П. 2. Роли педагога в тьюторском сопровождении учащихся




 

Отношения с обучающимися уже предполагают исполнение некоей роли. Выступая по отношению к обучающимся как тьютор, он устанавливает с ними и другие отношения. У тьютора выделяют следующие роли:

· консультанта,

· наставника,

· педагога,

· маркетолога,

· личности и другие.

Подобные роли рассматриваются как «содержательные», то есть связанные с содержанием отношений между тьютором и обучающимися, но у тьютора есть и другие роли - «формальные», поскольку они отражают форму различных содержательных отношений с обучающимися.

Выступая в роли консультанта либо дирижера, либо наставника, либо в другой содержательной роли, устанавливаются разные формы отношений с обучающимися, выделяют:

· командно-подчиненные — приказывая обучающимся и требуя от них выполнения приказаний;

· партнерские — договариваясь с ними;

· отеческие — панибратски приговаривая.

В роли тьютора как «равного» утверждается подход «ориентация на обучающегося», поскольку при этом признается интеллектуальная автономия обучающихся (8,10). Охарактеризуем некоторые виды ролей консультантов и наставников- тьюторов:

1. Учебный тьютор.

В данном аспекте тьютор выступает в роли педагога, выполняющего роль репетитора. Деятельностью учебного тьютора охвачены группы учащихся школы, испытывающих, в силу разных причин (длительная болезнь, спортивные сборы, недостаточный уровень учебной подготовки в основной школе) затруднения в учебной деятельности.

Главная технология, используемая тьютором в своей деятельности – консультирование. Главный инструмент – вопрос. В ходе собеседования тьютор выясняет проблемы и направляет подростка на пути их решения, Помогает учащемуся найти, выявить возможные точки роста и работать по их достижению.

2. Тьютор в исследовательской деятельности - о бучает технологии исследовательской деятельности, сопровождает исследование учащихся, помогает в оформлении исследования, в нахождении форм его представления (конкурсы, конференции). С помощью рефлексивной технологии помогает учащимся проанализировать свою деятельность, ее результаты, скорректировать ход, направление или проблематику исследования и продолжить работу в выбранном направлении.

Основной технологией в деятельности являются технологии исследования, консультирования как группового, так и индивидуального.

3. Тьютор в проектной деятельности.

Основной уклон и результативность тьютора по проектной деятельности направлена на технологию социального проектирования. Тьютор по проектной деятельности осваивает с учащимися технологию написания проектов, постановку проблем, видение проблем в обществе, а также находить варианты путей и способов их решения. Основная форма деятельности – это индивидуальное и групповое консультирование.

4. Тьютор-социальный продюсер осуществляет деятельность по организации для учащихся социальных и учебных практик, профессиональных проб, экскурсии на предприятия, встречи со специалистами различных профессий, дней школы в ВУЗах и день ВУЗов в школе, посещение ярмарки учебных мест «Образование и карьера». Социальный продюсер создает базу данных по профессиям, на которые учащиеся ориентируются в своем профессиональном будущем, показывает ребенку образовательное пространство развития в той или иной профессиональной деятельности. Выбрав из предлагаемых форм и мест прохождения социальной практики или профессиональной пробы, подросток имеет возможность попробовать себя в той или иной профессии. Процесс прохождения профессиональной пробы сопровождается постоянной рефлексией своей деятельности посредством дневника. В результате прохождения социальных практик и профессиональных проб учащиеся анализируют претензии на свое профессиональное будущее, уровень и формы послешкольного образования и делают выводы о правильности сделанного выбора и выбранного пути.

5. Тьютор – психолог.

Технологии деятельности тьютора-психолога направлены на формирование психологически комфортной среды для учащихся школы и педагогов. У каждого ученика этот период проходит индивидуально во временном отрезке и поэтому большую роль в деятельности тьютора играют технологии снятия психо-эмоционального напряжения (посредством занятий в сенсорной комнате), индивидуального консультирования, групповой тренинговой деятельности, направленные на получение заявленного результата.

6. Тьютор по профессиональному самоопределению.

В деятельности тьютора по профессиональному самоопределению большую роль играет мотивация ребенка на достижения желаемого, заявленного результата. Используемые в ходе деятельности технологии – технологии образовательной географии и карт профориентации. Основной метод – консультирование.

В деятельности тьютора по профессиональному самоопределению большое значение приобретает сотрудничество и, своего рода, преемственность с тьютором - социальным продюсером, т.к. с его помощью ученик получает возможность на практике реализовать, проанализировать правильность выбранного пути развития.

Эти и другие виды формальных отношений тьютор проявляет всюду. Все, что говорит тьютор или на занятиях (консультациях), или отвечая на вопросы, необратимо: смысл сказанного выраженный определенным образом, будет воспринят аудиторией и повлияет на ее восприятие всего того, что будет сказано впоследствии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: