Отношения с обучающимися уже предполагают исполнение некоей роли. Выступая по отношению к обучающимся как тьютор, он устанавливает с ними и другие отношения. У тьютора выделяют следующие роли:
· консультанта,
· наставника,
· педагога,
· маркетолога,
· личности и другие.
Подобные роли рассматриваются как «содержательные», то есть связанные с содержанием отношений между тьютором и обучающимися, но у тьютора есть и другие роли - «формальные», поскольку они отражают форму различных содержательных отношений с обучающимися.
Выступая в роли консультанта либо дирижера, либо наставника, либо в другой содержательной роли, устанавливаются разные формы отношений с обучающимися, выделяют:
· командно-подчиненные — приказывая обучающимся и требуя от них выполнения приказаний;
· партнерские — договариваясь с ними;
· отеческие — панибратски приговаривая.
В роли тьютора как «равного» утверждается подход «ориентация на обучающегося», поскольку при этом признается интеллектуальная автономия обучающихся (8,10). Охарактеризуем некоторые виды ролей консультантов и наставников- тьюторов:
1. Учебный тьютор.
В данном аспекте тьютор выступает в роли педагога, выполняющего роль репетитора. Деятельностью учебного тьютора охвачены группы учащихся школы, испытывающих, в силу разных причин (длительная болезнь, спортивные сборы, недостаточный уровень учебной подготовки в основной школе) затруднения в учебной деятельности.
Главная технология, используемая тьютором в своей деятельности – консультирование. Главный инструмент – вопрос. В ходе собеседования тьютор выясняет проблемы и направляет подростка на пути их решения, Помогает учащемуся найти, выявить возможные точки роста и работать по их достижению.
|
2. Тьютор в исследовательской деятельности - о бучает технологии исследовательской деятельности, сопровождает исследование учащихся, помогает в оформлении исследования, в нахождении форм его представления (конкурсы, конференции). С помощью рефлексивной технологии помогает учащимся проанализировать свою деятельность, ее результаты, скорректировать ход, направление или проблематику исследования и продолжить работу в выбранном направлении.
Основной технологией в деятельности являются технологии исследования, консультирования как группового, так и индивидуального.
3. Тьютор в проектной деятельности.
Основной уклон и результативность тьютора по проектной деятельности направлена на технологию социального проектирования. Тьютор по проектной деятельности осваивает с учащимися технологию написания проектов, постановку проблем, видение проблем в обществе, а также находить варианты путей и способов их решения. Основная форма деятельности – это индивидуальное и групповое консультирование.
4. Тьютор-социальный продюсер осуществляет деятельность по организации для учащихся социальных и учебных практик, профессиональных проб, экскурсии на предприятия, встречи со специалистами различных профессий, дней школы в ВУЗах и день ВУЗов в школе, посещение ярмарки учебных мест «Образование и карьера». Социальный продюсер создает базу данных по профессиям, на которые учащиеся ориентируются в своем профессиональном будущем, показывает ребенку образовательное пространство развития в той или иной профессиональной деятельности. Выбрав из предлагаемых форм и мест прохождения социальной практики или профессиональной пробы, подросток имеет возможность попробовать себя в той или иной профессии. Процесс прохождения профессиональной пробы сопровождается постоянной рефлексией своей деятельности посредством дневника. В результате прохождения социальных практик и профессиональных проб учащиеся анализируют претензии на свое профессиональное будущее, уровень и формы послешкольного образования и делают выводы о правильности сделанного выбора и выбранного пути.
|
5. Тьютор – психолог.
Технологии деятельности тьютора-психолога направлены на формирование психологически комфортной среды для учащихся школы и педагогов. У каждого ученика этот период проходит индивидуально во временном отрезке и поэтому большую роль в деятельности тьютора играют технологии снятия психо-эмоционального напряжения (посредством занятий в сенсорной комнате), индивидуального консультирования, групповой тренинговой деятельности, направленные на получение заявленного результата.
6. Тьютор по профессиональному самоопределению.
В деятельности тьютора по профессиональному самоопределению большую роль играет мотивация ребенка на достижения желаемого, заявленного результата. Используемые в ходе деятельности технологии – технологии образовательной географии и карт профориентации. Основной метод – консультирование.
В деятельности тьютора по профессиональному самоопределению большое значение приобретает сотрудничество и, своего рода, преемственность с тьютором - социальным продюсером, т.к. с его помощью ученик получает возможность на практике реализовать, проанализировать правильность выбранного пути развития.
Эти и другие виды формальных отношений тьютор проявляет всюду. Все, что говорит тьютор или на занятиях (консультациях), или отвечая на вопросы, необратимо: смысл сказанного выраженный определенным образом, будет воспринят аудиторией и повлияет на ее восприятие всего того, что будет сказано впоследствии.