проектные и исследовательские деятельности, вне зависимости от уровня его достижений в индивидуальной работе с тьютором.
Тьюторский класс существует как достаточно самостоятельное, локальное образование в рамках школы и расширение программы тьюторского сопровождения может осуществляться через увеличение количества таких классов.
Эффективность данной модели тьюторского сопровождения мы связываем с:
· выделением особой посреднической позиции «тьютор класса»;
· построение тьюторского сопровождения как контекста жизни класса;
· проработкой событийного ряда тьюторства на уровнях индивидуальной истории, истории группы и истории класса.