Различные типы воспитания детей»
(автор: Сыч Н. Н.)
Тема родительского собрания:
«Типологии родительских отношений. Различные типы воспитания детей».
Цель:
Обсудить с родителями стили воспитания детей и их влияние на формирование личности ребенка.
Оборудование и материалы:
· презентация «Типология родительских отношений. Различные типы воспитания детей»
· раздаточный материал для проведения групповой работы.
· методический материал:
- Советы родителям
- Анкета
- Памятка родителям.
Этапы групповой работы:
I. Подготовительный этап
· Постановка цели
· Сценарий работы
· Формирование микро-групп («Открытка»)
II. Этап проведения
· Подготовка материала
· Подготовка оборудования
· Распределение ролей в микро-группах
Формирование микрогрупп:
С помощью фрагментов разрезанных открыток присутствующие на собрании родители распределяются на три рабочие группы по номерам (родителям предложить название рабочих групп).
Задание для родителей «Продолжи фразу»
Каждая группа обсуждает следующую фразу: «Воспитание – это …»
По завершению работы один представитель каждой группы озвучивает свои результаты. Обязательно обобщить мнения родителей. Слайд №2
Актуализация знаний:
Модератор:
Слайд №3
Родительское собрание посвящено особенностям семейного воспитания. Сегодняшняя наука создала специальную классификацию типов семейного воспитания. Познакомимся с ними.
Авторитетный стиль
Родители сознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним признают право на саморазвитие. Трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. Родители признают и поощряют автономию своих детей.
|
Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль. Они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
Авторитарный стиль
Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они, вероятно, очень категоричны и не уступчивы. Ребенку порой неуютно под их контролем. В общении с ребенком они отдают приказы и ждут, что ребенок в точности их выполнит. Их дети, как правило, замкнуты, угрюмы и зависимы, легко раздражимы.
Либеральный стиль
Родители слишком высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всем. Не склонны к запретам и ограничениям.
Ребенок в такой семье слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставлен избыток свободы или руководство родителей незначительно.
Индифферентный стиль
Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребенку в основном приходится самому. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к собственным детям.
2. Всю работу мы будем проводить в группах по 3-4 человека.
Проводится анкетирование, его анализ. Каждому родителю раздается таблица.
№ вопроса | |||||||||||||
Вариант ответа | |||||||||||||
Баллы |
Всего:
|
Слайд №4
Анкета для родителей.
Можете ли вы:
В любой момент оставить все дела и заняться ребенком?
А – могу и всегда так поступаю – 3 балла
Б – могу, но не всегда так поступаю – 2 балла
В – не могу – 1 балл
Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
А – могу и всегда так поступаю – 3 балла
Б – могу, но не всегда так поступаю – 2 балла
В – не могу – 1 балл
Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
А – могу и всегда так поступаю – 3 балла
Б – могу, но не всегда так поступаю – 2 балла
В – не могу – 1 балл
Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
А – могу и всегда так поступаю – 3 балла
Б – могу, но не всегда так поступаю – 2 балла
В – не могу – 1 балл
5. Владеть собой и сохранить самообладание, даже если проступок ребенка вывел вас из себя?
А – могу и всегда так поступаю – 3 балла
Б – могу, но не всегда так поступаю – 2 балла
В – не могу – 1 балл
Поставить себя на место ребенка?
А – могу и всегда так поступаю – 3 балла
Б – могу, но не всегда так поступаю – 2 балла
В – не могу – 1 балл
7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
А – могу и всегда так поступаю – 3 балла
Б – могу, но не всегда так поступаю – 2 балла
В – не могу – 1 балл
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
А – могу и всегда так поступаю – 3 балла
Б – могу, но не всегда так поступаю – 2 балла
В – не могу – 1 балл
Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
А – могу и всегда так поступаю – 3 балла
Б – могу, но не всегда так поступаю – 2 балла
В – не могу – 1 балл