Сегодня в центре обучения школьников стоит развитие проблемного мышления у ребенка, именно с его помощью можно стимулировать природную потребность в новизне. Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной образовательной практики. И именно они являются ключевыми при проведении таких конкурсов исследовательских работ как «Я - исследователь», «Первые шаги в науке». Наш профессиональный долг обучать ребёнка честному исследовательскому поиску, объективному изучению явлений, событий, процессов.
Ребята в каждом классе в младшем школьном возрасте любознательны, активны. Каждый ученик 3 А класса занимается в кружке. 7 человек занимаются в кружке «Юный исследователь». Непосредственное удивление детей определило проблему исследования. А именно: всем детям родители обычно запрещают жевать жевательную резинку, но старшие сестры девочек, являющиеся для них авторитетом, доказывали обратное. «Кто прав?»- спросили меня девочки, и, я предложила им провести самостоятельное исследование. Так произошел выбор темы, ясной по форме, конкретной, компактной и литературно грамотной. «Вред и польза жевательной резинки для детей».
Первый этап:
Подбор материала целесообразно начинать с изучения тех книг и периодических изданий, которые рекомендованы по изучаемой дисциплине. При написании работы обязательно нужно изучить положение о проведении конкурса.
Подбор книг и статей следует производить с использованием систематических указателей литературы в библиотеке, читальном зале. При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год. Пользуемся материалами Википедии, материалами статей, помещенных в интернет, консультируемся со специалистами.
|
Описание изданий источников производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати. На основании произведенных записей составляется список литературы.
Первоначальное ознакомление с подобранной литературой дает возможность разобраться в важнейших вопросах темы и приступить к планированию деятельности по непосредственному написанию работы.
Итак, материал собран, и, мы приступаем к работе.
Работаем в группах. Тема первой группы «Вред жевательной резинки для детей», второй - «польза жевательной резинки для детей».
Работу составляем пошагово. У каждой группы есть заготовки.
Написание работы начинаем с введения в тему.
Типовая структура исследовательской работы
Введение должно содержать следующие структурные элементы, расположенные в строгой, указанной ниже, последовательности: актуальность темы исследования; степень изученности темы (желательно); проблема исследования (обозначить противоречие); гипотеза (одна или несколько); объект исследования (желательно); предмет исследования (желательно); цель исследования; задачи исследования; новизна; практическая значимость (если исследование прикладное); теоретико-методологические основы исследования.
|
Актуальность темы исследования. Обоснование актуальности выбранной темы - начальный этап любого исследования. Умение автора выбрать тему, а также правильно понять и оценить ее с точки зрения своевременности и социальной значимости характеризует уровень его научной и профессиональной подготовленности. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно коротко показать главное - важность изучения темы для решения задач государственного и муниципального управления.
Записали актуальность вашей темы.
Анализ степени изученности выбранной темы. Подготовка работы требует, прежде всего, знакомства с историей изучения вопроса. Целью данного этапа является анализ всех видов источников, содержание которых так или иначе связано с темой исследования. Значение этого этапа огромно, так как от полноты изучения источников зависит, в конечном итоге, качество всей научно-исследовательской работы.
Результатом анализа литературы по теме исследования является определение степени изученности выбранной темы и, как следствие, вывод о том, что данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей разработке.
Определение степени изученности темы позволяет перейти к формулированию проблемы исследования.
Сформулировали и записали анализ степени изученности выбранной темы.
Проблема исследования. Исходным моментом любого исследования является проблемная ситуация.
С точки зрения познавательного процесса проблема, проблемная ситуация обусловлена противоречием между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнании путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий. Надо помнить, что проблема не может считаться сформулированной, если она не выражена одним предложением.
|
Обозначили проблему.
Гипотеза. Четко сформулированная, лаконичная и проверяемая гипотеза должна вытекать из формулировки проблемы. В детских исследованиях возможны неправдоподобные гипотезы (предположения), называемые провокационные идеи. Можно поставить несколько гипотез, в ходе исследования опровергая их, находя единственное решение.
Записали гипотезу.
Объект и предмет исследования. Приступая к определению объекта и предмета работы, необходимо помнить, что объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.
Объект исследования - это определенная часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующая независимо от нашего знания о ней и служащая для исследователя источником информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе; в каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
Именно предмет исследования определяет тему работы, вынесенную в качестве названия.
Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.
Выделили предмет исследования.
Цель работы представляет собой конечный результат, который стремится получить ее автор. Формулировка цели должна быть конкретизирована указанием на пути и средства ее достижения. Четкая постановка цели дает возможность одновременной формулировки гипотез.
Обозначили цель вашего исследования.
Цель работы конкретизируется и развивается в задачах исследования, формулировку которых принято начинать со слов «изучить...», «описать...», «проанализировать...», «охарактеризовать», «выявить...» и т.д.
Задачи работы формулируются как конкретные целевые установки, определяющие этапы процесса достижения поставленной цели.
Первая задача, как правило, связана с выявлением обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта на основе уже сложившихся теоретических позиций.
Вторая - с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.
Третья - с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.
Формулировки задач должны быть тщательно выверенными, поскольку описание их решения составляет содержание разделов работы. Это важно также и потому, что заголовки разделов формулируются именно на основе задач исследования.
Составили задачи.
Новизна. Определение новизны происходит после изучения литературы и проникновения в тему и цель исследования, только этим путем можно выяснить, что в исследовании сделано именно Вами и является новым в исследуемой проблеме. В новизне необходимо показать, чем отличается предложенное вами определение (методика) от ранее разработанных.
Записали новизну своего исследования.
Практическая значимость. Для прикладных исследований, в отличие от фундаментальных, важно показать в чем заключается практическая направленность работы, как можно применить результаты исследования.
Определили практическую значимость.
Методология и методы исследования. Под методологическими основами исследования понимается совокупность теорий и концепций, на которых оно строится.
Общие методы научного познания можно разделить на три большие группы: методы эмпирического исследования (наблюдение, опрос, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (аналогия, абстрагирование, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и т.д.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному (индукция, дедукция), идеализация, формализация и др.).
Перечислили методы, которые применяли в работе.
Затем излагается работа.
Написание работы.
Требования к тексту.
Текстуальная часть работы должна быть логичной, то есть разделенной на отдельные соподчиненные части, лаконичной и литературно грамотно изложенной. Выводы должны быть строго аргументированы. При написании работы необходимо давать ссылки на фактический материал, конкретные сведения, цифровые и другие данные, а также теоретические положения и выводы по проблеме исследования, дословно перенесенные в работу из других источников. Важно проявить необходимую требовательность в отборе материала, его систематизации, не допускать повторов, увлечения описанием фактов, а также изложения позиции автора от первого лица.
Материал должен излагаться в соответствии с названием и целевой установкой работы, логически стройно и последовательно. Необходимо четко сознавать, что цель работы состоит не в простом описании поставленных в плане вопросов, а в анализе существующих проблем и обосновании предложений по решению этих проблем.
Стиль написания. При написании работы целесообразно представить себя на месте человека, который должен поделиться имеющейся у него информацией и знаниями с людьми, которые этой информацией не располагают. Поэтому качествами, определяющими стиль работы, должны являться точность, ясность и краткость.
Синтаксис письменных работ имеет свои особенности. Нужно стремиться строить краткие предложения, выражать свои мысли в доступной форме, не допускающей разночтений, использовать грамматические конструкции, предполагающие точное следование нормам связи слов в предложении.
Смысловая точность – это умение передавать информацию при помощи слов. Неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, привести к двоякому толкованию той или иной фразы. Особенно затрудняет восприятие информации использование сложной книжной лексики и злоупотребление иностранными словами, которые, во-первых, неоправданно усложняют текст, а во-вторых, зачастую служат показателем неуверенности студента в своих знаниях.
Ясность — это умение писать доходчиво. Краткость позволяет избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста работы.
Изложение авторской позиции предполагает использование безличных оборотов: «Представляется, что...»; «Исследование приводит к выводу...», «Самостоятельное изучение показывает...», «Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют...» и т.д.
Завершив написание текста работы, следует прочитать всю работу в целом. Сделать это целесообразно по прошествии нескольких дней после окончания написания работы, что позволит увидеть работу свежим взглядом и обнаружить в ней новые ошибки и недочеты, ускользнувшие от автора при первом чтении. Если нет возможности ждать несколько дней, можно отложить работу на несколько часов, в течение которых целесообразно отдохнуть или заняться другим делом, а затем – вернуться к работе.
Заключение, выводы. В заключении следует сформулировать основные выводы работы. Главное внимание необходимо обратить на результаты, которые достигнуты при изучении данной темы или поставленной проблемы. Эти результаты излагаются как в позитивном плане (какие задачи удалось решить полностью, а какие – лишь частично), так и в негативном – чего не удалось достичь (в силу недоступности определённых источников, отсутствия специальных исследований по изучаемой теме и т.п.).