П. 4. Особенности организации тьюторского сопровождения учащихся




Работа тьютора в школе различается по ступеням обучения. На каждой из них существует (согласно теории Д.Эльконина) некоторый базовый конфликт, через который проходит развитие ребенка, работа тьютора сообразуется с ним.

 

Тьюторское сопровождение в начальной школе.

В отличие от учителя, занимающегося задачами учебно-воспитательного процесса, для учителя-тьютора, работающего с развитием познавательного интереса, первостепенной задачей является оказание младшему школьнику помощи в осознании и реализации познавательного интереса.

Учитель-тьютор выступает в этом случае как консультант учащегося, который помогает ему понять и определить интересы, подобрать соответствующие способы, обеспечивающие его достижение, определиться с местами получения дополнительной информации. Он помогает младшему школьнику определиться по отношению к тому, как дальше использовать полученные результаты.

Осуществляется совместная с учащимися деятельность по выстраиванию и реализации всей цепочки шагов по развитию интереса, где ученик получает опыт фиксации своего интереса, постановки целей, интеграции для ее достижения различных ресурсов образования (в том числе и внешкольных), а в итоге – осознает процесс управления своей познавательной и образовательной деятельностью, осваивает способы развития интереса, формирует качества, способствующие ее реализации.

Учитель, использующий тьюторскую технику, при этом осуществляет:

- выявление, фиксацию и формирование познавательного интереса младшего школьника;

- выявление индивидуальных проблем, связанных с познавательным интересом;

- обучение младших школьников способам работы с познавательным интересом;

- совместный анализ способов и ресурсов, использованных во время работы;

- содействие в определении необходимых «проб выбора»;

- организацию рефлексии учащимся свое й деятельности;

- предоставление рекомендаций о способах получения необходимой информации.

Технология является многоступенчатой. Все части ее взаимосвязаны между собой и представляют определенную систему познавательного развития младшего школьника.

1. Диагностический этап - фиксация или выявление познавательного интереса, предпочтений, интересов и намерений учащихся, их склонности, сильные и слабые стороны.

2. Ориентировочный этап - осознание младшим школьником своих целей, интересов и планов. Для реализации этих целей на этом этапе были использованы следующие способы тьюторского сопровождения как для учителя, так и для ученика.

Способы работы учителя: работа с папкой личных достижений ученика; беседа, консультирование; диагностика, тестирование.

Способы работы ученика: посещение открыты уроков (с открытым входом и выходом), где объясняют, что это будут уроки, где они могут заниматься тем, что им интересно; представление имеющегося объема знаний по теме; представление своего «Я»; рассказ об истории возникновения познавательного вопроса.

3. Мотивационный этап, служащий для организации сбора и анализа информации по теме, включал в себя следующие способы работы учителя и ученика.

Способы работы учителя: нахождение вопросов в представленном материале; сужение или расширение темы; анализ «портфеля»; консультации по «портфелю»; помощь в составлении «карты» интереса.

Способы работы ученика: составление карты интереса; сбор «портфеля»; анализ «портфеля»; выявление познавательного вопроса; определение темы выступления. Портфолио – это то место, где учащийся собирает ценные для него материалы, добытые в поиске. Именно в работе с портфолио начинает запечатлеваться его индивидуальная образовательная история.

На данном этапе работы школьник формулирует при помощи тьютора тот вопрос, на который он хочет получить ответ. Задача тьюторской работы найти именно такие личные вопросы, в работе с которыми и может быть разбужено отношение к знанию, как необходимому лично тебе в твоей жизни. Постановке такого вопроса уделяется достаточно много времени, и для этого используются специальные игровые, педагогические и психологические техники.

4. Формирующий этап включает в себя организацию представления познавательного интереса и анализ этого представления. Цель этого этапа – осознание младшим школьником значения представления познавательных интересов, способов работы, полученных результатов для себя.

Этап работы - поиск ответов на вопрос делится на два такта: на обсуждение с тьютором, в котором определяется способ получения возможного ответа, и собственно - поиск. Выбор способа будет опираться, прежде всего, на определение индивидуального стиля образования.

В своей работе тьютор стремится все время соблюдать равновесие культурного и индивидуального в работе с вопросом и поиске ответа на вопрос, отталкиваясь от индивидуального.

Основные техники работы тьютора на данном этапе это:

· план-карта источников, где можно так или иначе найти материал для ответа на вопрос (для школяра может быть представлена как карта пирата или следы инопланетного существа);

· вопросные техники (приобретая опыт сопровождения индивидуального образовательного поиска, тьюторы создают различные рабочие типологии вопросов);

· и образовательный портфель достижений.

5. Этап представления результатов работы над вопросом – презентация найденных ответов в кругу школьников. Это может быть узкий круг или, наоборот, общешкольное мероприятие. Здесь тьютор может поработать, помогая придумать форму презентации, но это не значит, что он должен придумывать за подопечного, даже если тот наверняка выбрал неудачную, «закрытую» форму

6. Этап анализа и рефлексии. Он складывается из содержательного и внешнего анализа выступления. На нем ученик постарается отметить сильные и слабые стороны своего выступления; успехи и трудности, которые ему удалось преодолеть; способы деятельности, используемые во время подготовки и проведения представления познавательного интереса.

После анализа выступления, наступает стадия определения планов на будущее, включающая в себя следующие направления: определение перспектив развития познавательного интереса; определение темы (содержательных перспектив); определение сроков (временные перспективы).

...





Читайте также:
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...
Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.015 с.