П. 3. Технология тьюторского сопровождения учащихся




 

В ходе тьюторского сопровождения педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления школьником своего познавательного интереса, где ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с тьютором (10,11).

Технология может реализовываться в трех направлениях:

· Введение особой тьюторской позиции;

· Максимальное насыщение школьной среды (секции, исследовательские и проектные студии, клубы образовательных путешествий, школьный театр и т.п.);

· Организация «событийных» форм образовательной деятельности(олимпиады, фестивали и т.п.), провоцирующие спонтанное творческое общение учащихся.

В процессе работы образовательными учреждениями различных регионов были выделены основные структурные элементы данной технологии:

Общие этапы технологии тьюторского сопровождения:

1. Диагностический: выявление познавательного интереса учащегося. Диагностика познавательного интереса может строиться на основе разных методов как собственно тьюторского сопровождения, психодиагностического исследования, при котором тьютор обсуждает с учащимся только итоги, результаты диагностики.

В практике тьюторского сопровождения разработаны следующие методы выявления познавательного интереса:

Знаковый метод – анализ личной образовательной истории через анализ текстов подростка: специально написанного сочинения, рассказа, дневника и т.п.

Ролевой метод – создание игровой ситуации погружения в исторический (литературный) образ и описание позиции этого героя.

Коммуникативный метод – групповое обсуждение позиции ученика.

Метод диагностического анкетирования – анализ образовательной истории ученика.

2. Формулирование первичного вопроса и на его основе темы предпролагаемого мини-исследования (творческой работы, проекта и т.п.).

Конкретность и локальность образовательного вопроса выступают фактором, способствующим эффективности тьюторского сопровождения. Основным методом постановки образовательного вопроса выступает обсуждение позиции ученика средствами тьюторского вопроса: уточняющего, альтернативного, провоцирующего и пр.

3.Составление карты поиска: где (в каких пространствах, в том числе социальных) можно найти ответ на вопрос? Здесь происходит постановка цели образовательной деятельности. Цель – как образ ожидаемого результата, формулируется учеником совместно с тьютором в ходе тьюторской встречи.

4. Выбор базового образовательного модуля (каким способом я буду добывать информацию? Ее обрабатывать? Предъявлять?)

а). Научный или знаковый – «академический»: заметка в школьной газете, статья, реферат, доклад, учебное исследование.

b). Коммуникативный – посредством специально организованного общения: интервью, анкетирование, устный вопрос (к кому и как уместно обратиться), участие в конференциях, мастер-классах.

в). Игровой или ролевой – ролевая игра, деловая играю тренинг и т.п.

5. Собственно «исследование». Нахождение информации по сформулированномй вопросу-теме-проблеме. Поиск образовательных ресурсов и разработка плана образовательной деятельности – разработка “план-карты познавательного интереса”.

Задача тьюторского сопровождения – сделать очевидной ученику необходимость и доступность очень разных источников и ресурсов образования, средств достижения его цели. План-карта составляется и анализируется в течение нескольких занятий, главным образом, в сторону поиска новых средств – расширения карты. И даже на следующем этапе – реализации плана, продолжается корректировка карты. Точками на карте образовательного маршрута могут являться как книги, статьи, так и библиотеки, консультации с учителями, элективные курсы, встречи со специалистами, анкетирование родителей и друзей, посещение конкретного сайта или встреча в чате и многое другое.

6.Обработка и анализ найденных результатов. Особое внимание уделяется анализу эффективности и комфортности хода работы в связи с выбранным образовательным модулем. Учащийся выполнял исследование один или в группе? Как распределялись роли? Какие были сложности и т.п.

7. Выбор способа оформления полученных результатов и предъявления их (классу, коллективу студии и т.д.). Презентация, стендовый доклад, театрализованное действие и т.п. Педагог-тьютор не вмешивается в ход защиты, фиксирует происходящее(например, с помощью камеры).

Это основной по продолжительности этап взаимодействия тьютора и ученика: реализация и обсуждение, анализ, корректировка плана образовательной деятельности — “сбор портфолио”, “образовательный проект”. На данном этапе ученик в основном самостоятельно действует, встречаясь с тьютором для обсуждения возникающих трудностей и достигнутых результатов. Предметом обсуждения выступает портфолио деятельности.

8. Совместная рефлексия защиты творческой работы и анализ итогов образовательной деятельности — является ключевым в тьюторском сопровождении. На данном этапе обсуждаются насколько поставленные достигнутые цели удовлетворяют ученика. Принципиальным является выбор формы и уровня анализа именно учеником. Тьютор в данном случае выступает основным экспертом, но решение принимается школьником.

9. Планирование следующего направления работы, корректировка образовательной цели, определение временных перспектив. Какие новые цели он формулирует для себя на основе проделанной работы. Необходимо ли ему для достижения этих целей тьюторское сопровождение в дальнейшем.

Таким образом, тьюторское сопровождение как технология сопровождения самостоятельной образовательной деятельности позволяет, с одной стороны, удерживать рамку обусловленности выбора индивидуальными особенностями ученика. С другой стороны – развивать предметную основу выбора. С третьей – осуществлять данный выбор из существующих технологий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: