Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области
ГОУ ДПО Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Методическое пособие
Белгород
ББК 74.204 О 64 | Рекомендовано редакционно- издательским советом БРИПК ППС |
Рецензенты:
Тимофеев С.П. ректор Бел РИПКППС, кандидат педагогических наук
Верзунова Л.В., начальник отдела организации и сопровождения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ НИУ «БелГУ», кандидат педагогических наук, доцент
Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении. // Методическое пособие. Авторы- составители Сердюкова Н.С., Посохина Е.В., Серых Л.В. Изд – во., БелРИПКППС -г. Белгород., 2011 122с.
В пособии представлены основные характеристики и содержание деятельность тьютора; технология тьюторского сопровождения учащихся, механизмы сопровождения пеагогической деятельности, так же разработки мастер-классов.
Предлагаемое учебно-методическое пособие в помощь работникам системы повышения квалификации кадров, руководителям муниципальных методических служб, методистам, руководителям общеобразовательных учреждений, педагогам.
Оглавление
Введение | 4. |
Глава 1. Содержание и технология тьюторского сопровождения учащихся | |
п.1. Основные функции и задачи тьютора в образовательном процессе | |
п. 2. Роли педагога в тьюторском сопровождении учащихся | |
п. 3. Технология тьюторского сопровождения учащихся | |
п. 4. Особенности организации тьюторского сопровождения учащихся | |
п. 5. Организационные формы тьюторского сопровождения учащихся | |
п. 6. Нормативно-правовые и экономические особенности оформления тьюторской работы | |
Глава 2. Содержание и технология тьюторского сопровождения педагогической деятельности | |
п. 1. Основные задачи и условия деятельности тьютора по сопровождению педагога | |
п. 2. Технологический процесс тьюторского сопровождения педагогов | |
Список литературы | |
Приложение 1. Примеры интерактивных методов и приемов работы с учащимися | |
Приложение 2 Примеры разработок и мастер-классов для работы с педагогами |
|
Введение
В последнее десятилетие изменились приоритетные ценности школьного образования: переориентация на развитие интересов и способностей, на формирование ключевых компетентностей учащихся в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Для достижения этой цели необходимы развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов. Возникает закономерный вопрос: кто будет решать эти задачи в школе — педагог, воспитатель или психолог?
Педагогический опыт инновационных школ показал, что для разрешения возникшего противоречия между целями и средствами современного образования необходимо построить педагогическую технологию сопровождения, позволяющую не только выявлять познавательные интересы, но и сопровождать их развитие, использовать их в процессе обучения.
|
Такой педагогической технологией могло бы стать тьюторское сопровождение, как особый тип педагогической деятельности, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся и взрослых и сопровождает процесс обучения в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
Суть тьюторского сопровождения заключается в организации работы на материале реальной жизни подопечного (учебной, трудовой и т.д.), расширении его собственных возможностей, подключении субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху.
Тьюторскому сопровождению не менее 900 лет. Особого внимания заслуживает опыт тьюторского сопровождения учебного процесса в английских университетах. Тьютор (в переводе с английского tutor) означает «домашний учитель, наставник, опекун, репетитор». Тьюторское сопровождение существует со времён Оксфордского и Кембриджского университетов XII-XIII вв. К концу XVI в. тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, главным образом, за воспитание подопечных. В XVII в. сфера деятельности тьютора значительно расширяется: большое значение начинают приобретать его образовательные функции; тьюторская система официально признаётся частью английской университетской системы, постепенно вытесняя профессорскую. В течение XIII-XIV вв. (правда, только в старейших университетах страны) тьюторская система заняла центральное место в обучении, а лекционная стала служить дополнением к ней. Такое положение сохранилось и в наши дни.
|
В русскую педагогическую практику слово «тьютор» (тутор) было введено англофилом М.Н. Катковым (13 января 1868 г. был учрежден Лицей Цесаревича Николая в Москве, где предусматривалась эта должность). Главной задачей тьютора было индивидуальное воспитание вверенных ему учеников.
Сегодня Россия тьюторство обретает новые черты. По мнению Т.М. Ковалёвой, чтобы сегодня реализовался принцип открытости образования, необходимо каждому образующемуся владеть культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в его собственную образовательную программу. Задача использования всего ресурса открытого образования для построения своей образовательной программы требует в современной ситуации работы педагога, обладающего специальными средствами (тьютора), и организации им тьюторского сопровождения.
Особенности деятельности тьютора в вузе исследовали М.С. Бернштейн, Н.К. Гончаров, Т.А. Ильина, Т.М. Ковалёва и др. Необходимость введения тьюторского сопровождения в отечественных университетах отмечалась ещё в 1975 г. на научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов МГУ (в качестве примера приводился опыт применения тьюторского сопровождения в Англии). С 1993 г. проводится исследовательская работа по внедрению тьюторской технологии в Новосибирском, Ростовском и Красноярском государственных университетах. В нашей стране накоплен и практический опыт применения тьюторского сопровождения. Тьюторское сопровождение в современной школе уже перестаёт быть делом отдельных педагогов-энтузиастов. Существуют школы, в которых действует тьюторское сопровождение: школа «Эврика-развитие» в Томске, общеобразовательная школа № 34 в Брянске, «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, ряд частных школ, общеобразовательные школы № 147 и № 2002 Москвы, общеобразовательная школа № 1 в Кубинке Одинцовского района Московской области и др. (1,3)
В данном пособии мы будем рассматривать тьютора с двух позиций педагогической детальности: сопровождение учащегося и сопровождение самой педагогической деятельности.
Первая позиция тьюторского сопровождения позволяет педагогам работать с интересами каждого ученика, помогать школьникам осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы.
Сегодня апробирован ряд технологий тьюторского сопровождения, в который каждый педагог может внести индивидуальное начало. Например, в работах П. Щедровицкого, Т. Ковалевой, Е. Сухановой отражены пути организации тьюторского сопровождения на примере общеобразовательных школ Москвы и Томска. Н. Рыбалкина изучала процессы тьюторского сопровождения в школе, разрабатывала технологии образовательного туризма и отдельных культурно-образовательных событий.
В последнее время появились исследования о влиянии тьюторского сопровождения на развитие одаренных детей (Е. Александрова), профориентацию подростка (А. Тубельский), организацию дополнительного образования (Е.Колосова), формирование образовательного заказа (Е.Суханова), самообразование подростка (Г.Беспалова), образовательное пространство старшеклассника (М.Черемных). Подобные технологии уже сегодня используются в средних школах.
Кроме того, существуют тьюторские технологии, которые применяют в начальной школе: формирование индивидуального учебного стиля, реализация элементов индивидуальной образовательной программы (Т.Бубякина, Е.Волошина и др.).
Вторая позиция тьюторского сопровождения в школе - содействие развитию профессиональной компетентности педагога, его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими целями обновления общего образования.
Анализ практики повышения квалификации и профессионального становления педагогических кадров свидетельствует о серьезных содержательных и организационных проблемах: не в полной мере решается проблема стимулирования непрерывного профессионально-личностного развития педагогов; содержание подготовки не всегда удовлетворяет индивидуальные потребности обучающихся; повышение квалификации педагогов зачастую прерывается из-за слабых связей между практической деятельностью, обучением и самообразованием; система постдипломного образования, как правило, ориентирована лишь на краткосрочный период взаимодействия с обучающимися.
Чтобы выполнить социальный заказ общества и самих педагогов, необходимо было разработать научно обоснованную стратегию деятельности по сопровождению и поддержки учителей. Предназначение тьютора - актуализация поддерживающей образовательной (учебно-социально-профессиональной) среды, позволяющей педагогам в удобном для них режиме достигнуть целей развития собственной компетентности благодаря осуществлению синтеза педагогических, информационных и организационных технологий.
Речь идет не просто о разработке и внедрении в педагогический процесс адекватных организационных форм, технологических ритмов и методов работы с педагогическими кадрами, а еще и о создании таких алгоритмов профессиональной деятельности, которые позволили бы ему становиться творческой, саморазвивающейся личностью, обладающей системным взглядом на педагогическую реальность.
В данном пособии отражены некоторые аспекты и особенности организации тюторского сопровождения в образовательных учреждениях, а также материалы в помощь педагогам.
Глава 1. Содержание и технология тьюторского сопровождения учащихся
п.1. Основные функции и задачи тьютора в образовательном процессе
Целостное образовательное пространство выражается в трех относительно самостоятельных пространствах — учебном, образовательно-рефлексивном и социально-практическом. Развивающее пространство в отличие от традиционного, включает процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии, при этом, ведущая функция — за процессом образовательной рефлексии. Для этого учащемуся необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, то есть составить свою индивидуальную образовательную программу. Взрослый, обеспечивающий этот процесс — «тьютор».
Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе.
Содержательно данный термин соединил в себе элементы из разных областей деятельности: преподавание, консалтинг, тренинги, коучинг, наставничество.
В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ.
На языке простом тьютор – это наставник. Тьюторство – это отдельная культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения. Учитель и тьютор – взаимодополняющие позиции в целостном построении образования.[14, 15]
Тьюторство востребовано в сферах достаточно сложного содержания, где нет однозначных методов познания, где понимание требует персональных, личных усилий. Профессиональность тьютора, оценивается следующие характеристики:
· уровень профессиональных знаний;
· уровень профессиональных умений или навыков;
· способности к выполнению деятельности тьютора, желание или настрой на выполнение деятельности.
Выделяют следующие инвариантные функции, которые тьютор должен исполнять [16]:
· Управленческая функция.
· Диагностическая функция.
· Функция целеполагания.
· Мотивационная функция.
· Функция планирования.
· Коммуникативная функция.
· Функция контроля.
· Функция рефлексии.
· Методическая функция.
В отличие от деятельности традиционного педагога школы, деятельность тьютора гораздо больше связана с целенаправленным развитием познавательной самостоятельности обучающихся. Это обстоятельство требует освоения управленческой функции, которая включает следующие конкретные действия:
· определение цели собственной деятельности и деятельности обучающихся;
· наблюдение за ходом деятельности обучающихся;
· оценку соответствия хода познавательной деятельности обучающихся желаемому облику этой деятельности;
· оценку результатов взаимодействия тьютор - обучающийся и учебного процесса в целом;
· разработку решений по изменению деятельности обучающихся.
· реализацию решений по изменению и стимулированию познавательной деятельности обучающихся;
· корректировку собственной деятельности, а также деятельности обучающихся путем осуществления необходимых регулятивных действий, способных изменить ситуацию, ликвидировать нежелательные отклонения от направления обучения.
Диагностическая функция позволяет взвешенно оценить происходящее, положительные и негативные стороны деятельности обучающихся. В работе тьютора эта функция проявляется в следующих действиях:
· изучение исходных данных об обучающихся (возраст, место учебы, уровень образования, наличие предыдущего опыта обучения и др.);
· определение индивидуальных особенностей обучающихся (стиль обучения, доминирующий тип мышления, уровень развитости способностей и др.);
· определение установок обучающихся на обучение, их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих;
· определение и анализ опыта, знаний и умений обучающихся по содержанию курса, а также успешного или неуспешного предыдущего опыта обучения;
· диагностика степени усвоения обучающимися содержания изучаемого курса (идей, моделей и концепций).
Функция целеполагания составляет основу работы тьютора. Тьютор должен устанавливать и формулировать разнообразные цели, например, долгосрочные и краткосрочные цели образования и обучения обучающихся. Первые относятся ко всему периоду обучения, вторые — к конкретному элементу учебного процесса. Это цели конкретных упражнений с обучающимися, цели того или иного собственного действия. Это учебные и организационные цели.
Для реализации функции целеполагания тьютору требуется решить следующие задачи:
· анализ целей модели обучения;
· определение содержания и специфики деятельности обучающихся;
· выделение типовых (наиболее часто встречающихся) задач, которые должны решать обучающиеся;
· определение наиболее типичных, связанных с личностными качествами затруднений и проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности обучающийся;
· формулирование предполагаемых результатов деятельности обучающихся (что они должны знать, уметь, чем должны владеть и какими должны быть);
· согласование целей с целями обучающихся;
· согласование целей с возможностями обучающихся по их достижению.
Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности обучающихся в обучение и эффективное продвижение по индивидуальным программам. Для осуществления этой функции необходимо уметь решать такие задачи:
· выяснять исходные ожидания обучающихся от обучения, индивидуальные потребности и мотивы;
· формировать установки на продуктивную, главным образом самостоятельную, деятельность;
· создавать в группе обучающихся атмосферу заинтересованности, доверия и поддержки;
· стимулировать учебную мотивацию различными интерактивными методами обучения;
· организовывать и поддерживать общение обучающихся друг с другом, что обычно способствует эффективной работе на занятиях.
Функция планирования заключается в упорядочении действий обучающихся и своих в соответствии с задуманной целью. Эффективное планирование в образовательном процессе основывается на умении:
· формировать учебные цели с учетом анализа результатов предварительной диагностики (потребностей обучающихся, их исходного уровня подготовки, опыта и др.);
· формировать стратегии и тактики собственной деятельности с обучающимися;
· определять последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами;
· разрабатывать структуру занятий с обучающимися как завершенный цикл деятельности (введение, ос ионная часть, заключение) с учетом доминанты совместной, а не индивидуальной деятельности обучающихся;
· распределять время занятий с учетом целей, содержания и технологий обучения, а также особенностей группы (спецификой индивидуальных стилей обучения).
Не последней функцией тьютора является установление коммуникаций. Данная функция особенно важна на первых этапах взаимодействия тьютора с обучающимися - при формировании группы, установлении взаимоотношений как между тьютором и обучающимися, так и между самими обучающимися. Выделяют следующие требования:
· быть открытым и доступным для обучающихся;
· понимать и реализовывать в своей деятельности тезис: «Все обучающиеся одинаковые, все обучающиеся разные»;
· устанавливать между собой и обучающимися, а также между самими обучающимися доброжелательные и партнерские взаимоотношения;
· организовывать совместную деятельность обучающихся в группе на основе сотрудничества, согласования целей групповой деятельности и способов их совместного достижения;
· формировать в группе благоприятный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и взаимопомощи, чувство сопричастности к группе;
Функция контроля. В широком смысле к функции контроля относят также коррекцию и оценку. Тьютор должен помнить, что успешность выполнения этой функции закладывается и обеспечивается задолго до контроля, как такового, - в процессе планирования, так как именно на этом этапе формируются цели, критерии и показатели их достижения.
Рассмотрим, что должен выполнять тьютор в своей дельности с позиции функции контроля:
· анализировать задания обучающихся, определяя степень успешности обучения и образования;
· комментировать недочеты и ошибки обучающихся в письменных заданиях;
· оценивать качество выполненных заданий;
· корректировать деятельность обучающихся в соответствии с результатами проверки заданий (ошибками и затруднениями обучающихся);
· вести мониторинг заданий;
· оценивать достижения отдельных обучающихся и группы в целом.
Функция рефлексии. С одной стороны, рефлексия может быть направлена на цели и содержание курса, на технологии его воплощения в учебном процессе, на достигнутые результаты (их соответствие целям, меры этого соответствия и др.), на характер и средства коммуникации, на стиль общения, на распределение ролей в группе и т.п. С другой стороны, предметом рефлексии становятся способы организации собственной деятельности, общения и мышления тьютора, его самоизменения. Следовательно, функция рефлексии реализуется в таких задачах деятельности:
· организация анализа возможностей тьютора;
· организация рефлексии собственной деятельности и общения тьютора на предмет выявления его индивидуальных особенностей (идеи и принципы, которыми тьютор руководствуется в работе, предпочитаемый стиль обучения и др.), его затруднений, ошибок и достижений;
· идентификация движущих сил развития тьютора и сил, препятствующих этому;
· создание в деятельности обучающихся «поводов» для рефлексии - проблемных ситуаций;
· организация рефлексии деятельности обучающихся с целью анализа их деятельности, понимания места «проблемных точек» (затруднений), вызвавших их причин и версий устранения затруднений, а также понимания того, что необходимо знать и уметь самому обучающемуся.
Методическая функция тьютора относится к числу важных функций. К действиям составляющих данную функцию относятся:
· создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.);
· разработка различных контрольно-диагностических методик: перечня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информационных карт, тестовых материалов и др.;
· анализ и описание собственного тыоторского опыта;
· внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов.
Широкое поле деятельности тьютора позволят проявлять себя с самых разных сторон. Большинство из рассмотренных функций приходится выполнять всем тьюторам: это потребностями образовательного процесса. Однако на разных этапах обучения совокупность доминирующих функций тьютора изменяется.
У тьютора в работе с обучающимися возникают вполне определенные задачи, которые можно представить в виде последовательности: вхождение в деятельность, проблематизация, организация изучения, организация групповой и индивидуальной работы, рефлексия (5,6, 18).
Таблица 1.
Характеристика типовых задач тьютора в отношении обучающихся
Типовые задачи | Действия тьютора |
Вхождение в деятельность | · Определение целей и задач совместной деятельности. · Оказание психологической поддержки, снятие барьеров, · Диагностика начального и текущего состояния обучающихся. · Разработка стратегии работы группы на презентацию. · Построение обобщенного «портрета» группы, определение сильных и слабых сторон. · Определение собственной роли и позиции в группе. · Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение. · Определение учебного потенциала группы. · Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом. · Создание комфортной и безопасной атмосферы в группе. |
Проблематизация | · Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся. · Включение обучающихся в активную работу. · Создание мотивации. · Выделение индивидуальных проблем обучающихся. · Поддержка мотивации. · Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися. · Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося. · Определение трудностей обучающихся, возникающих входе работы. · Вовлечение всех обучающихся в работу группы. · Формулирование проблемных вопросов, заданий, · позволяющих активизировать обучающихся. · Работа с проблемами, предложенными группой. |
Организация изучения концепций курса | · Объяснение сложных вопросов, концепций, · Системное представление концепций курса, · Выделение главных идей в теме, курсе, · Организация работы обучающихся с кейс-стади. · Объяснение концепций курса. · Демонстрация связи курса с реальной практикой обучающихся. · Обучение обучающихся умениям работать с ситуацией, видеть и формулировать проблему. · Представление более полного и более широкого, чем в материалах курса, взгляда на изучаемую область. · Подготовка и чтение мини-лекций. · Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. · Работа с проблемами, предложенными группой. · Оформление опыта обучающихся. · Обзор материалов всего курса. · Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся идей, адекватных изучаемым материалам. · Оценка адекватности применения концепций. |
Организация групповой и индивидуальной работы (консультаций) | · Организация групповой работы, · Обучение обучающихся навыкам рефлексии, · Обучение обучающихся практическому применению работы концепций. · Организация межгруппового взаимодействия. · Выбор адекватных методов обучения. · Организация дискуссии. · Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы. · Вовлечение всех обучающихся в работу группы. · Обучение обучающихся навыкам эффективного общения. · Выбор и использование разнообразных групповых упражнений. · Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися. · Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Обучение обучающихся способам рационального мышления. |
Рефлексия | · Определение сильных и слабых сторон в деятельности обучающихся. · Выделение индивидуальных проблем обучающегося; диагностика начального и текущего состояния обучающихся. · Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося. · Организация обратной связи. · Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы. · Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию. · Проведение рефлексии собственной деятельности. · Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития. · Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах. · Предоставление обучающимся советов по организации личной работы. · Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся. · Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон. · Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок. |