Основной конфликт возраста: образования как самоценности – и целевого (профессионального) образования (культурного и социального). Тьютор опять решает его в плане культурного – индивидуального. [12]
Теперь учащийся вместе с тьютором он строит проект своей индивидуальной образовательной программы поверх индивидуального проекта профессиональной деятельности. Портфолио становится объектом проектирования.
Образовательная деятельность сочетается с воспитательной, а также выходит за стены школы в прямом смысле – это стажировки и социальные практики в мире взрослой деятельности.
К таким видам воспитывающей деятельности, реализуемым в современной старшей (профильной) школе, нами отнесены следующие:
- тьюторское сопровождение процесса построения и реализации старшеклассником индивидуальной образовательной траектории;
- организация работы с образом будущего у старшеклассника;
- включение учащихся в процесс социокультурной практики;
- пространственная организация внеучебной деятельности;
- организация на демократических принципах деятельности органов самоуправления, соуправления функционированием старшей профильной школы.
Например, для реализации индивидуальной образовательной программы и складывания жизненной траектории через представления о своем будущем необходимо наличие реальных социальных действий. Это возможно посредством социокультурных практик - процесс социальных и профессиональных проб, процесс обретения социального опыта. Ее н азначение - формирование социальных компетенций:
- способность работать в команде
- способность разрешать конфликты в группе
- способность понимать других
|
- контактность
- социальная ответственность.
Задачи:
- развитие у учащихся активной жизненной позиции, интереса к проектной деятельности;
- приобретение знаний и навыков, необходимых для успешного участия в разработке и реализации социально-культурных проектов;
- формирование совместных проектных групп учащихся и педагогов;
- создание условий для приобретения учащимися опыта социально-культурного проектирования посредством выполнения заданий и прохождения всех стадий «жизненного цикла проекта».
Позиция взрослого в этом пространстве – "социальный продюсер" – успешный взрослый, который помогает молодому человеку вывести свои образовательные проекты в социальную сферу. Реализация социокультурного проектирования в старшей школе предполагает:
- разработка и реализация социальных проектов, направленных как на благо школы, так и вне ее;
- включение старшеклассников в различные формы публичных презентаций (научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов вне школы);
- участие старшеклассников в социально-значимых программах различного уровня,
- прохождение предпрофессиональных стажировок и практик;
- создание нескольких постоянных площадок для организации социально-трудовой практики учащихся, прежде всего, в местах, связанных с отношениями рыночного типа и решением современных социальных проблем (торговая фирма, банк, фирма по производству товаров и услуг, работы по благоустройству микрорайона, уход и помощь больным и престарелым, и т.п.);
- обобщение опыта, наработанного командами разных параллелей и разработка единой системы социальной практики с учетом как возрастных особенностей учащихся, так и реальных возможностей микро и макросоциума (родители, выпускники, заинтересованные в сотрудничестве городские организации);
|
- разработка и апробация системы социально-образовательного статуса школьника, основанного на его активном участии в конкретных социально- значимых проектах.
Существует ряд условий, на которые необходимо обратить внимании при организации тьюторского сопровождения:
1. Не все дети должны быть «охвачены» тьюторской поддержкой, но только желающие и готовые что-то узнавать сами (не по программе). Мотив к самообразованию может формироваться только в условиях, где может проявляться самостоятельность.
2. Для этого лучше не совмещать уроки и тьюторские консультации, чтобы у детей была возможность различать образовательные пространства, где они должны учиться и где могут это делать, потому что хотят этого сами.
3. Тьютором может стать тот, кто не просто готов поддерживать школьника в разрешении интересующих их вопросов и вместе с ними включаться в поиск ответов. Тьютор непременно должен иметь собственный опыт самообразования. Например, это может быть опыт самостоятельного повышения квалификации или самореализации в какой-то другой практике.
4. Минимальное количество тьюторов в школе – три, хотя бы для того, что у них была возможность обсуждать свои опыты. Это должны быть люди, увлеченные это идеей и готовые ее развивать на практике, а не назначенные на должность.