Шаг 1. Тьютор знакомит слушателей с программой подготовки или обучения, дает представление о структуре, задачах, модулях, системе работы.
Шаг 2. Определение инвариантной и вариативной частей программы.
Под руководством тьютора обучающиеся выделяют инвариантную часть программы и определяют формы работы с учебным материалом. В зависимости от уровня знания теории и методики преподаваемых предметов, а также результативности практической деятельности, в организованных внутри группы микрогруппах содержание и объем вариативной части программы могут быть разными.
Шаг 3. Отбор содержания учебного материала.
На данном этапе тьютору совместно с членами микрогруппы необходимо решить задачу по отбору содержания учебного материала, определению его объема. Иногда педагог нуждается в изучении только отдельного модуля программы. В данной ситуации деятельность тьютора заключается в оказании помощи обучающемуся в выборе учебного модуля.
Шаг 4. Определение временных промежутков освоения программы.
Уровнем профессиональной компетентности обучающегося также обусловлено определение объема времени, необходимого для изучения определенного учебного курса. В этой связи тьютор совместно с обучающимся проектирует его индивидуальную педагогическую траекторию, т.е. набор значений его индивидуального учебного времени по каждому разделу (модулю) или теме курса, т.е. определяет сроки обучения на курсах повышения квалификации.
Шаг 5. Выбор методов и форм обучения.
На данном технологическом этапе тьютор совместно с обучающимися определяет формы обучения, которые являются приемлемыми для всех членов микрогруппы. Данный выбор может зависть от конкретизированных целей обучения, опыта работы обучающихся, уровня их профессиональной компетентности и т.п. Это могут быть как классические формы обучения, так и нетрадиционные.
|
При этом особое внимание необходимо уделить самостоятельной работе, поскольку ее целесообразно рассматривать с нескольких позиций: как вид познавательной деятельности; как форму организации учебной деятельности; как средство активизации познавательной деятельности обучаемых; как метод обучения, при котором слушатели под руководством тьютора самостоятельно решают познавательные задачи, проявляя усилия и активность; как важнейшее средство овладения знаниями развития познавательных способностей обучаемых; как средство включения обучаемых в самостоятельную познавательную деятельность. Именно самостоятельная работа обеспечивает развитие творческих возможностей слушателей и готовность к непрерывному самостоятельному познанию.
На данном этапе преобладающими методами обучения становятся диалог и моделирование образовательной деятельности. Целесообразно включить в образовательный процесс деловые игры и мастер-классы поскольку при конструировании создается модель реальной обстановки, продумывается организация совместной деятельности и межличностного общения участников так, чтобы она, с одной стороны, в максимальной степени соответствовала реальной совместной деятельности и реальному профессиональному росту, а с другой стороны – обеспечивала привитие навыков выработки и принятия решений, совместной деятельности и делового общения.
|
Вышеназванные методы, используемые на данном технологическом этапе, выступают в качестве промежуточного звена между теорией и непосредственной практикой учителей. Моделирование практических ситуаций в процессе обучения взрослых людей (анализ этих ситуаций, проигрывание способов действий в этих ситуациях, разыгрывание действий в условиях предложенных ситуаций) позволяет целенаправленно преобразовывать и синтезировать знания, полученные при изучении отдельных теоретических дисциплин, и использовать их для решения реальных образовательных задач.
Шаг 6. Выбор видов и форм контроля.
Также проектировочный этап связан еще и с определением методов обучения, видов и форм промежуточного и итогового контроля. Виды и формы промежуточного, текущего и итогового контроля являются предметом согласования тьютора и обучающихся.
Шаг 7. Составление индивидуальных образовательных маршрутов.
Те же маршруты фиксирует тьютор в информационной карте вместе с выбранными обучающимися методами и формами обучения с целью дальнейшей организации процесса повышения квалификации.