С 2006 года мой класс является участником областного эксперимента по апробации УМК «Перспективная начальная школа» под редакцией Р. Г. Чураковой, цель которого — оптимальноеразвитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Стоит отметить, что в 2006 году УМК «Перспективная начальная школа» стал Лауреатом Главной премии за лучшую работу в области науки, технологий и образования.
Проанализировав характеристику ведущих идей проекта «Перспективная начальная школа», основные принципы концепции, типические свойства методической системы УМК, я поняла, что очень важно естественное состояние ребёнка, его детскую любознательность не просто сохранить, а перевести в устойчивый интерес к исследовательской деятельности. Ведь опыт исследовательской деятельности является самым важным приобретением ребёнка, так как исследовательское поведение становится стилем жизни современного человека.
В новом веке мы живём, В ногу со временем идём А технический прогресс, Долетевший до небес, Не позволит нам отстать. Школьник должен много знать! Каждый скажет: «Как тут быть? Всё в учебник не вложить!» Чтоб поднять нам планку знаний, Довести объём познаний До конкретной высоты, Детский нужен интерес. По плечу тогда нам будет И учебник, и прогресс. Справочники, словари – Никуда от них не уйти. Объяснят значенье слова | Одного или другого, Даты, правила, события И великие открытия… Что где взять, как применить, Учитель должен научить. И ещё, ведь не секрет – Нам очень нужен Интернет. Он все тайны раскрывает, В нём найдёшь любой ответ. Интерес он вызывает, Любой школьник это знает. Моя же цель им объяснить, Как в ладу с наукой жить, Как учёбы не бояться, С интересом заниматься, Чтоб ориентироваться в мире Не хуже, чем в своей квартире! |
Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.
|
Исследование чего-либо, открытие… А часто ли наши дети самостоятельно открывают для себя что-то новое, осваивая учебные предметы? Или они привыкли питаться результатами чужой интеллектуальной деятельности – «стандартными таблетками» школьных знаний? Эти вопросы я задала себе ещё в начале педагогической деятельности и почти сразу решила: необходимо ученика из пассивного слушателя, исполнителя перевести в активного участника совместной деятельности «учитель – ученик»
|
Так возникла идея о приобщении школьников к исследовательской деятельности, которая легла в основу моего опыта «Формирование навыков исследовательской деятельности на основе УМК «Перспективная начальная школа» через организацию проектной деятельности », который поставил передо мной ряд серьёзных педагогических задач:
Ø вовлечение в проектно – исследовательскую деятельность всех моих учащихся, а не только отдельных одарённых детей;
Ø отбор методов, приёмов, средств, позволяющих учащимся успешно реализовывать потребность и интерес к исследовательской деятельности;
Ø сохранение и развитие интереса учащихся к исследовательской деятельности в процессе её осуществления;
Ø обогащение духовной культуры детей;
Ø психолого–педагогическое просвещение родителей.
Моя практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определённых целей: поднять интерес учащихся к учёбе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.