Вся эта область такова, что
практика далеко опередила здесь
и теорию, и исследования.
К. Роджерс
Хочется немного рассказать о том, что такое тренинг, какое действие оказывает сам процесс на участников, почему выбрана именно эта форма работы.
На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «тренинг», что приводит к расширительному толкованию метода и обозначению этим термином самых разных приемов, форм, способов и средств, используемых в психологической практике. Термин «тренинг» (от англ. train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка.
Классическое определение психологического тренинга таково: "...Совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимопонимания людей в группе" (Краткий психологический словарь, 1982, с.212). Тренинг ориентирован на воздействие, на групповое развитие с помощью оптимизации форм межличностного общения.
Определяя тренинг как психологическое воздействие, Л.А.Петровская пишет: "Весь курс тренинга и каждое отдельное его занятие можно рассматривать как ситуацию воздействия <...>.. И.В.Вачков делит шкалу психологического воздействия в процессе тренинга на 4 пункта:
1. Тренинг как своеобразный метод дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами (отрицательное и положительное подкрепление) выстраивается нужное поведение участников.
2. Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения.
3. Тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков.
|
4. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем (см.: Там же, 1999, с.18)
Большинство эффективных изменений происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. Для того чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие.
К. Рудестам называет и такие задачи такой групповой работы:
· проработка проблем, с которыми участники сталкивались в реальной жизни;
· применение полученных знаний вне группы;
· развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты и устранение неискренности на личном уровне – понимание целей, затрудняющих или облегчающих развитие группы – постижение межличностных отношений в группе (Рудестам, 1993).
Следует упомянуть и следующие последствия направленного группового воздействия:
1. Развитие внутренней и внешней свободы, уменьшение числа штампов и зажимов.
2. Повышение самооценки, уверенности в себе.
3. Развитие воображения, умения нестандартно, оригинально мыслить.
4. Повышение поисковой активности, ориентация на активную позицию (Арнольд, 1989).
К. Рудестам отмечает, что член группы является одновременно и участником, который может экспериментировать с изменениями поведения, и наблюдателем, который может контролировать результаты этих изменений (Рудестам,1993).
Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов. Хрящева Н.Ю. предлагает краткую характеристику этих принципов:
|
I. ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ.
Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.
Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.
Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто того, что делает сам.
II. ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ (ТВОРЧЕСКОЙ) ПОЗИЦИИ
Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможности, особенности.
Исходя из этого принципа, тренер придумывает, конструирует и организовывает такие ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.
|
В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безопасность.
III. ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВАЦИИ (ОСОЗНАНИЯ) ПОВЕДЕНИЯ
В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.
IV. ПРИНЦИП ПАРТНЕРСКОГО (СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОГО) ОБЩЕНИЯ
Партнерским, или субъект-субъектным, общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.
Кроме специфических принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфическом принципе работы тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе.
Психогимнастические упражнения, которые также будут использованы в этом занятии, дают разнообразный материал, необходимый для осознания процесса и результатов социально-перцептивной деятельности, а также формируют среду, позволяющую каждому участнику развивать свои перцептивные способности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что тренинг является достаточно эффективной формой проведения занятия, в результате которого с участниками происходит изменения в различных сферах поведения, межличностных отношений, на личностном уровне и другие изменения, влекущие за собой также и приобретение новых умений и навыков, знаний и т.п. Хочется отметить также, что для различных видов тренинга и форм групповой работы, а также в зависимости от состава, потребностей и возможностей участников и других критериев для достижения определенных целей может потребоваться не одно тренинговое занятие.
Содержание занятия
Участники занятия: старшеклассники (или кл. руководители).
Форма проведения: тренинг.
Продолжительность занятия:2 часа(+;- 10 минут).
Количество участников: 10 человек.
Необходимое оборудование и реквизиты: листы бумаги, фломастеры.
Цели:
1) понимание и осознание участниками занятия отношений в сфере ученик-учитель;
2) исследование отношения участников к различным групповым ролям;
3) обучение участников успешному поведению;
4) развитие коммуникативных способностей в результате межличностного взаимодействия.
Задачи:
1) установление контакта между членами группы;
2) развитие навыков общения;
3) повышение поисковой активности, ориентирование на активную позицию;
4) обсуждение проблем, с которыми участники столкнулись в реальных условиях
5) стимулирование открытости и готовности понять и принять поведение другого человека;
6) развитие эмпатии;
7) способствование сплочению группы;
8) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей.
Ход занятия
1. Вступительное слово ведущего (тренер): «Хочу всех поприветствовать! Сегодня наше занятие будет посвящено школьным отношениям, а конкретно - отношениям между учителем и учениками, изучению их представления друг о друге. Эта тема является всегда актуальной. Уже на сегодняшний день можно утверждать, что этот фактор является как минимум немаловажным, а то и решающим в процессе усвоения знаний, приобретения новых умений и навыков. Правильно организованная рабочая атмосфера, позитивные отношения между учителем и учениками способствует лучшему усвоению материала, благоприятно воздействует на сам процесс учебы, создает предпосылки для успешной учебы, работы. Тот факт, что учитель не испытывает никаких негативных влияний, может влиять и на продуктивность его работы, и на весь процесс учебы в целом. Мы с вами постараемся выяснить, какие отношения складываются у участников сегодняшнего тренинга, обсудить проблемные ситуации, возможно - воспроизвести их, проанализировать, найти способы решений для этих ситуаций. Я подготовила для вас интересные, на мой взгляд, упражнения. К их выполнению мы и приступим сейчас.
Знакомство
Ведущий: «Итак. Для начала нам нужно познакомиться. Для этого я попрошу каждого назвать свое имя, а на 1ю букву своего имени слово, которое ассоциируется у него с этим именем. Следующий Участник называет сначала предшествующее имя и ассоциацию, потом свое. И так все по цепочке. Потом я попрошу кого-то воспроизвести все имена и названные к ним ассоциации».