Проведение тьютором внешнего аудита особенно важно при условии, что мнение профессионала о фактическом состоянии деятельности, достоверности представляемых материалов, поможет педагогу (руководителю) в осознании уровня его профессионального развития, позволит обратить внимание на те или иные несоответствия.
Основными методами аудита, осуществляемого тьютором, являются наблюдение и тестирование. Тьютор посещает уроки, внеклассные мероприятия педагога, наблюдает за состоянием его профессиональной активности. Данные наблюдений заносятся тьютором в Маршрутную книжку учителя и оценочный лист.
Результатом проведения аудита деятельности педагога являются анализ результатов экспертной оценки и рекомендации педагогу по корректировке индивидуальной траектории профессионального развития.
Основным видом деятельности тьютора в межкурсовой период является консультирование.
Выделяют ряд особенностей в работе тьютора с педагогами:
1. Использование дифференцированного подхода в процессе обучения взрослых. С одной стороны, это обусловлено разным уровнем подготовки педагогических кадров и разными потребностями учителей. В этой связи должны быть использованы разнообразные формы, методы и приемы (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, лектории, заседания методических объединений, научно-практические конференции педагогические чтения, индивидуальные и групповые занятия). С другой стороны, это обусловлено тем, что обучение должно быть организовано как следующая ступень, построенная на основе предыдущего обучения. На наш взгляд, данный подход позволит более последовательно руководить процессом обучения, добиться стабильных результатов, выстроить динамическую структуру руководства педагогическим коллективом.
|
2. Обучение должно быть оперативным и адресным. Это условие позволяет поставить конкретные цели, проводимых занятий, при этом педагог более заинтересован в посещении и участие в предлагаемой деятельности. Что также способствует развитию такого качества как избирательности, т.е. свободы выбора ценностных профессиональных ориентаций, собственного педагогического стиля.
3. Необходимо наличие учебного сотрудничества внутри группы. Это способствует общности установок, согласованности действий. Наиболее высший результат достигается при соответствующей психологически благоприятной творческой атмосфере, способствующей самораскрытию педагога.
4. Использование коммуникативного подхода и его распространение в ходе организационно-педагогических игр и занятий.
5. Включение групповой и диалоговой деятельности в процесс обучения взрослых, в ходе, которой раскрываются различные аспекты, проблемы и затруднения профессиональной деятельности педагога.
Последнее условие непосредственно оказывает влияние на развитие личностных качеств, например: критичности мышления, волевую саморегуляцию (при достижении целей профессиональной деятельности), рефлексивные умения, умения обеспечивать автономность и устойчивость творческого преобразования своей деятельности и деятельности учащихся.
Определяя педагогические условия деятельности тьюторов, мы также опирались на теоретические положения синергетического, компетентностного и андрагогического подходов.
|
Тьюторское сопровождение будет эффективным, если этот процесс станет частью специально организованной образовательной среды, представляющей собой интеграцию специфических содержательно-целевых, организационно-процессуальных и методико-инструментальных условий.
Группа содержательно-целевые условий позволяют связать цели системы дополнительного образования взрослых с интересами педагогов посредством специального моделирования содержания образования и конструирования образовательных программ для удовлетворение профессиональных потребностей.
В качестве содержательно-целевых условий выделим:
· актуализацию субъектного опыта обучающегося и его включение в содержание повышения квалификации;
· расширение субъектных функций обучающихся в образовательном процессе;
· проблематизацию профессиональных норм деятельности и поведения педагогов.
Организационно-процессуальные условия - призваны интенсифицировать в соответствии с потребностями педагогов и целями системы дополнительного образования взрослых все имеющиеся внешние и внутренние ресурсы повышения квалификации.
В качестве условий второй группы мы выделили, прежде всего:
· обучение рабочей группы преподавателей, осуществляющих подготовку школьных тьюторов;
· взаимодействие системы дополнительного образования педагогических кадров и образовательных учреждений;
· пролонгированность повышения квалификации в межкурсовой период.
К числу методико-инструментальных условий тьюторов мы относим:
|
· использование интерактивных методов и приемов обучения;
· проектирование авторской методики модераторской деятельности в условиях внутришкольного повышения квалификации.
Разработка содержания подготовки школьных тьюторов должна осуществляться с учетом реалий российской действительности, а также с учетом целей, потребностей и возможностей российской системы дополнительного профессионального педагогического образования.
В свою очередь, любая андрагогическая модель строится на основании положений о том, что актуализируемый жизненный опыт взрослого:
а) это один из источников его обучения;
б) взрослому обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего развития;
в) на всех этапах процесс обучение представляет собой совместную деятельность, кооперативную деятельность обучающегося с обучающим и коллегами.
Поэтому, обучение, поддержка или сопровождение развития профессионализма должны строятся на основе продуцирования условий саморазвития личности в образовательном пространстве. Только тогда обучение становится средством саморазвития и самоопределения педагога на основе собственной инициативы. В данном случае тьюторское сопровождение выступает как «механизм», поддерживающий процесс на уровне его стимулирования, выявления и предъявления учителю его наиболее значимых направлений, выявления оригинальности его педагогического стиля, что возможно при включении учителя в увлеченную, творческую работу.