Шаг 1. Организация тьюторского сопровождения (процесс обучения).
Поскольку виды и формы деятельности тьютора напрямую зависят от выбранных им совместно со слушателями видов и форм обучения и контроля, изменяются и его роли. При условии выбора традиционных форм обучения тьютор выступает в роли преподавателя-организатора.
Шаг 2. Проведение обучения.
На данном этапе тьютор не только организует, управляет процессом повышения квалификации, но и проводит обучение учителей. Поэтому задачей тьютора является использование методов и приемов обучения, которые максимально активизируют деятельность обучаемых.
При условии выбора слушателями нетрадиционных видов и форм занятий, на тьютора возлагается роль соратника или помощника по обучению. В данном случае основными организационными формами обучения являются исследовательские проекты, тьюториал, группы самоподдержки, мастер-классы (приложение 1).
Доминирующими методами обучения на данном технологическом этапе являются диалог в его различных проявлениях, моделирование профессиональной деятельности, анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, деловые игры, тренинги, метод проектов. Также используются репродуктивные, эвристические, исследовательские методы обучения. Выбор методов обучения зависит от обучающихся: их запросов и уровня профессиональной компетентности.
Шаг 3. Организация самостоятельной работы обучающихся.
Особое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся:
· вид познавательной деятельности;
· форма организации учебной деятельности;
· средство активизации познавательной деятельности обучаемых;
· метод обучения, при котором обучающиеся под руководством тьютора самостоятельно решают познавательные задачи, проявляя усилия и активность;
|
· важнейшее средство овладения знаниями, развития познавательных способностей обучаемых;
· средство включения обучаемых в самостоятельную познавательную деятельность.
Главным признаком самостоятельной работы считается степень самостоятельности в овладении знаниями, умениями и навыками. Соответственно, самостоятельная работа является условием формирования самостоятельности обучающихся, способом организации познания на основе самостоятельной мыслительной деятельности, обеспечивающим развитие творческих возможностей слушателей и готовность к непрерывному самостоятельному познанию.
Шаг 3. Организация консультирования.
Тьютор совместно с педагогами устанавливает график индивидуальных и групповых консультаций, во время которых тьютор осуществляет необходимую помощь учителю. Чаще всего индивидуальное консультирование используется при организации самостоятельной работы обучающегося.
Тьютор может консультировать самостоятельно, помочь связаться со специалистами ИПК, предложить список литературы, в которой отражены ответы на возникающие вопросы, привлечь учителей-практиков, работающих над данной проблемой. При организации групповых консультаций ведущим приемом является использование тьютором брейнстроминга (мозгового штурма).
Использование данного приема позволяет за короткий период времени, на который рассчитана консультация, вовлечь всех членов группы в рассмотрение реально существующей проблемы и продуцирование идей по ее разрешению.
|
Шаг 4. Проведение промежуточного контроля.
Данная деятельность необходима, поскольку она используется для выявления проделанной работы каждого учителя или группы в целом, а также для оптимизации образовательной деятельности педагогов. Обязательным условием является выбор правильных критериев оценки. Результаты промежуточного контроля фиксируются в Дневнике слушателя курсов повышения квалификации.
Шаг 5. Корректировка индивидуального образовательного маршрута.
Параллельно тьютор отслеживает и анализирует наиболее типичные трудности, возникающие у обучающихся в процессе освоения курса. Результатом данной работы может стать корректировка программы либо в процессе обучения, либо в межкурсовой период с целью дальнейшего предотвращения или предупреждения подобных затруднений.
Шаг 6. Составление портфолио.
Результатом совместной деятельности может стать составление портфолио обучающегося. Это может быть как бумажный, так и электронный вариант рабочей папки, содержащей многообразную информацию, которая документирует результаты деятельности учителя, полученные им в процессе обучения на курсах повышения квалификации. Для учителя создание портфолио является объективным требованием, на которое он ориентируется и может самостоятельно наблюдать за процессом своих действий.
Результатом организационно-управленческого этапа является успешное освоение обучающимися образовательной программы.