Ход.
Тьютор вешают на стену заранее оформленный ими плакат и просят педагогов по очереди представиться. Каждый коротко рассказывает о себе, а в это время тьютор фиксируют его анкетные данные и увлечения на плакате.
Комментарий. Плакат должен висеть в аудитории на протяжении всего семинара, чтобы каждый участник мог в любое время обратиться к этим сведениям. Особенно удобно, когда все слушатели носят нагрудную табличку с именем и фамилией, или если перед каждым на столе стоит карточка. Педагоги получают общую информацию о тех, с кем они знакомятся. В графу с надписью "Больше всего я люблю делать..." может вноситься разнообразная информация, относящаяся как к сфере профессиональной деятельности, так и личных интересов участника. Здесь нет никаких ограничений. Подобная процедура знакомства занимает немного времени и поэтому может с успехом использоваться даже в многочисленных группах педагогов. Поскольку вся информация об участниках фиксируется в письменном виде, то ею всегда легко воспользоваться в нужный момент.
Вариант. Все пишут информацию о себе на отдельные карточки и приклеивают их на плакат или демонстрационный стенд.
Реквизит. Демонстрационный стенд или нечто подобное, фломастеры.
Пример.
Ф.И.О. | Важные дата | Моя работа | В свободное время я люблю | От семинара Я жду |
Такие формы знакомств имеют ряд преимуществ:
v малые затраты времени
v разнородный состав групп
v педагоги знакомятся друг с другом
v никто не может быть обижен антипатией (нежеланием других иметь его в своей группе)
Формирование групп по интересам:
· педагоги сами выбирают интересующую их тему,
· педагоги разбиваются на группы, отдав предпочтение относящимся к разным темам понятиям, символам, рисункам и т.д.
|
· педагоги работают над одной темой, однако образуют группы:
а) исходя из разных подходов к организации школьного обучения (например: по концепции помощи отстающим ученикам),
б) исходя из разных представлений по поводу контролирования функций учителя (например: дифференцированное наблюдение за успеваемостью учащихся),
в) педагоги объединяются по работе в разных типах школ или ступеней обучения (основная школа, реальная школа, интегрированная школа, гимназия)
Преимущества:
o учет деловых интересов педагогов,
o усиление рабочей мотивации.
Формирование групп по симпатиям:
o формирование малых групп исключительно по симпатиям представляется целесообразным только в том случае, если все группы работают над одной и той же темой (в целях создания здоровой конкуренции, введения соревновательных мотивов). Тьютор следует всегда учитывать фактор взаимной симпатии, т.к. он зачастую оказывается сильнее, чем фактор интереса.
Преимущества:
o хорошая рабочая атмосфера
o благоприятный психологический климат способствует улучшению результатов коллективной деятельности.
Этап проведения групповой работы
· Для организации плодотворной групповой деятельности и представления ее содержания подготовить для каждой группы структурирующие рабочий процесс карточки.
· Подготовка аудиторий и оборудования.
· Для оптимизации внутригруппового взаимодействия наделить членов микрогрупп определенными полномочиями (обязанностями, ролями).
Роли:
|
Председатель/руководитель группы.
Владелец этой карточки несет особую ответственность за весь ход внутригрупповой работы, осуществляет структурирование рабочего процесса и всегда готов взять инициативу на себя.
Хронометрист.
Должен следить за соблюдением времени (в том числе и на отдых) и контролировать рациональность использования рабочего времени. На пример, он может регулярно напоминать остальным членам своей микрогруппы, сколько времени осталось в их распоряжении. Хронометрист является непосредственным помощником руководителя группы.
Секретарь.
Ведет протокол деятельности группы, в котором отражает все то, что нарабатывается. Он ответствен за ознакомление остальных педагогов с результатами работы своей микрогруппы. С самого начала ему следует знать о том, в каком виде результаты деятельности должны быть представлены на пленуме. Если форма презентации не определена тьютор, группе желательно самостоятельно это предусмотреть, т.к. от этого зависит, как секретарь будет вести свои записи и оформлять рабочий протокол группы.
Наблюдатель за рабочими процессами в группе.
Доводит до сознания членов своей микрогруппы то, чем они в настоящий момент занимаются и как себя ведут. В этих целях он может использовать квадрат с обозначенными на нем четырьмя полями. Наблюдатель всякий раз передвигает фишку слежения за процессом работы именно на то поле, на котором написана выполняемая в данный момент деятельность (например: идет рабочий процесс/перерыв/разговор не по существу).
· Распределение обязанностей (ролей) членов микрогрупп,
· Модератору подробно расписать и обосновать свою собственную деятельность во время групповой работы,
· Выяснение наличие проблем или затруднений в микрогруппах,
· Подготовка результатов групповой работы,
· Оформление результатов групповой работы,
· презентация результатов или продуктов деятельности микрогрупп.